Послание святого апостола Павла к Галатам

1 гл., 4 ст. Господь дал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего. Эта мысль встречается во многих местах Священного Писания, но с разными оттенками. Так как мысль очень важная и высокая, то в каждом своем оттенке она стоит полного внимания и плодит из себя множество также важных мыслей. Всемогущий, всеблагий и праведный Бог дал Себя Самого за грехи наши. Как высока Жертва и потому как она велика! Кто подумает, что она принесена несоответственно с числом жертв искупаемых, то есть, что как велика Жертва, так не будет велико и число спасаемых чрез эту Жертву! Нет: Всемогущий недаром истощил Себя до смерти крестной. Как Его блаженством блаженны тьмы тем Ангелов, так и Его страданиями, искупающими блаженство человека, будут блаженны тьмы тем земнородных. И уже мы видим из истории, что многочисленные сонмы мучеников, приобщившихся Его страданиям, блаженствуют чрез Его страдания, принявши от Него венец райской славы. Ради Его заслуг во все века были, есть и будут спасающиеся. Господь дал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века. Да, этот век лукав, потому что лукав князь века сего (избави нас от лукаваго), лукавы люди нечестивые, и наконец – лукава самая плоть наша. От этого-то века, лукавого, погибельного, Господь избавил нас Своею кровию, по воле Бога и Отца Своего. Отцу Небесному не угодно было, чтобы разумные твари земли – люди, которых Он вместе с другими тварями произвел в Своей мысли, даром погибли по злобе диавола, но благоволил, чтобы они, падши от жизни чрез грех, направлены были к ней Сыном Его Единородным, приводившим в дело творческую мысль Отца, чрез смерть Его живоносного тела, ипостасно соединенного с Божеством в единстве человеческой души и Божества. Мы, слава Богу, в числе избавленных от настоящего века – не станем же прилепляться к этому веку, но будем бежать его.

8 ст. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. С какой уверенностию в истине боговдохновенности своего учения апостол произнес эти слова! Он не боится предать анафеме даже Ангела Господня, если бы он сказал что-нибудь противное словам апостола. Верь же и ты, человек, в боговдохновенность учения апостольского так же твердо, как в свое существование. Читай апостольские послания и умудряйся ими во спасение.

[Гл.2], 16 ст. Об оправдании верою Иисус Христовою, а не делами закона. 17. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Мы ищем оправдания во Христе, Святейшем всех святых, но мы – грешники; если Христос оправдывает нас, грешников, то не служитель ли Он греха, не потворствует ли Он нам? Нимало. Потому что мы стараемся понемногу разорять прежнюю греховную жизнь, и только при этом старании надеемся оправдаться заслугами Господа Иисуса Христа. Но если мы опять возвратимся на прежнюю жизнь, будем опять созидать то, что разорили, то мы делаемся преступниками, недостойными оправдания во Христе. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником [ст. 18]. Новый закон благодати требует, чтобы мы умерли прежнему греховному закону, сущему во удех наших. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня [ст. 19–20]. Я, говорит, законом Христовым умер закону дел Ветхого Завета; распялся вместе со Христом, так что уже не я живу, а живет во мне Христос; а что я теперь живу во плоти, то живу верою Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня. Очисти свой разум, свое сердце – и тогда пойми, человек, как возвышенна речь апостола. Вот как нужно умирать греху, или – плоти, миру и диаволу, – так, чтобы жили на этом свете как бы не мы, а Христос; чтобы весь греховный, прежний человек наш погиб и жил новый, благодатный, образец человека – Христос, что если мы живем во плоти, то жили бы только одною верою Сына Божия. Но верою ли мы живем? Нет, мы не живем: наши страсти не есть жизнь. Наши заботы, хлопоты о мнозе не есть жизнь. Мы живем на земле и для земли. Но вера святая, но связь наша с небом? Ее нет. Мы сеем в плоть, и потому не мудрено, если пожнем нетление.

Гл. 3, 13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою. Великий смысл заключается в этих словах. Единородный Сын Божий принял на Себя проклятие, заслуженное нами, и не дай Бог быть под проклятием праведным Отца Небесного: тяжело, как ад, это проклятие. Мы видим это на Сыне Его возлюбленном в те минуты, когда оно тяготело над Ним всею своею силою, – в предсмертных Его страданиях. В это время человечество Иисуса Христа поражено было небесным проклятием всею силою правосудия. Кто может описать эти муки Спасителя на кресте? Они были так страшны и невыносимы, что Господь смертно скорбел о них прежде креста, и когда они, так сказать, достигли своего зенита, высшей степени, Искупитель мира воззвал к Отцу Небесному: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? [Мф. 27,46]. По ипостасному соединению с человечеством Иисуса Христа Божества Его страдания имеют цену беспредельную: грешное человечество в совершеннейшем Человеке наказано со всею строгостию праведного суда; но так как этот совершеннейший Человек есть вместе и Бог, то, по наказании Его как Человека совершенно безгрешного и Бога Всесовершенного, – не только удовлетворено [ правосудие ] за все неправды человеческие, но и приобретено право возвести род человеческий в благодатное звание сынов Божиих и сделать их причастниками Божественного естества. 15 ст. до 8 ст. 4 гл. О законе как пестуне во Христа и об оправдании верою Христовою – против евреев.

4 гл., 15 ст. Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне. В чем заключается тайна такого доброжелательства, такой любви галатян к апостолу? В его учении благодатном об искуплении, о Царстве Небесном: в его собственном лице, в его любви, в том, что он был посланник Божий. 19 ст. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Вот образец любви пастыря к пасомым!

5 гл., 13 ст. К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. Когда дело идет в пользу плоти, тогда христианской свободе нет места. Иные не хотят поститься в пост и говорят: христианская свобода позволяет нарушить пост, если имеются некоторые причины кушать скоромное. Апостол предостерегает от таких мыслей.

16 ст. и далее. Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 19, 21 [ст.] Дела плоти известны… Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Тот же апостол в другом месте сказал, что сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную [гл.6, ст.8]. Отсюда очевидна необходимость ходить духом и не совершать похоти плотской. Какие же признаки хождения духом? Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [ст. 22–23].

6 гл., 3 ст. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Человек! Против тебя это обличение апостола. Ты – совершенное ничтожество в деле спасения, все совершает благодать; твои – одни грехи, и ты думаешь о себе, что ты – добродетельный человек. Ты обманываешься. 4 ст. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. 14 ст. Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Вот предмет нашей похвалы – Крест, или беспредельная любовь к нам Сына Божия. Чем мы сами можем похвалиться? Ничем: все у нас Божие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: