Вопросы для самоподготовки
1. Особенности ухода за тяжелобольным пациентом.
2. Положения, которые может заниматься пациент в постели.
3. Основное предназначение функциональной кровати.
4. Положения, в которые можно пациента усадить, уложить в постели с помощью функциональной кровати и других приспособлений.
5. Требования, предъявляемые к постельному белью
6. Приготовление постели тяжелобольному пациенту.
7. Способы смены нательного и постельного белья тяжелобольному.
8. Основные правила сбора и транспортировки грязного белья.
9. Уход за волосами.
10. Подача судна и мочеприемника пациенту (мужчине и женщине).
11. Техника подмывания пациента (мужчине и женщине).
12. Опрелости, причины образования, локализация, профилактика возникновения опрелостей.
13. Утренний туалет тяжелобольного пациента в постели.
14. Обтирание кожи тяжелобольному пациенту.
15. Мытье ног пациенту в постели.
16. Стрижка ногтей на руках и ногах.
17. Бритье лица пациента.
18. Пролежни. Факторы риска развития пролежней, локализация.
19. Определение степени риска возникновения пролежней.
20. Мероприятия по профилактике пролежней.
21. Тактика медсестры при развитии пролежней.
22. Удаление слизи и корочек из носовой полости.
23. Протирание глаз тяжелобольному пациенту.
24. Очищение наружного слухового прохода.
25. Уход за ротовой полостью
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА
ГЛОССАРИЙ
БИООККЛЮЗИОННАЯ ПОВЯЗКА - повязка, обеспечивающая изоляцию пораженной области тела, пропитания лекарственным веществом
ОПРЕЛОСТЬ - воспаление кожи в складках, возникающее при трении влажных поверхностей
ПРОЛЕЖЕНЬ - дистрофические, язвенно-некротические изменения мягких тканей, в результате их длительного сдавливания, сдвига относительно друг друга и трения
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА
Задача
Медсестра должна осуществить лечение пролежня III стадии в области крестца у пациента, находящегося на строгом постельном режиме по поводу сердечной патологии.
I этап - сбор информации.
Положение пациента - пассивное. В области крестца - пузырь, вокруг которого имеется интенсивное покраснение кожи. На простыне под пациентом имеется множество складок.
Нарушено удовлетворение потребности: БЫТЬ ЧИСТЫМ.
II этап - постановка сестринских диагнозов:
- нарушение целостности кожных покровов: пролежень II стадии в области крестца;
- дефицит само ухода, связанный со строгим постельным режимом и общей слабостью;
- риск возникновения пролежней другой локализации.
Приоритетная сестринская проблема:
- нарушение целостности кожных покровов: пролежень II стадии в области крестца;
III этап - планирование.
Краткосрочная цель: пациент не будет иметь пролежня в области крестца к концу недели.
Долгосрочная цель: у пациента не будет пролежня другой локализации к моменту выписки.
План:
1. Медсестра осуществит лечение пролежня, по назначению врача.
2. Медсестра применит на рану салфетки с активированным углем для дезодорирования раны.
3. Медсестра будет промывать пролежень физ. раствором.
4. Медсестра уложит пациента на противопролежневый матрац.
5. Медсестра будет менять нательное и постельное белье пациенту по мере загрязнения, тщательно расправляя складки на белье.
6. Медсестра обратит пристальное внимание на проведение мероприятий по профилактике пролежней.
IV этап - реализация.
Медсестра будет проводить лечение пролежня у пациента по составленному плану, профилактику пролежней других локализаций.
V этап - оценка.
Через неделю пузырьки и гиперемия в области крестца исчезли. Пролежней другой локализации не наблюдается.
Цель достигнута.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
ПАЦИЕНТА
Тестовые задания
1. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:
а) ежедневно
б) по мере загрязнения
в) 1 раз в 2-3 дня
г) 1 раз 7-10 дней
2. Грязное белье после перестилания постели пациенту собирают в _____________.
3. Положение, при котором пациент самостоятельно поворачивается, садится, ходит по отделению, называется _________.
4. Установите правильную последовательность при подаче судна пациенту:
1) подложить под Таз пациента клеенку
2) извлечь судно
3) ополоснуть судно теплой водой, оставив в нем немного воды
4) продезинфицировать судно
5) подставить судно под ягодицы пациента
6) приподнять Таз пациента
5. Для подмывания пациента необходимо приготовить:
а) Таз, р-р антисептика, кувшин, ватные тампоны
б) лоток, р-р антисептика, шприц Жанэ, ватные тампоны, корнцанг
в) грушевидный баллон, р-р антисептика, корнцанг, ватные шарики
г) судно, р-р антисептика, кружка Эсмарха, ватные тампоны, корнцанг
6. Для подмывание пациентки можно использовать _____% р-р калия перманганата.
7. Постельное белье пациенту, находящемуся на общем режиме, меняют:
а) 1 раз в 14 дней
б) 1 раз в 7-10 дней
в) ежедневно
г) 1 раз в 2-3 дня
8. Положение, при котором пациент не может самостоятельно поворачиваться, называется __________.
9. При приготовлении постели тяжелобольному пациенту с недержанием мочи на простыне необходимо положить ____, накрытую пеленкой.
10. Образованию пролежней способствуют плохой ______.
11. Загрязненное нательное и постельное белье способствует образованию ___________.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
ПАЦИЕНТА
Ситуационные задачи
Задача 1
В пульмонологическое отделение поступил пациент в дыхательной недостаточностью, которому необходимо создать возвышенное положение головного конца кровати.
Как это осуществить?
Задача 2
Пациенту с инфарктом миокарда назначен строгий постельный режим. Как осуществить смену постельного белья у данного пациента?
Задача 3
У Вас в отделении находится тяжелобольной пациент, который малоподвижен, длительно лежит в одном и том же положении, апатичен.
Определите степень риска возникновения пролежней у него. Какие мероприятия по профилактике пролежней необходимо проводить у данного пациента?
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
ПАЦИЕНТА
ПИСЬМО:
Здравствуйте дорогие родные!
Пишет племянник Ваш из деревни.
Недавно был в городе, но зайти к Вам не было времени, так как навещал Василия Михайловича в больнице, что-то сердце у него прихватило, думали даже, что умрет.
Лежит он там уже четвертую неделю. Я и раньше приезжал, но меня туда к нему не пустили, лежал в специальной палате. Только через две недели разрешили его увидеть.
Чувствует он себя сейчас получше, вот только поясница у него постоянно саднеет и болит. Я посмотрел и увидел, что кожа к него там содрана и краснота вокруг. Наверно отлежал, ему поначалу даже поворачиваться не разрешали. Да и расчесал тоже, ведь как попал в больницу - не мылся, да ногти отросли.
А еще бедный Василий Михайлович по утрам мучался, глаза еле-еле открывал, так как они после ночи склеивались.
Лечили его там хорошо, не жалуется, постоянно уколы делали, таблетки давали, суетились вокруг него, постель даже один раз поменяли, есть приносили прямо в палату.
Правда была одна неприятность у дяди, не могли найти его зубные протезы. Вставать ему не разрешали, поэтому помыть их он не мог, вот и снял протезы и положил на тумбочку. А медсестра, чтобы они не мешали, положила их, как это потом выяснилось, в ящик тумбочки. Но хорошо что нашлись, а то сейчас и пенсии не хватит, чтобы новые поставить.
Но все равно, после выписки надо сводит его к зубному врачу, наверно зубы у него подгнили. Потому что, когда с ним разговаривал, постоянно чувствовал запах изо рта. Но все это мелочи, главное, чтобы поправился.
Будет время, навестите его в больнице.
До свидания.
Прием пациента
Задача:
В приемное отделение больницы скорой медицинской помощи поступила пациентка К., 25 лет. Пациентка имеет 24 недели беременности. После врачебного осмотра было решено пациентку госпитализировать. Врач рекомендовал провести полную санитарную обработку пациентки.
I этап - сбор информации.
Медсестра приемного отделения в санпропускнике начала санитарную обработку пациентки с осмотра волосистой части головы. Пациентка во время врачебного и сестринского осмотра постоянно почесывала затылочную область головы.
При осмотре: неприятный запах от тела пациентки. Следы расчесов на коже головы, обнаружены живые вши на корнях волос в области затылка, гниды на волосах по всей голове.
У пациентки нарушено удовлетворение потребностей: БЫТЬ ЧИСТЫМ, БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ,
II этап - сбор информации.
Приоритетная сестринская проблема: кожный зуд, вызванный педикулезом.
III этап - планирование.
Краткосрочная цель: пациентка не будет иметь вшей, кожные покровы будут чистыми.
Долгосрочная цель: к моменту выписки пациентка будет иметь представление об элементарных навыках личной гигиены.
ПЛАН:
1) Медсестра оставит пациентку в комнате для раздевания в санпропускнике. Пациентка сидит на кушетке, которая полностью застелена клеенкой.
2) Медсестра наденет на себя дополнительный халат и косынку.
3) Учитывая беременность пациентки, медсестра выберет для обработки жидкость "Перфолон". Медсестра нанесет на волосы пациентки р-р ватно-марлевым тампоном.
4) Медсестра покроет волосы пациентки косынкой на 25 минут.
5) Медсестра через 25 минут промоет волосы теплой водой. Вычешет волосы частым гребнем в течение 10 минут.
6) Медсестра сложит белье пациентки в отдельный мешок для отправки в дез. камеру. Дальше пациентка пройдет в ванную комнату для принятия ванны или душа.
7) Медсестра снимет дополнительный халат и косынку, сложит в отдельный мешок и тоже отправит в дез. камеру.
8) Медсестра обработает клеенку на кушетке тем же дез. средством, в данном случае жидкостью "Перфолон".
9) Медсестра на титульном листе истории болезни сделает отметку "Р" красным карандашом.
10) Медсестра заполнит "Экстренное извещение об инфекционном заболевании" и одновременно с телефонограммой отправит в районную СЭС по месту жительства пациентки.
IV этап - реализация.
Осмотр и обработка пациентки проводится в санпропускнике медицинской сестрой приемного отделения по намеченному плану. заполнение документации проводится в кабинете дежурной медсестре.
V этап - оценка.
Пациентка отмечает отсутствие кожного зуда. При осмотре волосистой части головы медсестра не обнаружила вшей и живых гнид.
Цели достигнуты.
Прием пациента
Ситуационные задачи
Задача 1
В отделение реанимации, минуя приемное отделение, доставлен пациент в тяжелом состоянии.
Как оформить документацию приема пациента в данном случае?
Задача 2
В приемное отделение прохожими доставлен пациент в бессознательном состоянии, без документов.
Какова последовательность действий медицинской сестры приемного отделения?
Задача 3
Пациент Н., 45 лет, доставлен машиной скорой медицинской помощи без направления в приемного отделения областной больницы. Пациент доставлен с улицы, где ему внезапно стало плохо, он почувствовал сильную боль в области сердца. Медсестра приемного отделения отказалось принять пациента, ссылаясь на то, что пациент проживает в городе и должен быть доставлен в одну из городских больниц.
Оцените действия медсестры приемного отделения.
Задача 4
Лечебное отделение поступила пациентка, которой в приемном отделении произведена обработка волосистой части головы по поводу педикулеза. Через 12 дней после поступления пациентка пожаловалась на зуд в области затылка, при осмотре палатная медсестра вновь обнаружила вшей
Какое положение информационной безопасности лечебного отделения было нарушено медицинской сестрой?
Задача 5
Пациент К., 50 лет, поступил в приемного отделение. После осмотра дежурным врачом состояние пациентка расценено как острая пневмония (воспаление легких), рекомендовано пациентка госпитализировать. Медсестра приемного отделения заполнила необходимую документацию. Объяснив, как пройти в лечебное отделение, отдала ему историю болезни и отправила в отделение.
Как Вы расцените действия медсестры приемного отделения?