Тест М. Рокича. Исследование ценностных ориентаций.
Тест позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к себе, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни"…
Милтон Рокич различает два класса ценностей —
Терминальные и инструментальные.
Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) стоит того, чтобы к ней стремиться.
Инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ-способ действий (например, честность, рационализм) является предпочтительным в любых ситуациях.
По сути - это различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Важно! Тут нет "правильных" или "неправильных" ответов.
Есть только ваши, поэтому можно позволить себе быть искренним J
А если Вас НЕ удовлетворяют результаты, то:
1. Вы можете задать себе вопросы: насколько честно я проходил тест? Насколько хорошо я знаю себя? И действовать в зависимости от полученных ответов J
2. Вы можете оставить все как есть… со всеми вытекающими …
3. Вы всегда можете что-то изменить! Если вы смогли сформировать одни убеждения и принципы, то при определенных вложениях энергии и времени, Вы можете их скорректировать так, как это важно и полезно именно для Вас. J
Инструкция:
Вам предложены 2 списка из 18 ценностей. Ваша задача – проранжировать их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите список и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Рааботайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию.
Тестовый материал для исследования ценностей Рокича.
Список А (терминальные ценности):
| – активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
| –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
| – здоровье (физическое и психическое); | |
| – интересная работа; | |
| – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
| – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
| – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
| – наличие хороших и верных друзей; | |
| – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
| – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
| – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
| – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
| – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
| – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
| – счастливая семейная жизнь; | |
| – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
| – творчество (возможность творческой деятельности); | |
| – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
| – аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
| – воспитанность (хорошие манеры); | |
| – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
| – жизнерадостность (чувство юмора); | |
| – исполнительность (дисциплинированность); | |
| – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
| – непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
| – образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
| – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
| – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
| – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
| – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
| – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
| – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
| – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
| – честность (правдивость, искренность); | |
| – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
| – чуткость (заботливость). |
Выделите первые по важности три пункта в каждом списке.
Именно они являются основными Ценностями, которыми Вы руководствуетесь при принятии решений в различных ситуациях.






