Общественная власть и социальные нормы при первобытнообщинном строе

Этапы развития первобытного общества(марксистская наука):

1)Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Это первобытнообщинный строй в чистом виде.

2) Патриархат - отцовский род, который пришел на смену материнскому и родство в котором велось уже по отцовской линии.

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя.

Род - это семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении.

Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, язык, общие религиозные и бытовые обряды.

Первобытное самоуправление: высший орган-общее собрание взрослых; выборные лица-старейшина, вождь, жрец.

 

С точки зрения социальной власти и управления первобытное общество характеризуется следующими признаками:

1) полнота социальной власти принадлежит обществу в целом. Жизненно важные для рода управленческие решения принимаются на общем собрании путем голосования;

 

2) оперативное руководство общественной деятельностью осуществляет выборныйглава рода, власть которого опирается исключительно на личный авторитет и не несет каких либо привилегий (приоритет на собрании, «лучший кусок» приразделе добычи и т. п.);

 

3) в основе правил поведения находятся неразличаемые моральные, религиозные, традиционные установки, поэтому в ряде случаев эти правила называются мононормами;

4) основным принципом социального регулирования является принцип талиона – равным за равное (око за око, зуб за зуб). Но при этом становятся обязательны два древнейших табу:

o не убивай своих сородичей (табу на убийство);

o не вступай в половую связь со своей, матерью, братьями и сестрами (табу на инцест);

нарушение табу влечет за собой изгнание виновного из рода (остракизм), что, по сути, означает смертный приговор.

Постепенно человеческая организация усложнялась, что, с одной стороны, предполагало снижение эффективности существовавших механизмов социального регулирования и управления, а с другой, обусловливало возможность формирования качественно новых систем, способных обеспечить сохранение и развитие социума в условиях изменившихся жизненных реалий. Иными словами, в обществе постепенно складываются объективныепредпосылки возникновения государства и права.

Социальные нормы при первобытнообщинном строе- это обычаи.

Обычаи - это правило поведения людей, сложившееся исторически, вошедшее в привычку, обеспеченное силой общественного мнения. Черты:

1)складывались в интересах всего общества.

2)нет разделения на права и обязанности.

3)реализуется в силу привычки.

4)обеспечивается всем обществом.

5)основанием для обычая являлись религиозные основания..

Были также мононормы —правила поведения людей, соответствующие нерасчленённому общественному сознанию(нет деления на область морали, на область права).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow