Перечень вопросов к зачету по дисциплине «Теория государства и права»

(1 семестр):

1. Предмет и функции теории государства и права как науки и учебной дисциплины.

ТГиП – это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явлений цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе. Предмет науки (любой) – отвечает на вопрос: что изучает данная наука? Наука ТГиП изучает наиболее общие черты ГиП. Изучает общие закономерности развития ГиП, основные понятия с помощью которых описывается жизнь (энциклопедия права). ТГиП – это фундаментальное, политико-юридическое, методологическая наука. Объект науки – это весь внешний мир который изучается многими науками. ТГиП изучает государство, право и общество. Структура ТГиП является дихотомией, рассечена на две составляющие части – наука о государстве и праве. Сюда входят: а) философия права и государства; б) социология права (правовая деятельность, правотворчество); в) догма права (основные понятия); г) в соответствии с темами учебников. Функции ТГиП – это основные направления ее деятельности: а) познавательная – направлена на выявление природы государства и права, приращивание научных знаний о них; б) прогностическая – познание будущего развития; в) образовательная – распространение знаний; г) идеологическая – оказывает влияние на правосознание индивидов, формирует юридическое мировоззрение; д) методологическая – играет важную роль для отраслевых юридических наук. Все функции взаимосвязаны, действуют в системе, реализуются через категории и ценности, проверяются практикой. Учебный курс ТГиП – носит вводный характер, знания данной науки необходим студентам юридических факультетов как фундамент для изучения последующих дисциплин. (Пример: - формулировка «Бланкетная ссылка: уголовный кодекс на ПДД).

 

2. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук: ее место и взаимодействие с другими науками.

Во первых ТГиП входит в систему гуманитарных (общественных) наук, к которым относятся философия, социология, политология, экономическая теория и все они в той или иной степени касаются вопросов государства и права. Во вторых ТГиП содействует с такими науками как: а) исторические науки: история государства и права, история политических и правовых учений; б) отраслевые науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право; в) специально – юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная психология и др. ТГиП как общетеоретическая (фундаментальная) и методологическая наука, вырабатывает и предоставляет другим юридическим наукам основные понятия и методы познания государственно-правовых явлений. Другими словами наука ТГиП жизненно важная наука для остальных юридических наук (так называемый фундамент). Так же ТГиП получает от других юридических наук конкретные сведения о государстве и праве для обобщения (синтеза) и построения единой системы знаний. Таким образом, происходит взаимообогащение и взаимовлияние ТГиП отраслевых и юридических наук. Поэтому именно с ТГиП начинается изучение юридических наук на юридических факультетах. (Пример: - формулировка «Бланкетная ссылка; уголовный кодекс; ПДД).

 

3. Методология теории государства и права: понятие и значение. Факторы на нее влияющие.
Методология ТГП - это совокупность приемов, которые рассматривают условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы исследований, с помощью которых в науке проводится изучение исследуемого предмета. Понятие методологии содержит два варианта: а) это система приемов и способов философских методов; б) учение или наука об этих методах. Значение методологии – институт познания, это «ключ» к тайнам общества и природы. Методология отвечает на вопрос, как и какими способами происходит изучение. Факторы, влияющие на методологию: а) разработанность (появляются новые методы); б) методологические познания (ключик к ларчику); в) субъективные оценки исследования. Философские основания: Материализм предлагает выделить в обществе бытие человека, определяет его сознание: - экономическую базу (производственные силы – люди; предмет труда, средство труда, производственные отношения, отношения к собственности); - социальную структуру общества – это разделение общества на классы. В обществе жизни выделяется базис (социально экономические отношения), который определяет надстройку (политическую жизнь, характер государства и права, духовную сферу жизни). Не отрицается обратное влияние надстройки на базис. В материализме предлагается изучать реальную жизнь, а не ее отношение в сознании. Идеализм – это философский подход, противоположный материализму. Существуют два направления идеализма: а) субъективный идеализм – дух превыше экономики, социальной структуры общества); б) объективный идеализм – всем в мире правят судьба и бог. Идеализм проявляется в отрыве науки от познания реальной действительности (изучает только писаное право…). Диалектика. ТГиП заимствует из диалектического учения следующие идеи, подходы: а) рассматривать в развитии (движении) как изменяющую систему; б) видеть взаимосвязь ГиП и народа; в) видеть закономерность в развитии; г) видеть все стороны развития (всесторонний подход); д) критический подход к накопленным знаниям (самооценка). Метафизика – противоположна диалектике. Рассматривает ГиП в статике, без связей. Позитивизм – требует изучать только то, что лежит на поверхности, то, что можно увидеть, проверить. Право рассматривает как систему писаных законов. Герменевтика – это философская школа, дающая методологии толкование текстов. Толкование текстов законов и подзаконных актов для юристов. Не может быть использована для всестороннего познания права.


4. Общенаучные методы познания государственно-правовой действительности.

 

В теории ГиП применяются приемы познания, относящиеся к наиболее простым инструментам исследования мира. Эти приемы называются всеобщими так, как применяются во всех науках. 1) Приемы познания: а) Анализ – это расчленение изучаемого предмета на части (норма права делится на гипотезу, диспозицию и санкцию); б) Синтез – это объединение в единое целое частей, выделенных в ходе анализа; в) Абстракция – заключается в выделении отдельных существенных признаков явления и отвлечении от второстепенных; г) Конкретизация – означает максимально полное выявление всех признаков изучаемого явления, как существенных, так и второстепенных (исторические науки); д) Классификация – распределение массы изучаемых явлений на группы (виды, классы, типы) на основании какого – либо общего признака. 2) Методы познания. Метод – это способ, средство, совокупность приемов познания объективной действительности. Метод не должен искажать действительность. Идеализация – заключается в мыслительном образовании абстрактных объектов, не существующих в действительности, но необходимых для анализа реальных объектов. Формализация – заключается в исследовании формы предмета, и в отвлечении от его содержания. Наблюдение – это эмпирический (опытный) метод получения знаний с помощью чувственного восприятия изучаемых явлений. 3) Методы развития существующих знаний. а) Индукция – это выведение знаний о целом предмете на основании имеющихся знаний о его частях (рассуждение от частного к общему); б) Дедукция - это введение знаний о частях предмета на основании имеющихся знаний о предмете в целом (рассуждение от общего к частному); в) Сравнение – это сопоставление изучаемых предметов с целью получения знания об общих и особых чертах; г) Гипотиза – это предложение о существовании объекта, какого-то его свойства, связи с другими объектами, основанное на фактах действительности; д) Системный подход – предусматривает рассмотрение изучаемого явления как сложной системы элементов, связанных между собой и с другими системами; е) Функциональный метод – заключается в изучении предмета по его внешним проявлениям, действиям, функциям; ж) Институционный метод – заключается в рассмотрении предмета как совокупности статических элементов (институтов); з) Конкретно – социологический метод – опросы, наблюдение, изучение документов; и) Статистический – изучение общественной жизни путем измерения их количественных характеристик; к) Формально – логический метод – изучает законы логики; л) Исторический метод – изучает развитие общества.

 

5. Частнонаучные методы познания государственно-правовой действительности.

 

 

6. Формы догосударсвенной организации общества.

 

Первое государство и, соответственно, право появились около 5000 лет назад. До этого государства не было, но общество существовало. При этом под обществом понимают такую совокупность людей, при которой члены этой совокупности связаны различными политическими, экономическими, социально-культурными и иными связями, заинтересованы друг в друге и имеют постоянные общие потребности, которые могут быть удовлетворены только совместными усилиями. На этапе догосударственного развития общество преодолело несколько стадий: 1) Первой формой человеческого общежития было человеческое стадо (это неорганизованная форма человеческого общежития). «Потребляющая экономика» (охота, рыболовство). Всё добываемое находилось в общей собственности и делилось поровну. 2) С появлением первых каменных орудий труда происходит постепенный переход человека от явления биологического к явлению социальному. Совершается неолитическая революция, происходит переход от экономики присваивающей к экономике производящей. Люди начинают заниматься земледелием, скотоводством. Появляется первая форма организации человеческого общества – родовая община, в основе которой был род. Род – совокупность людей, связанных общим происхождением и совместно ведущих хозяйство. Как правило, род осуществлял хозяйство на определенной территории, однако люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям. Первые родовые общины были материнскими (родство определялось по материнское линии - матриархат). 3) Со временем в обществе происходит усложнение труда. Совершенствуются орудия труда (появляются медные, бронзовые), способы и приемы труда (изобретается ткацкий станок и т.д.). Происходит разделение труда в несколько этапов:(отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесла; появление обмена и торговли). На смену матриархата приходит патриархат. Развивается имущественное неравенство между родами и внутри рода. Самостоятельной хозяйственной единицей становится семья, главой которой становится мужчина (предгосударственный период). Излишки присваиваются неравномерно, формируется частная собственность. Происходит постепенное отделение власти от населения. Образуется государство. У Смирнова последний этап общины называется вождеством.

 

7. Мононормы и потестарная власть.

 

Потестарная власть — воздействие на поведение людей, основанное на авторитете предводителя и возможности применения им жесткого принуждения. Мононормы - общественные нормы, которые содержат нормы религии, морали и права.

 

8. Государство: понятие, признаки, отличия от догосударственных структур.

Госуда́рство — особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

 

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

 

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

 

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

 

9. Государственная власть и государственный суверенитет: понятие, характеристика, значение.

 

Государственная власть – это возможность одних подчинить себе других, навязывать им свою волю, заставлять их действовать соответствующим образом, повелевать им. Власть – это инструмент, орудие людей, их организаций, с помощью которого они реализуют свои интересы. Источником власти может быть: физическая сила (действующая или угрожающая); интеллектуальные способности людей; психические способности людей; владение информацией; право (легитимная власть); мораль и традиции. Власть существует в любом обществе. Государственный суверенитет. – независимость от внешних государств (внешний суверенитет). Этим государство отличается от областей, районов, городов и т.д. Государство имеет верховенство на определенной территории (внутренний суверенитет). Аппарат государства выступает от имени всего общества, распространяет свою власть на всех лиц, проживающих на данной территории, обладает наивысшей властью в обществе. Государственный суверенитет не беспределен; внутри страны он ограни­чен производностью от суверенитета народа; вне страны - принятыми нормами отношений между го­су­дарствами.

 

10. Понятие типа государств. Цивилизационный подход к типологии государств: содержание, типы государств, достоинства и недостатки.

Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

 

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях:

 

-современных и древних;

 

-западных, восточных, православных и др.

 

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

 

Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

 

Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

 

Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

 

В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.

 

С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное); Индустриальное; Постиндустриальное (информационное).

 

Положительные черты цивилизационного подхода:

 

-выделение духовных, культурных факторов;

 

-более четкая типология государств.

 

Недостатки:

 

-низкая оценка социально-экономического фактора;

 

-преобладание типологии общества над типологией государства.

 

 

11. Формационный подход к типологии государств: содержание, типы государств, достоинства и недостатки.

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

 

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения.

 

Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:

 

- соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;

 

- класс, инструментом власти которого становится государство;

 

- социальное назначение государства.

 

Формационный подход выделяет следующие типы государств:

 

-рабовладельческий - основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;

 

-феодальный - основа феодал и его зависимые крестьяне;

 

-буржуазный - основа буржуазия и пролетариат;

 

-социалистический - сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.

 

По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.

 

Формационный подход имеет следующие достоинства:

 

-продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;

 

-возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.

 

Недостатки:

 

-односторонность;

 

-не учитываются духовные факторы.

 

 

12. Теологический подход к типологии государств: содержание, типы государств, достоинства и недостатки.

 

 

13. Социентальный подход к типологии государств: содержание, типы государств, достоинства и недостатки.

 

 

14. Теории происхождения государства: Теологическая теория, Патриархальная теория: авторы, основные положения.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Ф. Аквинского; в современных условиях се развили идеологи исламской религии, католической церкви (Ж. Маритен, Д. Мерсье и др.).

 

По мнению представителей данной доктрины, государство — продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

 

Основоположники этой теории, выражая широко распространенное ранее религиозное сознание, утверждали, что государство создано и существует по воле Бога. В связи с этим церковная власть имеет приоритет над светской властью. Именно поэтому вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. Это действие придает светской власти особую силу и авторитет, превращает монарха в представителя Бога на земле. Данная теория широко использовалась для обоснования и оправдания неограниченной монархии, а также пропаганды смирения подданных перед государственной властью.

 

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью — церкви и религиозным организациям.

 

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально- экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

 

К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Р. Филмера, Н. К. Михайловского и др.

 

Они исходят из того, что люди — существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства.

 

Государство — это результат исторического развития семьи (разросшаяся семья). Глава государства (монарх) является отцом (патриархом) по отношению к своим подданным, которые должны относиться к нему с почтением и слушаться неукоснительно.

 

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку признается изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. В свою очередь, глава государства и старшие дети должны (как это принято в семье) заботиться о младших.

 

Как и в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смешается подданными, ибо последние — его дети.

 

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государственности власти, «родственности» всех в единой стране. В современных условиях эта теория получила отражение в идее государственного патернализма (забота государства о больных, инвалидах, престарелых, многодетных и т. д.).

 

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела, экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

 

 

15. Теории происхождения государства: Договорная теория, Классовая теория: авторы, основные положения.

 

Договорная теория происхождения государства была разработана в XVII-XVIII вв. в трудах Г. Гроция, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др.

 

По мнению представителей договорной теории, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство — не проявление божественной воли, а продукт человеческого разума. До создания государства был «золотой век человечества» (Ж. Ж. Руссо), завершившийся появлением частной собственности, расслоившей общество на бедных и богатых, приведшей к «войне всех против всех» (Т. Гоббс).

 

Согласно этой теории единственным источником государственной власти является народ, а все государственные служащие, как слуги общества, обязаны отчитываться перед ним за использование властных полномочий. Права и свободы каждого человека не являются «подарком» государства. Они возникают в момент рождения и в равной степени у каждого человека. Поэтому все люди от природы равны.

 

Государство — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а следовательно, и ответственность за невыполнение последних.

 

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и проч., в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью — расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

 

С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на восстание против власти негодного правителя и его свержение.

 

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего социально-экономических, военно-политических и др.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

 

 

Возникновение классовой (экономической, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

 

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенство управления, что и приводит к возникновению государства.

 

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

 

-произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);

 

-возник прибавочный продукт;

 

-в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

 

-появились частная собственность и публичная власть.

 

- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.

 

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различи интересами - классов и др). Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т.д). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

 

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

 

По Ленину акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство — продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы".

 

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

 

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

 

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населённее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

 

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

 

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

 

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

 

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

 

Кроме того, в большинстве известных в истории государств, предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

 

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

 

Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества,

 

Минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности

 

По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

 

16. Теории происхождения государства: Теория насилия, Психологическая теория: авторы, основные положения.

 

Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.

 

Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.

 

По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.

 

Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

 

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, дрсв- негерманского, древневенгерского).

 

С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политиче- скис факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.

 

 

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

 

Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

 

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

 

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

 

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

 

Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

 

 

17. Теории, объясняющие причины и процесс возникновения Русского государства.

 

 

18. Различные подходы к пониманию сущности государства.

 

Сущность (в отношении любого явления) - это совокупность наиболее существенных, первостепенных и неизменных свойств, которые предопределяют второстепенные характеристики изучаемого явления. Определение сущности государства означает выявление характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Поскольку отношения в государстве строятся в первую очередь на властной основе, постольку сущность государства – это организация публичной политической власти, выражающая чьи-либо интересы. Кажущаяся неконкретность формулировки «чьи-либо интересы» используется неслучайно и означает объемный смысл позволяющий вместить в себя многообразие выражаемых интересов. Например, одного человека - в случае монархии, нескольких в случае аристократии или интересы всех в случае демократической республики. Поэтому, в сущности можно выделить формальную сторону и содержательную. Формальная сторона сущности государства - организация власти, содержательная сторона - кому власть служит.

 

Есть два основных подхода в изучении содержательной сущности государства (классовый и общесоциальный). Классовый подход состоит в том, что государство является средством поддержания господства одного клас­са над другим, причем меньшинства над большинством. Соответственно сущ­ность такого государства заключается в первоочередном обеспечении интересов господствующего класса, второстепенном удовлетворении интересов других, что вызывает недовольство, подавляемое с помощью насилия и диктатуры. Поскольку сущность предопределяет иные характеристики государства, то цели, задачи, функции таких государств непременно основаны на чьей-либо диктатуре. Классовый подход в рассмотрении сущности государства раскрывает различный характер государственной власти.

 

Классовый подход, примером служат древние Афины и Рим где классовая принадлежность власти сомнений не вызывает. Власть принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей - рабов. В феодальном обществе власть находится в руках класса феодалов - земельных собственников, а крестьяне не имеют до­ступа к власти, в значительной мере лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. В буржуазном государ­стве формально все люди равны перед законом, обладают равны­ми правами, что закрепляется юридически в декларациях и кон­ституциях. Фактически - в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образова­тельный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реаль­ная принадлежность власти экономически господствующему классу - буржуазии. В восточных государствах власть находилась в руках верхушки бюрокра­тического чиновничьего аппарата. Поэтому она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти.

 

Классовый подход дает возможность выявить сущест­венные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци­альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть (восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и револю­ционное движение рабочих в России). Однако, установление классового (сословного) характера государственной власти позволяет уяснить лишь часть проблем в сущности государства, поэтому необходимо уделить внимание общесоциальному аспекту в сущности государства.

 

Такой подход рассматривает общество с позиции его единства, несмотря на часто возникающие в нем социальные противоречия. Ведь рабы не могут существовать вне отношений с рабовладельцами, крестьяне – без феодалов, рабочие - без капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс вынужден заботиться (вопрос лишь в мере заботы) об угнетенных, эксплуатируемых слоях населения, ведь в государстве всегда сочетаются узкоклассовые интересы и интересы всего общества. Именно степень заботы является тем критерием (общесоциальным) который позволяет рассмотреть сущность государства под новым углом зрения, но в комплексе с классовым подходом.

 

Общесоциальный подход состоит в том, что государство является средством выражения общечеловеческих и общесоциальных интересов. Сущность такого государства заключается в учете наиболее общих интересов при осуществлении власти. Соответствующие государственные цели, задачи и функции основаны на признаке всеобщности интересов. Государственные органы в этом случае являются не орудием подавления сопротивления, а средством реализации общих дел, инструментом достижения согласия интересов и поиска компромиссов. Общесоциальный аспект может проявиться и в классовом обществе как вынужденная уступка революционным требованиям большинства населения ради сохранения (качественно измененной) власти капиталистического меньшинства.

 

 

В сущности государства в зависимости от исторических условий приоритетным может быть либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататор­ских государств, либо общесоциальное (компромисс). Соотношение указанных сторон сущности государства имеет одну примечательную особенность - усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени классовая сторона государства имеет значение в рабовладель­ческом обществе, соответственно общесоциальная роль минимальна. В современном, правовом государстве, преобладают общесоциальные интересы, а классовые имеют минимальное значение. В последнее время в связи с развитием современных посткапитали­стических и постсоциалистических обществ эти два аспекта сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Исключить полностью какой-либо аспект из сущности государства нельзя, они оба отражают объективную реальность, находя разное сочетание в различных исторических условиях. Однако, общечеловеческое в последнее время доминирует в развитии государств. Сущность современного государства можно охарактеризовать с содержательной и формальной стороны. По содержанию оно выступает средством социального компромисса, по форме является правовым. Соответственно в сущности правового государства содержанием выступает развитое, инициативное гражданское общество, а формой является формирующееся правовое государство.

 

 

19. Характеристика важнейших внутренних и внешних функций государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны
1.Экономическая
2.Политическая
3.Социальная
4.Правоохранительная
5.Экологическая
Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.
1.Функция обороны
2.Дипломатическая функция
3.Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция)
4.Внешнеэкономическая функция
5.Культурное сотрудничество
6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

20. Механизм и аппарат государства: понятие, признаки, соотношение. Принципы формирования и деятельности государственного аппарата.

 

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность

Признаки

· Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];

· Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1];

· Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3];

· Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];

· Материально-техническая обеспеченность[4].

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

· Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.

· Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.

· Высокий профессионализм и компетентность.

· Законность.

· Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

 

 

21. Принцип разделения властей: понятие, происхождение, значение, функционирование на практике (на примере России или любого другого государства).

Разделе́ниевласте́й — политико-правовая теория и практика, согласно которым государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но и в достаточной мере друг друга контролирующими) ветвями: законодательной, исполнительной и судебной.
Происхождение:Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в Спарте Ликургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвел свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].
ПРИМЕР - Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: