Порядковый номер и наименование темы | Краткое содержание темы |
Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину | Объект, предмет, цель изучения, функции дисциплины «История и философия науки». Структура курса. Междисциплинарные связи изучаемой дисциплины. Многообразие дефиниций концепта «история». Понятие хронотопа. Сущностные и функциональные определения философии. Предметные поля и структура философии. Понятие натурфилософии. Этимология слова «наука». Полисемия концепта «наука». Наука и науки. Философия и наука в мировоззренческом контексте. Уровни мировоззрения. Понятие картины мира. Особенности естественнонаучной картины мира. Вопрос о демаркации философии и науки и их взаимодействии с другими формами общественного сознания. Место философии науки в «семье» философских дисциплин. Понятийно-категориальный аппарат изучаемой дисциплины и ее методологический арсенал. «История и философия науки» в образовательном пространстве. Наука как деятельность. Прикладные аспекты дисциплины «История и философия науки». |
Тема 2. Наука в эпистемологическом ракурсе | Варианты отношений между понятиями «эпистемология», «гносеология», «теория познания». Предмет, структура, цели, задачи, ключевые проблемы, междисциплинарные связи и концептуальный каркас эпистемологии. Нормативная и дескриптивная эпистемология. Направления современной эпистемологии: эволюционная, генетическая, натуралистическая, аналитическая, компьютерная, социальная. Проблема определения концептов «знание» и «познание». Комбинативная классификация знания. Знание и вера. Познание как отражение действительности и духовное производство. Константы познания. Научная когнитосфера как предмет эпистемологии. Существенные признаки научного знания. Эпистемологические определения науки. Классификация науки. Эпистемологические дефиниции философии науки. Структура науки. Уровни научного познания. Вопрос об основаниях науки. Направления самоопределения наук в исторической динамике. Понятие научного исследования. Истина как идеал знания и категория культуры. Проблема критериев истины. Исторический и типологический аспекты понятия «истина». Истина в теологии, философии, науке. Основные теории истины. Истина как норма и как дескрипция. |
Тема 3. Онтологические проблемы современной философии и науки | Понятие «первой философии». Вопрос о взаимоотношения онтологии и эпистемологии. Онтология: предмет и понятийно-категориальный аппарат. Метафизика. Проблема демаркации науки и метафизики. Вопрос о метафизических основаниях научных теорий. Онтологические основания познавательных программ. Категория «бытие» в истории философии. Типология понятия «бытие». Техника как «бытие второй природы». Понятие «субстанция». Типы субстанциализма. Понятие материи в истории философии и науки. Пространство и время как философские и научные категории. Движение и развитие. Онтологические импликации квантовой физики. Современная философия сознания. Понятие квалиа и «трудная проблема сознания». Онтология и языковые каркасы. Онтология как семантическая конвенции. Теория онтологической относительности У. Куайна. Понятие «онтология +». Поссибилизм и эпистемология. Концепт «возможный мир», специфика его использования в различных отраслях научного знания. «Возможный мир» как онтологическое допущение и эпистемологическая метафора. Типология возможных миров. Понятие а-альтернативы и ее сциентисткие импликации. Эпистемологический потенциал и ограничения поссибилизма. |
Тема 4. Эволюция науки в историко-философском контексте | А) Наука как динамичная система. История науки «внутренняя» и «внешняя». Интернализм и экстернализм. Закономерности развития науки. Протонаука и технологии Древних цивилизаций. От мифа к Логосу: возникновение философии и теоретических научных знаний в период «осевого времени». Античная наука-философия. Космоцентризм досократиков. Формирование математики. Сократический метод. Атомизм Демокрита. Эпистемология Платона. Метафизика Аристотеля. Основания аристотелевской физики. Естествознание в эллинистический период. Система Птолемея. Черты средневековой картины мира. Номинализм и реализм. Онтология и эпистемология Фомы Аквинского. У. Оккам и Р. Бэкон. Б) Общая историко-культурная характеристика Возрождения. Открытия в области науки и техники. Развитие математики. У истоков современной астрономии. Гелеоцентризм. Николай Коперник. Тихо Браге, Иоганн Кеплер. Галилео Галилей. Натурализм и пантеизм. Возрождение античного атомизма. Философия Нового времени. Проблема метода познания. Научные открытия и развитие техники в XVII-XVIII вв. Исаак Ньютон. Становление науки современного типа. Естествознание и натурфилософия. «Критика чистого разума» и переворот в философии. У истоков современной химии. Формирование эволюционного типа мышления. Начала биологии. Научные открытия и развитие техники в XIX в. «Первый позитивизм» и становление философии науки. В) Основные черты современной западной философии. Научные открытия и развитие техники в первой половине XX в. «Второй позитивизм». Э. Мах. Рождение квантовой физики и формирование новой концепции мировидения. Частная и общая теория относительности. А. Эйнштейн и Н. Бор: спор о природе реальности. Генетика и биофизика. Развитие математики, логики, лингвистики. Пролиферация методологических программ. Возникновение кибернетики. Неопозитивизм. Становление и эволюция аналитической философии. Б. Рассел. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна. «Венский кружок». Основные направления НТР. Освоение космического пространства. Тенденции в развитии науки и философии науки второй половины XX – начала XXI вв. Постпозитивизм. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Парадоксы «анархистской методологии». Синергетика – новая сциентистская парадигма. Когнитивный подход в философии науки. Постнеклассическая наука и картина мира. |
Тема 5. Проблема роста научного знания | Структурный и динамический анализ научного знания. Исторические и социологические аспекты научного познания. Кумулятивная модель роста научного знания. Т. Кун и формирование альтернативной модели. Определение, структура, типы, функции парадигмы. Научное сообщество как носитель парадигмы. «Допарадигмальная наука». «Нормальная наука». Научные аномалии и головоломки. Научная революция и смена парадигм. Экстерналистские аспекты научной революции в концепции Т. Куна. Типология научных революций. История научных революций. Непрерывная динамика и научный прогресс. Виды прогресса по Ф. Китчеру. Принципы оценки и сравнения массивов научных знаний. Формулировка проблемы несоизмеримости и варианты ее решения. Научная преемственность. Релятивность и релятивизм. Типы релятивизма и проблема его минимизации. Определение конструктивизма. Проблема рациональности в философии науки. Научное творчество. Контекст открытия и контекст обоснования. Модели научного поиска. Интуиция и инсайт. Понятие эвристики. |
Тема 6. Методология научного познания | Определение методологии. Вопрос о методологических основаниях науки. Метод как способ и метод как принцип. Общенаучные и частнонаучные принципы. Принципы системности, детерминизма, историзма, актуализма. Объект и субъект познания. Принцип объективности и его импликации. Объективное и интерсубъективное. Принципы точности, наблюдаемости, простоты. Принцип Куна-Фейерабенда. Доктринальная методология: джастификационизм. Верификация и фальсификация как принцип и процедура. Понятие фаллибилизма. Принцип Дюгема-Куайна. Принцип дополнительности Н. Бора в физике и философии. Типы дополнительности. Дополнительность и релятивизм. Общенаучные методы познания. Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Описание, сравнение, измерение как исследовательские процедуры. Теоретические методы: абстрагирование, формализация, идеализация. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, генетический, сравнительно-исторический, контекстуальный методы. Анализ и синтез. Дедукция и абдукция. Аналогия и ее типы. Методы научной индукции. Понятие метаметодологии. Проблема индукции в метометодологическом измерении. |
Тема 7. Структура научного знания: логический анализ | Проблема критериев структурирования научного знания. Анализ понятий и их референтов – пропедевтика научного познания. Логический анализ понятий. Эмпирические и теоретические термины в языке науки. Онто-эпистемологическое пограничье: проблема референции. Основные референциальные парадигмы: экстерналистски-веритистская, прагматично-коммуникационная, интерналистски-семантическая. Программы разрешения проблемы референции: неопозитивистская, аналитическая, феноменологическая. Допущение возможных объектов, учет пресуппозиции и контекста, каузальной истории и временных параметров. «Пустые» понятия и понятия с нулевой денотацией в определенном мире (универсуме размышлений). Учение Э. Гуссерля об уровнях понятий. Построение понятийно-категориального аппарата конкретной науки. Проблема элиминации теоретических терминов. Классификация научных понятий: сущность, правила, виды, потенциал, ограничения. Логический анализ высказывания и умозаключения: сциентистский контекст. Научный закон: определение, операционально-методологический аспект, классификация, функции. Закон и принцип. Понимание и объяснение. Научное объяснение: базис и логическая структура, типы. Дедуктивно-номологическая схема объяснения К. Гемпеля. Научное предсказание. |
Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект | Формы научного познания как логико-методологические «атомы». Научная проблема: определение, критерии классификации, этапы постановки, формально-логические аспекты. Вопрос о принципиальной разрешимости проблемы. Проблемная ситуация. Псевдопроблема. История науки в контексте динамики проблем. Исходная эмпирическая основа научного познания. Теоретическая нагруженность эмпиризма. Научный факт: определение, типы, свойства, структура, формально-логические аспекты. Факт в социально-гуманитарных науках. Факт и событие. Аксиологическая нагруженность исторического факта. Понятие темподесиненции. Первичные допущения. Постулат и аксиома. Гипотеза: определение, классификация, функциональность, процессуальность, логико-методологические требования. Гипотеза ad hoc. Научная теория: проблема дефиниции, классификация, структура, функции. Пролиферация теорий. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса: сущность, структура, функционирование. Проблемно-решающая модель Л. Лаудана. Понятие исследовательской традиции. Дискурс: определение, типы. Особенности научного дискурса. Неклассическая логика и методология науки. |
Тема 9. Наука как социальный институт. Наука и образование | Социальность познания. Социология науки, социология знания и социальная эпистемология. Институционализация науки как исторический процесс. Стадии формирования научной дисциплины. Понятие научного сообщества. Внутренняя и внешняя регуляция деятельности научного сообщества. Социальная природа научных конвенций. Этика и деонтология науки. Проблема ценностной нейтральности науки. Этос науки. Р. Мертон и М. Фуко. Организация современной науки. Наука и авторитет. Наука в пространстве экономики и социально-политической жизни. Наука и идеология. Наука в контексте геополитики. Социальные функции науки. Современная наука: проблемы легитимации, свободы, контроля. Наука и модернизация общества. Феномен техники. Социальный срез научно-технического прогресса. Научная коммуникация. Интеллектуальная собственность. Наука и глобальные проблемы. Понятие образования. Образование в эпоху античности и средневековья. Становление современной системы образования. Философия образования как отрасль знаний. Феномен университета. Структура современного университета. Образование в СССР. Образование в России, ЕС, США. Интеграция науки и образования. Основные проблемы современного образования. |
Тема 10. Наука и культура | Культура как система надбиологических программ жизнедеятельности. Знание как компонент культуры. Язык как социокод и образ мира. Логика исторического развития понятия культура. Культура и цивилизация: историко-философское измерение. Понятие техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука как элемент культуры. Культурологические аспекты научно-технического прогресса. Наука и обыденное знание. Социокультурные параметры научной рациональности. Наука и искусство. Научное, художественное и социальное творчество. Эстетическая оценка форм научного познания. Й. Хейзинга: игровые аспекты науки. Герменевтика как наука и искусство. Особенности религиозной картины мира. Религиозное знание: определение, парадигмы интерпретации. Атрибуты религиозного знания и его роль в формировании знания научного. Вера и религиозная вера: эпистемический анализ. Проблема демаркации веры и знания. Религия и формирование естественнонаучной картины мира в эпоху античности. Наука в пространстве мировых религий. Наука и Церковь в эпоху средневековья. Религиозный контекст становления новоевропейской науки. «Казус Галилея» и его импликации. «Феномен Ньютона». Наука и секуляризация. Квантовая физика и религии Востока. Наука и религия в современном культурном пространстве. Наука, религия и измененные состояния сознания. Наука и паранаучное знание. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план
Содержательный модуль 1 | |||||||||||||||||||||||||
Названия содержательных модулей и тем | Количество часов | ||||||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||
на базе общего среднего образования | на базе среднего профессионального образования | на базе высшего профессионального образования | |||||||||||||||||||||||
всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | ||||||||||||||||||
лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | лабораторные | самостоятельная работа | индивидуальная работа | лекции | практические | самостоятельная работа | индивидуальная работа | |||||||
Тема 1. История и философия науки: введение в дисциплину | |||||||||||||||||||||||||
Тема 2. Наука в эпистемологическом ракурсе | |||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Онтологические проблемы современной философии и науки | |||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Эволюция науки в историко-философском контексте | |||||||||||||||||||||||||
Тема 5. Проблема роста научного знания | |||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Методология научного познания | |||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Структура научного знания: логический анализ | |||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Формы научного познания: логико-методологический аспект | |||||||||||||||||||||||||
Тема 9. Наука как социальный институт. Наука и образование | |||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Наука и культура | |||||||||||||||||||||||||
Итого по содержательному модулю | |||||||||||||||||||||||||
6. Темы семинарских занятий (Семинарские занятия отсутствуют)
7. Темы практических занятий (Практические занятия отсутствуют)
8. Темы лабораторных занятий (Лабораторные занятия отсутствуют)