ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кафедра биологии с курсом медицинской генетики
БИОЛОГИЯ
Раздел III. Биология развития.
Эволюция систем органов
Рабочая тетрадь и методические указания
К практическим занятиям
Для студентов 1 курса
Лечебного факультета
Студент__________________________
Факультет____________ группа №__
Уч. г.
Краснодар - 2013 г.
Учебное пособие (рабочая тетрадь и методические указания к практическим занятиям) по разделу «Биология развития. Эволюция систем органов» составлены в соответствии с ФГОС – 3ВПО РФ по специальности 060101 «Лечебное дело» и примерной программой по биологии медицинских ВУЗов, утвержденной Всероссийским учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию (Москва, 2011г). В него включены 6 тем практических занятий по биологии развития, эволюции систем органов Позвоночных и антропогенезу.
|
|
При выполнении практических работ, а также при самоподготовке по соответствующей теме, студент должен понять фило-онтогенетическую обусловленность врождённых патологических состояний человека и усвоить основные термины, обозначающие эти аномалии.
Кроме основной и дополнительной учебной литературы, рекомендованных в Практикумах предшествующих разделов, следует использовать «Терминологический медико-генетический словарь аномалий и пороков развития человека».
Составители: профессор Голубцов В.И., доценты Гусарук Л.Р., Лазарев К.Ю., ассистент Мороз А.Н.
Рекомендуемая литература:
1. Биология. Ред. Ярыгин В.Н. М., 1984г.
2. Биология. А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. Киев 1987г.
3. Биология. Ред. Ярыгин В.Н. В 2-х томах.М.,1999г.
4. Биология. Ред. Ярыгин В.Н. В 2-х томах.М., 2011г.
«__»__________ 2013 г
ЗАНЯТИЕ N15 (1)
ТЕМА:Онтогенез человека, его периодизация. Основные этапы эмбрионального развития. Критические периоды. Врожденные пороки развития человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Разобрать периоды онтогенеза человека. Изучить общие закономерности эмбриогенеза с учетом критических периодов и возможного действия тератогенных факторов, детерминирующих врождённые пороки развития.
Задание для самоподготовки.
Необходимо знать:
- Понятие онтогенеза, типы онтогенетического развития. Периодизация онтогенеза.
- Морфологические и эволюционные особенности яйцеклеток хордовых.
- Характеристика и значение основных этапов эмбрионального развития: дробление, гаструляция, дифференцировка зародышевых листков, гистоорганогенез.
- Провизорные органы зародышей позвоночных, их значение.
- Роль нарушений механизмов онтогенеза в патологии человека. Критические периоды в онтогенезе человека.
- Тератогенез. Тератогенные факторы.
- Врождённые пороки развития человека, их классификация.
ЛИТЕРАТУРА: 1) С. 149-204; 2) С. 142-160. 3) С.286-371; 427-423; 4) 438-540; 695-701.
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Периодизация индивидуального развития.
Разобрать по схеме основные периоды индивидуального развития человека. Обосновать значение происходящих процессов на этапах онтогенеза.
Предзародышевое развитие (прогенез) |
Эмбриональный период |
Постэмбриональный период ДорепродуктивныйРепродук- тивныйПострепродук тивный |
СМЕРТЬ |
дробление |
БЛАСТУЛА- однослойный зародыш |
перемещение клеточных масс |
ГАСТРУЛА- двух-трёхслойный зародыш |
Гистоор ганогенез ногенез |
Формирование тканей и органов зародыша |
оплодотворениеие |
рождение |
Формирование тканей и органов зародыша |
ЗИГОТА- одноклеточный зародыш |
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ОНТОГЕНЕЗА |