Интегрированные системы поддержки принятия решений. Под интеллектуальной компьютерной системой будем понимать систему, способную принимать решения в следующих условиях

Вариант №1

Под интеллектуальной компьютерной системой будем понимать систему, способную принимать решения в следующих условиях:

1. Необходимо обрабатывать и анализировать большой массив информационной базы данных;

2. В условиях ограниченной информации;

3. Неопределенности;

4. Многомерного пространства;

5. Необходимости распознавать ситуацию;

6. Динамических эволюционирующих нестационарных фактах, влияющих на решение задачи;

7. Необходимости формализации представленных знаний;

8. Необходимости адаптации, самообучения, самоорганизации и пр.;

Интеллектуальные компьютерные системы применяются для решения сложных задач, в которых логическая смысловая обработка преобладает над вычислительной. Например:

1. Понимание и синтез текстов на естественном языке;

2. Понимание и синтез речи;

3. Анализ визуальной информации;

4. Управление роботами;

5. Анализ ситуаций и принятие решений;

ИКС (интеллектуальная компьютерная система).

ИКС <= Математическое обеспечение(МО), Алгоритмическое обеспечение(АО), Программное обеспечение(ПО), Инструментальное обеспечение(ИО) > (1,2….8) – условия.

ИКС можно разделить на 2 класса:

· Общего назначения;

· Специализированные;

1) Системы выбора альтернативы

Интеллектуальные решающие системы, которые способны в диалоге с пользователем на основе имеющихся данных, относящихся к данной предметной области, выполнить анализ и выбор по многим количественным и качественным критериям какой-либо альтернативы из заданного множества и обосновать решение поставленной задачи. Результатом работы может быть упорядоченный список альтернатив, предпочтения в котором выражены некоторым числом – рангом. От лица принимающего решения (ЛПР в дальнейшем) система должна получать информацию о предпочтительности критериев.

В БД содержится информация об анализируемых объектах;

В БА хранятся процедуры многокритериального сравнительного анализа информации на основе информации о предпочтении пользователя;

Примеры задач:

· Оценка качества системы здравоохранения по городам;

· Анализ системы показателей качества продукции;

· Тематическое планирование работ;

· Выбор наиболее предпочтительного варианта

 

Экспертные системы -

Интеллектуальные решающие системы, которые способны в диалоге с пользователем на основе накопления и переработки знаний и данных, проводить экспертизу, вырабатывать советы по выбору действий, распознавать ситуации, ставить диагноз, обосновывать выбор рационального решения поставленной задачи.

 

БЗ создает набор знаний конкретной предметной области и механизм управления ими.

Знания вводятся в систему через МПЗ, который позволяет извлекать информацию из окружающей среды и накапливать ее в памяти. Он поддерживает БЗ.

Знания:

· Декларативные – на профессиональном естественном языке, отображают общее устройство предметной области.

· Процедурные - сведения о совокупности конкретных процедур, этапов или шагов поиска целесообразных решений, представленных на профессиональном естественном языке или условном языке.

Интерфейс обеспечивает получение информации.

Примеры задач:

· Решение задач по контролю;

· Разработка новых веществ с заданными свойствами;

· Планирование экспериментов;

· Оптимизация;

· Медицинская диагностика;

3) Системы ситуационного управления

Интеллектуальные решающие системы, вырабатывающие в режиме диалога с пользователем управляющие решения на основе накопления и переработки информации о структуре, свойствах и характеристических функциях сложных объектов для которых в настоящее время частично или полностью не существует математических моделей.

Интегрированные системы поддержки принятия решений

 

Интегрируемая интеллектуальная система должна:

1. быть способной к обучению;

2. собирать и накапливать информацию о поведении системы в базе данных с целью ее использования для обучения;

3. на основе информации, накопленной в БД и БЗ моделировать ситуацию, в которой приходится принимать решение;

4. оценивать качество принятых решений с учетом заданных критериев и использованием полученных моделей;

5. своевременно отслеживать изменение ситуации;

6. восстанавливать или игнорировать недостающие данные;

 

Подсистемы.

Для построения модулей нужно решить последовательность задач обработки информации.

На первом этапе решаются задачи сбора, обработки и оценивания количественной и семантической информации. Кроме этого, рассматриваются информационные воздействия на процесс получения информации и на систему в целом.

Второй этап – решаются задачи количественного и семантического анализа. Ценность семантической информации повышается с помощью сопоставления нечетких подмножеств или нахождения предикатов.

 

При семантическом анализе решаются задачи:

· Нечеткое логическое и лингвистическое качественное моделирование и оценивание;

· Размывание неточной количественной информации;

· Перевод информации в предикатную форму;

· Перевод семантической информации в лингвистическую форму;

 

????

· Размещение источников экспериментальной информации;

· Управление измерениями;

· Оценивание параметров;

· Моделирование, оценивание, прогнозирование состояний параметров и процессов;

Третий этап – согласование разнородной информации, извлечение знаний и данных, построение и формирование моделей. Для этого существует 2 способа:

1. Построение многоуровневой формальной модели, каждый уровень которой определяется одним типом информации

2. Увязывание разнородной информации и приведение ее к одному виду. Ее нужно представить в универсальной форме с применением лингвистических переменных или предикатов.

Процесс системного анализа информационной системы средствами подсистемы моделирования заключается в последовательном выполнении следующий шагов

1. Предварительная обработка информации о системе

2. Моделирование процессов

3. Адаптирование полученных моделей к реальным условиям

В результате в базе знаний размещается модель

M=(T, Xт<=X m, Yт<= Yn, Gт<= Gv,П, ∑)

T- интервал наблюдения

X– пространство входных взаимодействий

Y - пространство выходных взаимодействий

G- пространство состояний

П, ∑ - операторы выхода и перехода

Модель функционирования системы должна обеспечивать прогнозирование процесса функционирования на всём интервале времени Т, по заданному вектору G(t0) и входному процессу X. Если все составляющие формулы определены- модель полностью задана и может использоваться.


Вариант №2

Фреймы

Предложены в 1975 году М.Минским. Фрейм –это единица представления знаний, она запоминается, детали могут изменяться по текущей ситуации. Минский предлагал с помощью такой структуры данных описывать пространственные сцены. Фрейм отражает основные свойства объекта или явления. Структура фрейма записывается в виде списка свойств, называемого во Фрейме слотами. Например FRE стол:

(frame стол)

(purpose (value размещение предмета))

(type(value письменный))

(colour(коричневый))

Во фрейме стол представлены только декларативные средства для описания объекта, такой фрейм называется фрейм образец.

Фрейм экземпляр-который создаётся для отображения фактических ситуаций на основе поступающих данных и процедурных средств.

IF-Default

IF-NEEDED

IF-ADDED

IF-REMOVED


Вариант№3

Системы выбора альтернативы

Интеллектуальные решающие системы, которые способны в диалоге с пользователем на основе имеющихся данных, относящихся к данной предметной области, выполнить анализ и выбор по многим количественным и качественным критериям какой-либо альтернативы из заданного множества и обосновать решение поставленной задачи. Результатом работы может быть упорядоченный список альтернатив, предпочтения в котором выражены некоторым числом – рангом. От лица принимающего решения (ЛПР в дальнейшем) система должна получать информацию о предпочтительности критериев.

В БД содержится информация об анализируемых объектах;

В БА хранятся процедуры многокритериального сравнительного анализа информации на основе информации о предпочтении пользователя;

Примеры задач:

· Оценка качества системы здравоохранения по городам;

· Анализ системы показателей качества продукции;

· Тематическое планирование работ;

· Выбор наиболее предпочтительного варианта


Вариант№4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: