Продолжение чтения Евангелия от Луки

17 гл. ст. 12–19. О десяти прокаженных. На просьбу их: помилуй нас, Господь велел им показаться священникам, во исполнение ветхозаветного закона о прокаженных. Все прокаженные отправились в Иерусалим – к священникам. На пути они вдруг очистились от проказы. Один из прокаженных, заметив, что он исцелился от проказы, возвратился к Благодетелю, громко славя Бога, пал к ногам Спасителя, благодаря Его; это был самарянин. Господь научает всех примером самарянина быть благодарными за ниспосылаемые нам от Бога дары, научает также и живой вере, которая все получает.

21 ст. Царствие Божие внутрь вас есть. Царство Божие состоит в мире наших душевных сил, в радости во Святом Духе [Рим. 14,17]. 24 ст. Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Так уподобил Бог день страшного Своего пришествия. Он придет внезапно и вдруг озарит страшным светом Своим грешную землю. Сын Человеческий, ярче солнца сияющий, с знамением Своих страданий и с силою многою явится на поднебесней. Как страшен будет этот день для грешных людей, этого ныне и представить нельзя: внезапность его и величие так поразят людей, что все племена земные восплачутся от страха его.

Глава 18. О неправедном судии, Бога не боящемся и человека не срамляющемся. К нему ходила очень долго одна вдова, прося его отмстить14 за нее ее сопернику. Судия долго не хотел этого делать. Но наконец сказал сам себе: хотя я и не боюсь Бога и не стыжусь людей (значит, сколько мне угодно мог бы я тянуть дело вдовы), но так как она утруждает меня своими неотступными просьбами, то, чтобы не докучала она мне больше, отмщу я за нее… Так говорит неправедный судия. Если он решился наконец отмстить за вдову, то не отмстит ли Бог за избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, и долго снося неправды к ним людей века сего? Говорю вам, что отмстит за них вскоре. 9–15 ст. О фарисее и мытаре. Не хвались своими добрыми делами, иначе добрые дела твои потеряют цену. Смиренный, кающийся грешник несравненно приятнее Богу человека добродетельного, но гордого своими добродетелями. О добрых делах не следует много думать, потому что они совершаются не нами, а благодатию Божиею чрез нас. Все у нас Божие, кроме греха. 16[–17] ст. Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Итак, не плачьте много, когда дети уходят от вас к Отцу Небесному: им там лучше, чем у вас, кто бы вы ни были, хоть даже царское семейство.

Глава 19, 1–10. О Закхее. 11–28. Притча о десяти рабах и непокорных гражданах. Десять рабов – это все люди, которые суть рабы Господа по праву творения и непрестанных, величайших благодеяний им, продолжающихся от первой до последней минуты их бытия. Мнас – монета, данная для приумножения. Каждому из нас даются от Бога способности – для того, чтобы чрез них мы умножали достояние Небесного Владыки так или иначе, посредством того или другого искусства, той или другой способности. Только два раба приумножили как следует достояние своего Владыки; другие – зарыли в землю серебро своего Господина и явились к Нему с пустыми руками.

Некоторый человек, так начинается притча, высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться. Этот человек знатного рода есть Господь Иисус Христос, Сын Отца Небесного. Он отправлялся в дальнюю страну, то есть вознесся на небеса, получить себе царство, или славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира [ Ии. 17,5], и возвратиться, то есть с тем, чтобы опять прийти на землю для суда над рабами Своими, или над родом человеческим. Помни же, что Господин твой, давший тебе таланты для приумножения, возвратится и потребует у тебя в них отчета. Граждане ненавидели этого человека знатного рода, то есть Господа Иисуса Христа, и когда он отправился в горния селения получить себе царство, они послали вслед за ним послов, говоря: не хотим, чтобы ты был царем над нами. А он был царь над ними по всем правам (какова дерзость рабов). Но вот он возвратился, получив царство, – и враги оны, которые не хотели его, чтобы он царствовал над ними, велел привести к себе и рассечь пред собою. Достойное наказание! Что же? Ведь такие дерзкие рабы есть и теперь? Это все те, которые ненавидят легкое иго Христово, гнушаются простотою евангельскою и во всем следуют влечению своих буйных страстей. Их постигнет та же участь, какая упомянутых дерзких рабов. 42 ст. О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих. Так и мы забываемся иногда, предаваясь удовольствиям. Но если бы знали день посещения Божия, то были бы осторожнее.

Глава 20, 2. Какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Замечая иногда власть и силу в слове проповедника, равно как его дерзновение в обличении слабостей слушателей, иной спрашивает про себя проповедника: какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию нападать так на наши слабости? Отвечать им с силою пастыря, ревнующего по благе своих пасомых: какою властью вы крещены священником и запечатлены печатью Духа Святого? Какою властью священник отпускает вам грехи; какою властью совершает он животворящие Тайны, благословляет брак и прочее? Ответ их на эти вопросы будет ответом и самого пастыря. 9 ст. и далее. Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям [слав.: делателям ], и отлучился на долгое время; и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника (как несомненно то, что люди, как виноград духовный, должны непременно давать от себя плоды добрых дел); но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Послал и другого, и третьего, но и с теми поступлено было так же. Наконец, господин винограда посылает сына своего возлюбленного, говоря: может быть, постыдятся сына моего. Но они и сына убили, выведши его вон из винограда. Что же сделает господин винограда делателям тем? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Виноград этот был народ иудейский или, частнее, – Иерусалим. Господин винограда, или Отец Небесный, посылает к делателям винограда, то есть к старейшинам иудейским, раба, то есть пророка, чтобы он получил плод из винограда. Но старейшины иудейские, не терпя слова обличения от пророков, досаждали им и выгоняли их. Наконец, когда послан был Сам Сын Божий, они убили Его, пригвоздив Его ко кресту. В наказание за такие дела делатели, действительно, погублены Богом и виноград отдан другим делателям – новозаветным пастырям. Виноград Божий теперь существует по всей земле, а не ограничивается Иерусалимом. 34 и 35 ст. Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят. Женатые и холостые! Памятуйте о будущем веке, в котором ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам [ст. 36]. 38 ст. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Итак, все наши мертвецы живы: они умерли только для наших плотских чувств, умерли телом, но не умерли душою, а живут; Бог видит их, и Сам Бог свидетель, что они живы.

Глава 21. О убогой вдовице, положившей в дар Богу две лепты, то есть мелкие монеты; по слову Спасителя, она положила больше всех, хотя весьма многие опускали в сокровищехранительницу богатые дары. Люди бедные! Не стыдитесь бедных своих приношений в дар Богу. Он умеет ценить их не по-людски, а по-Божески, праведно. 18 ст. И волос с головы вашей не пропадет. Какая полная безопасность обещается страдающим правды ради! В этих словах виден всесильный Владыка живота и смерти. 24 ст. Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. Итак, долго или коротко, а время язычников должно будет кончиться, то есть или они будут истреблены, как некогда хананейские народы, или обратятся ко Христу. 34[–36] ст. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого. Не заботься, не печалься много о житейских делах, чтобы в наказание за твою беспечность о спасении души своей не постиг тебя внезапно день смерти и суда Божия над тобою. Бди на всяко время, молясь Богу, и будешь безопасен.

Глава 22, 29[–30] ст. Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. Вы, говорит Спаситель, пребыли со Мною в напастях Моих [ст.28], потому-то, между прочим, Я завещаваю вам… Царство, да ядите и пиете со Мною на трапезою Моею в Царстве Моем. Какое высокое обетование! Как хорошо страдать со Иисусом! 53 ст. Теперь ваше время и власть тьмы (власть князя тьмы). Пока не пришло время нечестивым довершить свое нечестие и Сыну Божию – пострадать от беззаконных, дотоле, как ни усиливались книжники и старцы иудейские убить Иисуса, но не могли этого сделать, и нигде Спаситель не мог быть взят, кроме Иерусалима, так что вся сила и хитрость людская посрамлены небесною силою и премудростию в высшей степени. Господь сказал: не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима [Лк. 13,33], – и случилось так. Люди могли сделать с Иисусом только то, что предопределено Ему испытать от людей от века. Не люди ругались над Иисусом, а Бог посмевался людям в их делах со Иисусом. 61 ст. Прежде нежели пропоет петух, отречешься [слав.: отвержешися ] от Меня трижды. И ныне можно найти людей, хвалящихся преданностию Господу, но как часто и они, подобно Петру, отвергаются пред лицом мира, что они не знают Иисуса. Христиане! Замечайте хорошенько за собою. Диавол на каждом шагу ставит сети.

23 глава, 34 ст. Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Так молился распятый Иисус. И мы так же должны молиться за врагов. Большею частию люди, точно, бывают по слепоте злобны к нам. Если бы они хорошенько знали тех, до кого они злы, то не стали бы так подло поступать с ними. 49 ст. [и далее]. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это. Те, коих сердцу всего ближе был Иисус распятый, стояли издалеча от креста, потому что ближайшие места заняты были старцами иудейскими, воинами и народом. Они следили взором за вожделеннейшим Господом – и вот, когда Иосиф положил тело Его во гробе нове, они заметили гроб и как полагалось тело Его. Возвратившись, они уготовали Божественному Мертвецу благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Исх. 20,10).

Глава 24 и последняя. В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? [ст.1–5]. Ах, Ангели Божии! Вы весьма хорошо знаете Живого и животодержавного своего и нашего Господа, а люди по слабости, по слепоте своей все думают, что их Сладчайший Иисус, как все люди, жил, умер и чрез смерть перестал существовать для них более на земле. Это вопрос Ангельский и совершенно идет к вам, как к духам живым, бессмертным, зрящим постоянно лице Живого Бога; но нам он кажется очень смелым. Как нам не искать между мертвыми нашего Иисуса, когда мы сами видели, что Его положили во гроб, когда мы сами знаем, что Он в мертвецех вменився? Вы видите Его присноживущее Божество, Его живую душу, а мы, как обложенные плотию, прежде всего видим Его тело погребенное: и принесли ароматы и миро помазать Его. 44 ст. Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Божественность нашего Спасителя очевидна, между прочим, из того, что на Нем исполнились прообразования и пророчества Ветхого Завета; никакого важного дела в жизни Иисуса Христа не было, которое бы не предсказано было или не прообразовано в Ветхом Завете.

Января 13-го 1857 года.

Евангелие от Иоанна.

Глава 1, 3[–5] ст. Все чрез Него (Ипостасное Слово) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь (как для всего мира, так и, в частности, для разумных тварей), и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 9[–11 ст.] Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был (этот Свет истинный, это Ипостасное Слово Божие), и мир чрез Него начал быть (получил бытие), и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли (к своим, то есть к народу израильскому, которому постоянно покровительствовал, в котором сделал бесчисленное множество чудес, которого руководил, как отец руководит дитя свое). Чудное дело: приходит во плоти на землю Творец мира – и мир, разумные твари, видевшие Его чудеса, из коих видно было ясно, что Он все сотворил, не познал Его; Тот, вся Тем быша, и без Негоже ничтоже бысть, еже бысть [рус.: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть ], родился от бедной, хотя знатной по происхождению и Пресвятой Девы, в яслях бессловесных животных и во всю жизнь Свою не имел, где главы подклонить; Тот, в Ком живот всякой твари, благоволил вкусить смерть от пребеззаконных людей; Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир, заключен был во мраке гроба телом Своим. Даже народ, который Он усвоил Себе, избрал из всех народов земных, которому сделал тысячи величайших благодеяний, с тех пор как избрал его Себе и до самого пришествия Своего – в продолжение нескольких тысяч лет, не принял Его: пришел к своим, и свои Его не приняли. Какое крайнее снисхождение Божества! Какая любовь, превышающая всякую меру! Все это снисхождение Творца – для того, чтобы спасти погибающую разумную тварь, а страшна, неописанно страшна погибель разумной твари, потому что эта погибель – вечная, бесконечная. Если бы она не была ужасна, Сын Божий не истощил бы Себя так, и Небесное Правосудие наказало бы достойно самого человека, а не Богочеловека.

14 ст. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Какое торжество для смертного рода: Ипостасное творческое Слово Божие, Бог, – делается плотяным человеком и поселяется на жительство между людьми. Самовидцы и слуги бывшие Слова и большая часть современных воплощению Слова Божия людей видели славу Его, как славу Единородного от Отца, полную благодати и истины: какая благодать и истина лились из уст Его, какая благодать и истина видны были во всей жизни Его, в Его чудесах, в Его благотворениях!

15 ст. Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня (хотя Иоанн был старше Спасителя […] пятью месяцами). Так, по Божеству Своему, Господь Иисус Христос был прежде Иоанна Предтечи, потому что был прежде; Он и Иоанна сотворил во чреве его матери.

32 ст. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Братие, эта высота небесная, в ночное время освещенная ликами звезд и луною, а днем светозарная от солнца, полна жизни и бесконечно больше, чем земля. Наша земля есть незаметная точка в творении Божием, хотя нам, ее обитателям, и кажется, что на ней только почти и царствует жизнь: на небе, то есть в большей и высшей части своих тварей, живет во свете неприступном Сам Бог; на небе же живут Ангелы и там же еще Бог знает кто. По ограниченности, по неведению нашему небесная твердь кажется нам пустою, безжизненною, между тем как там-то и есть вся жизнь, а на нашей земле только ничтожная частичка жизни. Устремляй же чаще к небу и свои мысли, и желания, и надежды.

42 ст. Божество нашего Спасителя очевидно из Его учения, Его чудес и едва не всех поступков: полнота Божества, обитавшего в Нем, преливалась, так сказать, в каждом Его деле и слове, даже во взорах. Вот, между прочим, один поступок Господа, который показывает в Нем всеведущего Бога: апостол Андрей приводит к Иисусу брата своего Симона. Господь, взглянувши на него, говорит ему: тыСимон, сын Ионин, тогда как ни от кого не слыхал, что его зовут именно Симоном и что у него отец – Иона; затем дает ему новое имя Петр, выражающее твердость его исповедания, а чтобы дать такое имя, нужно было видеть расположение души Симоновой и его будущую ревность по вере.

47 ст. Опять: Господь видит идущего к Себе Нафанаила и говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства, между тем как Спаситель прежде не слыхал об нем. Нафанаил удивился, каким образом пришлый человек, совершенно ему незнакомый, так прекрасно знает его, что объявляет даже внутренние расположения его души. Он с изумлением спрашивает Господа: почему Ты знаешь меня? Всеведущий отвечает: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Слова Господа: видел тебя, надобно относить больше к духовной стороне Нафанаила, равно как разуметь их больше о духовном зрении Спасителя, потому что Спаситель раньше высказал Свое ведение о духовных качествах Нафанаила. Нафанаила так поразило это Божественное всеведение, что Он тотчас же исповедал Господа Сыном Божиим и Царем Израилевым. Господь обещает явить ему еще большее чудо, именно: видение отверстых небес и восхождение и нисхождение Ангелов к Сыну Человеческому, как это видел первый израильтянин, в котором не было лукавства [Ин. 1,47–51], – Иаков.

Глава 2. О браке в Кане Галилейской и о чуде претворения воды в вино. На браке недостало вина. Матерь Божия, весьма хорошо знавшая Божественное всемогущество Своего Сына, сказала Ему об этом, надеясь, что Он из ничего сделает им вино. Час явить Себя миру, показать Себя в чудесах в это время еще не приспел для Него, и Он кротко сказал Своей Матери: что нам с Тобою до того, Жено? Еще не пришел час Мой. Между тем Пресвятая Матерь, также хорошо зная, что Он исполнит Ее желание, сказала слугам: сделайте, что Он прикажет (желание обыкновенного человека видеть чудо). А в доме было шесть каменных водоносов, вмещающих по две или по три меры. Господь повелевает их наполнить водою; их наполнили до краев. Господь сказал: теперь почерпните и принесите в сосуде архитриклину (τρικλινιον треходрие, то есть место о трех одрах, употреблявшееся в древности для возлежания на пирах; αρχιτρικλινος – распорядитель пира). Принесли. Вино так было хорошо, что архитриклин не знал, откуда достали такого вина, между тем как прежнее все вышло; между тем слуги, черпавшие воду, знали, откуда оно. Архитриклин обратился к жениху с выговором: как это он обманул так жестоко всех гостей, обнесши их сначала тем вином, которое похуже, а хорошее вино оставив к концу. Поскупился, уэкономить хотел: ты хорошее вино сберег доселе? Так хорошо, добротно было вино, сделанное из воды, тогда как тоже, вероятно, было очень хорошо в своем роде и вино женихово, потому что брак был не из бедных, как видно. Так для Бога все возможно: Ему не нужен непременно сок винограда, чтобы сделать вино; по Его слову и вода может превратиться в виноградное вино, притом самое лучшее. И точно: естественный материал вина виноградного есть виноградные ягоды, а средства делать вино есть изгнетение сока из них и брожение его. Но для Бога нет надобности ограничивать Себя этими материалами и этими средствами, чтобы сделать такое же или лучшее вино. У Него на это есть воля и всемогущество. Как камни по Его слову могут претворяться в хлебы, так и вода в вино. Что после этого удивительного, если в таинстве Евхаристии вино превращается в истинную Кровь Господа? В этом чуде виден искусный, премудрый Механик мира и всех частей его.

16 ст. Сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. Научись из этого глубоко почитать каждый храм Божий: он – дом Божий. Какая ревность по доме Божием у Спасителя! Ученики Христовы не могли не припомнить при этом одного места из псалма, относящегося к Нему: ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68,10). Часто Спаситель выражал Свою ревность к достоянию Отца Своего Небесного. Например, Он сказал Матери Своей и Иосифу, искавшим Его: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? [Лк. 2,49].

23 и 24. Однажды в Иерусалиме, в праздник Пасхи, Спаситель сотворил много знамений; причем многие уверовали в Него. Но Сам Он не вдавался в веру их, потому что все Сам знал и так как Ему не нужно было никакого свидетельства о людях, и Он Сам прекрасно знал, что было в человеке. Смотри, человек, будь крайне осторожен в своей вере, чтобы не оскорбить ее и ее Начальника, будь как можно искреннее, горячее, проще в своей вере, не хитри, не лукавь мыслями и сердцем: Спаситель твой все знает; Он видит как на ладони, что в тебе есть. Ты Его не обманешь; людей ты можешь обмануть, пред ними ты можешь лицемерить, но Бог все знает. Смотри: если ты и веришь в Господа, но не искренно, Он не вдаст Себя в веру твою, Он оставит тебя в пренебрежении за твое лукавство, за твою неискренность, как господин не вдается в веру лукавого слути своего.

Глава 3. Всякий христианин, хорошо знакомый со своею верою, не может не сказать о Божественном Начальнике своей веры то же, что сказал Ему Никодим: Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Магометы и другие сектанты, основавшие свои религии, никак не годятся в сравнение какое-нибудь с нашим Божественным Основателем веры. Слова и дела обнаруживали в них людей, притом со слабостями людскими, но никак каких-нибудь высших, неземных существ. Спаситель отвечает Никодиму прямо на его тайное желание узнать, как можно спастись или наследовать Царствие Божие, которое Господь проповедовал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия [ст.3]. Никодим с недоумением спрашивает: как может родиться человек, будучи стар? Разве может он в другой раз войти в утробу своей матери и родиться? Какие детские понятия! Учитель Израилев не знает другого рождения, кроме плотского. Вот на какой степени стояли понятия о духовных предметах людей, современных Спасителю! Господь поясняет ответ Свой Никодиму: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть (как например, вот ты, Никодим, не знающий почти ничего, кроме плотского), а рожденное от Духа есть дух [ст.5–6]. (Кто родился от Духа, тот уже возвышается над плотским, отлагает плотские понятия и воспринимает духовные.) Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше [ст.7]. И ныне, вероятно, многие удивятся, когда им скажут: вам следует родиться духовным образом – свыше. Но это – сущая правда. Они не должны удивляться. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа [ст.8]. Рождение от Духа Божия совершается таинственно, неприметным для человека образом; возрожденный слышит, ощущает действия Духа Божия, но не знает, откуда приходит к нему благодатное посещение и куда скрывается (подобно как веяние ветра). Никодим говорит: как может быть это? – то есть удивляется, недоумевает, не доверяет, как это все может случиться. Спаситель с упреком говорит ему: ты учитель Израилев, почиваешь на законе и между тем не знаешь этого. Истинно, истинно говорю тебе, что Мы (Троичность?) говорим то, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, и вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я о земном сказал вам, и вы не веруете, то как уверуете, если Я скажу вам о небесном? А Я постоянно на небе (Сущий на небесах) и пришел научить вас небесным истинам, открыть вам небесную волю. Никто никогда не восходил на небо, кроме Того, Кто сошел с неба, то есть Сын Человеческий, сущий на небе (следовательно, Кто лучше может знать небесные истины?). Вы не верите, каким образом может родиться человек духовным образом, будучи, например, старым; вы не верите даже этой, земной, на ваших глазах бывающей истине; но я скажу вам еще важнейшую, небесную истину, которой вы еще меньше поверите. Сын Человеческий, Сый на небеси и в то же время сшедый с небесе, должен для спасения человеческого вознестись на крест, как Моисей вознес змию в пустыне, – дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны [ст. 15–21]. Как премудро Господь наставляет учителя Израилева. Прежде преподает ему истину о духовном рождении, которое необходимо для того, чтобы принять и усвоить умом и сердцем новое, небесное, благодатное учение; и в самом деле, просвещение от Духа Божия необходимо для усвоения верою и делами истины о беспредельной любви Божией к роду человеческому, сошествии на землю Сына Божия ради спасения человеков, о Его страданиях и смерти; о Сыне Божием как о Свете мира и о страшной тьме, в которой находится мир. Затем Господь научает его высочайшим истинам христианства, сейчас упомянутым.

27 и далее стихи. Иоанн говорит иудеям о Спасителе, когда они с недоумением заметили ему, что Он крещает и все грядут к Нему: человек не может ничего принимать на себя, если ему не будет дано свыше; следовательно, если Спаситель принял на Себя должность Учителя или если Он крестит чрез учеников Своих, то это делает потому, что право на это Им получено свыше. Вы, говорит, сами свидетели есть, что я говорил о себе, что я – не Христос, а только послан пред Ним. Имеющий невесту (Церковь), есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Иоанн – друг Жениха – Христа, за глас его). Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех (Сын Божий – свыше: Он – Творец и Бог, и потому Он над всеми); а сущий от земли (Иоанн) земной и есть и говорит, как сущий от земли. Как бесподобно и вместе с каким смирением говорит Иоанн о себе и о Господе: ответ истинно богомудрый. Приходящий с небес есть выше всех, и что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем [ст. 31–36]. Прекрасно, богоглаголиво говорит Иоанн.

Глава 4. Господь, оставив Иудею, идет в Галилею. Путь лежал Ему чрез Самарию. Вот Он приходит в город самарянский Сихарь, находившийся близ веси15, которую патриарх Иаков дал Иосифу, сыну своему. В Сихаре был источник Иакова. Иисус, утомившись от пути, присел тут, на источнике; это было часу в шестом дня. В это время приходит самарянка черпать воду. Господь говорит ей: дай Мне пить. Учеников Его на этот раз не было: они ушли в город купить хлеба. Самарянка говорит Господу: как ты, будучи жидовин, просишь пить у меня – самарянки? Жиды к самарянам не прикасаются. Господь отвечал ей: если бы ты знала дар Божий (дар, принесенный Иисусом Христом) и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина опять говорит: Господин, у тебя почерпала нет, а колодец глубок: откуда же у тебя вода живая? Разве ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец (что ты за ничто ставишь нашу воду и хвалишься какой-то своей водой?) и пил из него и сам, и дети, и скот его? Куда нам лучше этой воды? Господь указывает на невыгодную сторону стихийной, земной воды. Всяк, говорит Он, пьющий эту воду, опять захочет пить; а кто выпьет воды, которую Я дам, тот никогда не будет томиться жаждою, но она будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина, обрадовавшись такой необыкновенной находке, говорит: Господин! Дай же ты мне этой воды, чтобы я не имела жажды и не приходила сюда черпать (а, должно быть, было довольно далеко до колодца). Господь велел ей идти и пригласить ее мужа и затем прийти за этою водою. Женщина отвечала, что у ней нет мужа. Господь обличает ее, говоря, что у ней было пять мужей, а настоящий муж не есть уже муж. Та изумилась, как Он все знает, и исповедала Его пророком, то есть посланным от Бога учителем веры. Итак, как бы так говорит она, я верю, что ты пророк, и готова слушать тебя. Но вот спорный пункт между вами, иудеями, и нами. Отцы наши кланялись Богу в этой горе, а вы говорите, что единственное место, где должно покланяться Богу, находится в Иерусалиме. Господь говорит: женщина, поверь Мне, что вы будете молиться не в этой горе и не в Иерусалиме. Вы не знаете, кому кланяетесь, а мы знаем Кому, потому что спасение от иудеев. Но вот скоро придет время, да и ныне уже есть, когда истинные богомольцы поклонятся Отцу Небесному духом и истиною, потому что Он таких-то поклонников и ищет Себе. Бог – Дух, и кто кланяется Ему, тот должен кланяться Ему духом и истиною. Да, говорит женщина, я знаю, что придет Мессия, называемый Христос; когда придет Он, так все скажет нам. Господь отвечает: Я-то и есмь Мессия, говорящий с тобою. В эту минуту пришли ученики Его и удивлялись, что Он разговаривает с женщиною: нехорошая мысль пришла им; впрочем, они не спросили Его: чего Ты ищешь? или: что говоришь с нею? Женщина, прервав речь со Спасителем, к Которому пришли ученики и принесли Ему пообедать, оставила водонос свой и пошла в город, и сказала обывателям: пойдите посмотрите чудесного Человека, Который, нимало меня не зная, сказал мне все, что я делала в жизни: не Он ли Христос? И вот народ вышел из города и идет к Нему; между тем ученики просили Его поесть, но Господь отвечал, что у Него есть брашно, которого они не знают. Ученики переговорились между собою: разве кто принес Ему поесть? Господь разрешил их недоумение, сказав: Мое брашно, Моя пища вот какая: чтобы сотворить волю пославшего Меня Отца и совершить дело Его (значит, дело спасения мира есть дело Отца Небесного). Не вы ли говорите: еще четыре месяца – и жатва наступит. Но Моя жатва уже настала: обратите очи ваши и посмотрите на эти духовные нивы – они совсем поспели к жатве (как радовался духом Спаситель, видя расположение самарян принять Его учение! Как приятна была Ему эта духовная, спелая нива!). И тот, кто жнет, получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы радовались вместе и сеющий, и жнущий. Об этом истинно сказано, что иной сеющий и иной жнущий. Я послал вас жать там, где вы не трудились (не сеяли: пророки подготовили самарян к принятию Мессии и Его учения): иные трудились, а вы вошли в их труд. Как предвидел Спаситель, так и было: многие из самарян, живших в этом городе, уверовали в Господа, убежденные сначала свидетельством женщины, сказавшей, что Он сказал ей все, что она сделала, а потом, когда Он пробыл два дня, – и собственным опытом.

47 и далее. В Капернауме Господь исцеляет сына одного придворного человека. Сын был при смерти. Отец говорил Спасителю: Господи, приди, пока еще не умер отрок мой. Господь говорит: иди, сын твой жив. Отец поверил и пошел. Когда он входил в дом, рабы встретили его и сказали ему: сын твой жив (теми же словами, какими Господь). Он спросил: в котором часу стало ему лучше? Ему отвечали, что вчера в седьмом часу оставил его огонь, – и он понял, что это был именно тот час, когда Спаситель сказал ему: сын твой жив. Слава всемогуществу и милосердию Твоему, Господи!

Глава 5. Об исцелении тридцатиосмилетнего недужного в притворах овчей купели чрез повеление взять одр свой и ходить. После повеления недужный сейчас стал здоров: не только сам стал ходить, но и свою постель, на которой лежал так долго, в состоянии был носить с собою и носил ее для большего убеждения в истине чуда. Потому что если бы он не был чудесно исцелен словом Спасителя, то не только не мог бы носить с собою постели своей, но и сам – ходить: Спаситель нашел его лежащим, да и сам больной говорит: не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода [ст.7]. Итак, больной по слову Спасителя не только сам ходил, но и носил с собою постель, чтобы доказать всем вдруг пришедшую к нему чудесно крепость сил и чтобы разительно показать Божественное всемогущество Господа, явить торжество силы Божией над нашими немощами самыми закоренелыми. Иудеи привязываются к больному своими завистливыми вопросами и говорят: ныне суббота: тебе не следует брать одра своего. Бывший больной отвечает: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. А он не знал, Кто исцелил его, и не мог отвечать на вопрос иудеев, спрашивавших его: кто тебя исцелил? Вскоре Господь нашел его в церкви и сказал ему: вот, ты здоров: не греши больше, чтобы тебе не случилось чего хуже. Иудеи ищут убить Господа за то, что Он благотворит в субботу. Но Господь, увидев их, отвечал им: Отец мой доселе делает, и Я делаю (то есть вы говорите, что в субботу непременно всякий должен быть свободен от всякого дела; то правда, что должен быть свободен от дела, да не от всякого: доброе дело или дело крайней житейской необходимости, например отвязать животное от стойла и напоить его, можно делать и в субботу. Но этот закон для вас – людей, а не для Бога – Отца Моего (Ему нельзя предписать заповеди – не делать в субботу), Который доселе делает, а не покоится в бездействии, да и Я – тоже делаю, потому что Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (о равенстве Сына Божия со Отцем). Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь (здесь говорится о человеческом естестве Иисуса Христа, то есть в этих словах: и покажет Ему дела больше сих [ст. 19–20]: как Сын Божий, Спаситель знал совершенно Отца Своего, о всех делах Его от века: и Отца не знает никто, кроме Сына [Мф. 11,27]). Какие же дела? Вот какие: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (это разумей и о духовной, и о телесной жизни). Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца (равенство). Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его (оживление и воскрешение разумеются преимущественно в последний день мира, так как дальше говорится о суде, хотя суд надобно здесь разуметь и во всякое время делаемый Сыном Божиим над людьми – во время жизни). Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Как это утешительно! Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые (духовно или телесно) услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

[Ст. 21–27]. Какое блаженство – иметь жизнь, причину ее в Себе, а с нею вместе и источник всех радостей ее! И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий (по Божеству Своему Спаситель вместе со Отцем всегда был и есть всемирный Судия, но суд над людьми Он получил от Отца по человечеству, как Искупитель их).

28 и 29 ст. О будущем воскресении.

30 ст. Я ничего не могу творить Сам от Себя [слав.: не могу Аз о Себе (от Себя, Сам Собою) творити ничесоже ]. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. И ты, человек, не держись своей воли, а воли Божией.

31 ст. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Смотрите, как справедлива воплощенная Истина: Она нимало не боится, что кто-нибудь опровергнет Ее. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне [ст. 32]. Вот где, между прочим, торжество нашей веры: о нашем Начальнике веры в продолжение всей Его земной жизни свидетельствовал Отец Небесный – Такой Свидетель, вернее Которого нет. Вы, говорит, посылали к Иоанну справиться обо Мне, Кто Я, и он засвидетельствовал истину Моего Божественного посольства. Но свидетельство о Своем посольстве, о Своем Божестве Я не от людей принимаю: это слабое свидетельство; но Я говорю вам все это, учу вас – для того, чтобы вы спаслись. Я от людей очень мало завишу, чтобы не сказать – совсем от них не зависим. О, если бы вы знали, что Я – Царь, и Царь вечный, хотя Царство Мое не от мира сего. Я имею в Себе свидетельство больше Иоаннова (какая Божественная важность в словах Господа!): ибо дела, которые Отец дал Мне совершить (например, дело искупления людей крестною смертию и относящиеся сюда: непрестанное обучение людей истинам веры, сопутствуемое крайнею любовию, долготерпением, кротостию, смирением, непрерывные чудеса), самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам (собственным гласом) засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели [ст.36–37]. Нужно ли высшее и сильнейшее свидетельство о Божестве Спасителя?

40 ст. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Это ко многим можно приложить и в настоящее время. Иные не знают, что Спаситель – Источник живота, или и знают, что Он Источник жизни, но по преимуществу духовной, которой они не любят. Они хотят жить плотию. Но естественная, физическая жизнь – от Него же. Куда же вы деваетесь от нашего Спасителя? Труждающиеся и обремененнии делами плотскими, придите к Нему – и Он упокоит вас.

41. Не принимаю славы от человеков. Постарайся и ты так вести себя, чтобы видно было, что ты ищешь славы Божией, а не человеческой.

43. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Странное дело: люди как-то склонны верить больше самозванцам, чем людям, имеющим природные, богодарованные права на что-нибудь. Это бывает и в вере, и в государстве. Должно быть, это оттого, что самозванцы льстят нашим страстям (Магомет; наши государственные самозванцы).

45[–46]. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете… потому что он писал о Мне. Вот доказательство Божественного посольства Спасителя: за несколько тысяч лет до пришествия Его Моисей писал о Нем, как бы о настоящем.

Глава 6. Переправившись на ту сторону озера Тивериадского (в Галилее), Спаситель взошел на гору и сел тут с учениками Своими (о, блаженнейшие ученики!). Осмотрев пространство под горою, Он увидел, что по направлению к Нему идет множество народу. Вот Он обращается к Филиппу с испытующим вопросом: на что купить нам хлебов, чтобы накормить их? О! Как я живо и глубоко чувствую свою ограниченность при этих словах Спасителя. Да, Господи, как и Филипп, по-нашему, по-человечески я отвечу Тебе так же, что если на двести пенязей купить хлебов, то и тогда не довольно будет для того даже, чтобы хоть понемногу каждому из народа досталось, или как Андрей Первозванный: есть здесь один мальчик (хотел услужить Господу доставлением известия, и известие как тут было кстати), у которого есть пять ячменных хлебов и две рыбы, – но что это значит для такого множества народа. Итак, Господи, по-нашему, мы не знаем, что делать, чтобы накормить столько народу: денег нет достаточного количества, а пяти хлебов да двух рыбок слишком мало для насыщения его. Как по-Твоему? – А по-Моему вот как: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы, купленные у мальчика, и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел [ст. 10–11]. Все ели и насытились, да еще собрали двенадцать корзин. Да, Господи, по-Твоему так: Ты всемогущ, а по-нашему, это невозможно было. Затем вскоре Иисус идет по морю Богочеловеческими стопами. Обстоятельства чуда были таковы: после насыщения хлебами, вечером, чтобы не заночевать в пустом месте и удалиться от народа, по повелению Господа (Мф. 14,22) ученики отправились к морю, сели в лодку и начали грести на ту сторону озера в Капернаум. Стало уже темно, а Иисуса, Который обещал им, отпустив народ, встретить их на той стороне, не видно было нигде. Дул сильный ветер, и море волновалось [ст. 18]. Но вот, отгребши двадцать пять или тридцать стадий от берега, они видят Его идущим по морю и вдруг очутившимся близ лодки их – и испугались. Господь успокоил их: это Я: не бойтесь. Они только лишь хотели Его взять в лодку, как она очутилась у того берега, к которому они шли. Это чудо, то есть что лодка вдруг пристала к берегу, когда они хотели взять Господа в лодку, – до берегу было еще далеко, иначе зачем было бы и брать Его в лодку. Апостолы думали, что Он устал, шедши пешком. Нечто подобное, то есть необыкновенная, чудесная легкость тела, бывает и у людей: один святой отшельник во время своей молитвы виден был отстоящим от земли на сажень и висящим в воздухе. Господь также после молитвы на горе шел по морю. Но Он и во всякое другое время, и притом как Бог, собственною, а не постороннею силою может возвышаться от земли или ходить по воде. Со святыми были чудеса от Его силы. На следующий день народ, насыщенный чудесно пятью хлебами и двумя рыбами, замечает, что Господа нет с ними, но верно зная, что ученики Его одни вечером сели в лодку и отправились на ту сторону обширного озера и что другой лодки не было на этой стороне, кроме той, удивились, куда Он ушел с их глаз. Отправились в лодках, пришедших из Тивериады, искать Господа в Капернауме за озером и, нашедши Его здесь, с изумлением спрашивают Его: Учитель! Когда Ты успел сюда прибыть? А Господь без лодки и поспешно, как дух, пронесся по морю. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш! Лобызаю водоходные стопы Твои! Господь обличил истцов Своих, сказав: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Нравоучение: Старайтесь не о пище тленной (заботьтесь не …), но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог [ст.26–27]. Это нравоучение прекрасно идет к торгующим съестными припасами, особенно к хлебопекам, булочникам, лабазникам, мясникам.

30 ст. Народ говорит Иисусу: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? – то есть сотвори знамение, чтобы мы видели его и поверили Тебе. Какие чудеса твориши Ты? Вот отцы наши ели в пустыне чудесный хлеб, манну, как написано: хлеб с неба дал им есть [ст. 31]. Ты можешь ли делать такие знамения? Господь отвечает: истинно, истинно говорю вам, не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам (ныне, как и тогда Он же дал манну) истинный хлеб с неба. Он точно есть хлеб Божий (разумеет Себя), сходящий с неба и дающий живот миру (а не одному только народу израильскому, как манна в пустыне). Народ сказал Ему: Господи! Дай нам всегда этот хлеб. Иисус говорит: этот хлеб жизни – Я: приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет никогда иметь жажды. Отчего люди и алчут и жаждут, и того хотят, и другого, и третьего, и никогда не насыщаются? Отчего людям все кажется мало того, что они имеют? Оттого, что не приходят к Спасителю. Но Я сказал вам, продолжает Спаситель, что вы и видели Меня (то есть знамение, которого они теперь нагло просили, тогда как видели его прежде – в чудесном насыщении, и в этом знамении Мою Божию силу), и не веруете. Все, что дает Мне Отец (все люди, родившиеся от Бога, чада Божии), ко Мне приидет (как Судии всех людей и Отцу будущего века): и приходящего ко Мне не изгоню вон, потому что Я сошел с неба не Свою волю творить, но пославшего Меня Отца. А воля Отца Моего такова, чтобы все, что Он дал Мне, Я не погубил, но воскресил (все то) в последний день, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел живот вечный.

41 ст. Иудеи ропщут, что Он назвал Себя хлебом, сшедшим с неба. Разве мы не знаем, говорят они, что Он Иисус, Сын Иосифа; мы знаем и отца и Мать Его. Как же Он говорит: Я сошел с неба? Господь отвечает: не ропщите между собою: никто не может прийти ко Мне, уверовать в Меня, если не привлечет его ко Мне Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день (повторяет несколько раз: Я воскрешу его в последний день, чтобы показать осязательно будущее воскресение).

45[–51] ст. У пророков написано: и будут все научены Богом (ныне это время), поэтому-то вы и слышите так часто проповедников. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца (не подумайте), кроме Того, Кто есть от Бога (Сын Божий и Дух Святой); Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Как ясно учение о необходимости и действительности причащения христиан под видами хлеба и вина истинного Тела и Крови Христовых! Имей это в голове.

52[–55]. Тогда Иудеи стали спорить между собою (и ныне многие препираются с собственными помыслами), говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (как часто повторяется последний день: как, значит, он несомненен). Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие [слав.: Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво ]. Господь ставит в сравнение Плоть и Кровь Свою с нашею пищею и питием! Как бесконечно далеко оставляют за собою Плоть и Кровь Христовы, как духовная пища и питье, – обыкновенную нашу пищу и питье и как по преимуществу Плоть и Кровь Господа заслуживают названия брашна и пива человеческого, или пищи и пития! Обыкновенные пища и питье насыщают только тела наши, и то ненадолго: мы в день несколько раз вкушаем; притом как бы кто ни утучнял себя пищею, непременно должен когда-нибудь помереть: обыкновенная пища не сильна для того, чтобы продлить жизнь человека навсегда; она дана только для временного питания и подкрепления нашего стихийного растительного состава, как соки, получаемые растениями из земли, только известное время питают их и поддерживают их жизнь, и растения от времени и влияния стихий наконец пропадают. Не таково брашно и не таково пиво, которые дает нам вкушать Сын Божий: ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь имеет жизнь вечную, как вечен Сам Он, и воскреснет в последний день для этой бесконечной жизни. Ядущий Его Плоть и пиющий Его Кровь в Нем пребывает, и Он в нем. Как послал Его живый Отец, и Он (Спаситель) живет Отца ради, то и ядущий Его, жить будет Его ради. 60 ст. Многие из учеников Его, выслушав это, сказали: какие странные слова! кто может это слушать? Узнав об этом Своим Божественным всеведением, Господь говорит им: это ли вас соблазняет? А что, если вы увидите Сына Человеческого восходящим туда, где Он был прежде, – на небо к Отцу Своему? Поверите ли хотя тогда, что Я – точно хлеб живый, сшедший с небес? Дух оживляет (то есть Мое учение духовное, а не плотское, не о плотском), а плоть нимало не пользует (если бы Мое учение было плотское, о плотском, оно не приносило бы пользы): слова, которые Я говорил, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые, которые не верят им. Перед обедней хорошо было бы всегда читать эту главу. Многие из учеников, соблазнившись таким учением Спасителя, перестали ходить за Ним. Горько было это для Господа; в этой горести Он с упреком сказал двенадцати ученикам Своим: не хотите ли и вы оставить Меня? (Это можно сказать некоторым пастырям, которые если не устами, то делами говорят иногда: какие странные слова! кто может это слушать? Идут потому вспять и не ходят за Ним, то есть позволяют себе все.) Не хотите ли и вы уйти? Симон Петр отвечает: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слово жизни вечной! В мир ли, к людям ли мы пойдем? Но что мы найдем у них, кроме суеты и тления? Никто из них не скажет того, что Ты скажешь, и так, как Ты. Такой сладости слова мы еще не ощущали никогда, никогда. Мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого.

Глава 7, [ст.4]. Никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Кто скрывается от взоров людских, тот, верно, не желает, чтобы его видели. Тайная добродетель. Братия Спасителя говорили Ему: пора Тебе показать Себя миру. Господь: еще не пришло для этого время Мое: для вас всегда время, всегда пора. Так иногда недальновидные люди говорят людям умным, действующим весьма обдуманно: пора тебе сделать то и то. Но им надобно отвечать то же, что Спаситель. Божественная премудрость знает, когда что нужно сделать. 7 ст. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. Когда не тронешь страстей человеческих или людей, живущих в похотях мира, тогда они спокойны в отношении к нам, а когда затронешь их, тогда начинают они реветь, пениться и подниматься на нас, как волны моря. Так нас не очень любит мир, потому что мы свидетельствуем, что дела его злы. 12 ст. Одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Так и ныне о добродетельном человеке бывают разные толки: одни говорят, что он хороший, прямодушный, искренно преданный добродетели человек; а другие говорят: нет, неправда: он обманывает народ притворным видом добродетели. 23[–24] ст. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным. Есть люди, которые строгость закона делают средством подыскаться над другими, пользуясь его двусмысленностию. 46 ст. Никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Так говорили слуги архиереев и фарисеев (то есть младенцы Христовы). А эти: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он [ст.47–49]. А вы хорошо знаете закон, что тогда, как в нем пишется везде об Иисусе Христе, вы не знали этого и не уверовали в пришедшего Мессию, о Котором писал Моисей, пророцы и псалмы? Вы не знаете, точно, закона: следовательно, по справедливости вы, а не они прокляты.

Глава 8. Однажды утром Господь пришел в храм Иерусалимский; народ стекался к Нему во множестве. Спаситель сел и стал учить его. Чтобы иметь что-нибудь сказать на Него, подыскаться над Ним, книжники и фарисеи привели к Нему и выставили среди народа женщину, захваченную в прелюбодействе; а в Ветхом Завете прелюбодеев закон велел побивать камнями. Вот они спрашивают Его: Моисей велел побивать таких камнями, а Ты что скажешь? Ты любишь по какой-то власти отпускать грехи людям: не отпустишь ли и ей? – это была их тайная мысль. Но если отпустишь, тогда Ты будешь в противоречии с Моисеем, и мы будем иметь что глаголать на тебя, уличим Тебя. Если же велишь ее побить камнями, тогда будут иметь повод упрекнуть Тебя в жестокости – а для прослывшего в народе Милосердым и это будет ударом. Но вернее, что Ты простишь ее, – тогда Ты в наших руках. Делай, как найдешь лучшим. Что же Господь? Смотрите, с каким торжеством Он минует засаду. В то время, как спрашивали суда Его над женщиною, Он, наклонившись, писал перстом на земле, не обращая внимания на них. Может быть, Он думал в это время о злобе книжников и фарисеев как в отношении к Нему, так и к женщине, но в то же время и об их слепоте, по которой они видят только чужие грехи, а своих не замечают. Последующие слова Его ответа показывают, что Он, точно, думал об этом. Между тем книжники и фарисеи настойчиво требовали суда Его над женщиною. Господь выпрямился и сказал им: кто из вас без греха, тот пусть первее бросит на нее камень. После этого опять наклонился и стал писать на полу, чтобы дать им возможность потихоньку убраться всем, потому что в это время совесть так начала обличать их в собственных грехах, что они стали выходить поодиночке от старших до последних, так что наконец остался только Иисус и женщина. Господь опять выпрямился и сказал ей: где твои доносчики? Никто не осудил тебя? Потому что они сами виноваты? Нет, отвечала она. Господь: и Я тебя не осуждаю: иди и с этих пор больше не греши. И ныне часто выставляют люди на вид слабости других, прося суда нашего над ними. Но как часто и им следовало бы отвечать то же, что Спаситель книжникам и фарисеям: кто из вас без греха, тот пусть первый присудит ему наказание.

12. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Да, Господи, Ты Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

23 ст. Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Да, мы земные и от земли; а Ты – Небесный – с неба или, лучше: Ты – Вездесущий.

47 ст. Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. Кто любит читать или слушать слово Божие, вообще – заниматься им, тот верно от Бога, любит Его и имеет живот вечный; а кто не любит ни читать, ни слушать, тот не от Бога. Это – точная мысль текста.

51 ст. Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Как не стараться всеми силами исполнять слово Божие ради одного такого обещания! Но есть и другое побуждение для исполнения: слово Божие слаще меда и капель сота [Пс. 18,11] и есть свет стезям нашим.

52[–54] ст. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Я, точно, как бы так говорит Спаситель, больше Авраама и пророков: и это совершенно справедливо, и не есть превозношение, похвальба, потому что Я не Сам Себе приписываю такую славу, не произвольно, но Отец Мой славит Меня; Я – Его Сын Единородный и потому больше не только Авраама и всех пророков, но и всякой твари небесной и земной. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш… Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь [ст.54–58]. Какая слепота, ограниченность, злость видны в вопросах и возражениях иудеев и какой пресветлый, Божественный ум виден в ответах Господа! Какая степенность, твердость, важное спокойствие и добродушие при ответах!

Глава 9. О слепорожденном. 4 [–5] ст. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю и сделал брение из слюны и помазал глаза слепому, сказав ему: иди умойся в купели Силоамлей, что тот и сделал, – и прозрел. Свет мира духовного, Ангельского и человеческого, равно как невещественного, был в мире земном, да не многие хотели узнать в Нем свет мира, потому что дела их были злы. 39 ст. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие (плотскими очами и невидящие духовными очами по невежеству, а не по упорству) видели, а видящие (ученые, законники) стали слепы (по своему развращению, жестокосердию и гордости).

Глава 10, ст. 2 и далее. Входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Как это божественно! Люди, как говорит Псалмопевец, суть овцы пажити Божией. Вот когда пришел их Господь и Владыка, овцы узнали Своего Господина, как обыкновенные овцы знают своего хозяина; и бессловесных овец не обманешь – идти за чужим человеком как за своим хозяином, и они чуют, так сказать, своего благодетеля, знают питающие их руки, ласкающий их взор, ухаживающие за ними ноги. Тем более не обманешь следовать за наемником как за пастырем словесных овец: их души понимают любящую душу доброго пастыря, равно как хитрую, алчную и своекорыстную душу наемников; потому-то по добром пастыре овцы идут, потому что знают голос его, то есть по голосу знают, что это он; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Господь дверьми, то есть законным путем, вошел во двор овчий. Всегда с удовольствием, с радостию слышат глас Господа в Его Евангелии добрые овцы стада Его. Своих овец зовет Он по имени (это слышат, чуют зовомые), то есть все Ему известны, потому что обо всех Он промышляет, всех выгоняет на Свою пажить. И когда выгонит на пажить овец Своих, впереди их ходит, чтобы они, смотря на Него, не заблудились и смело шли за Ним. И они, действительно, за Ним идут, потому что знают Его голос. 10. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Верим, Божественный Спасителю: иначе зачем бы Тебе терпеть от людей все пакости над Собою до крестной смерти? Ты душу Свою положил за живот наш: как же нам не верить, что Ты пришел к нам для того, чтобы мы имели живот? А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах [ст.12–13]. Наемник оставляет овец своих на каждом шагу: своим радением об их пользах духовных и телесных, своею молитвою, своим поучением и назиданием. 25[–30] ст. Дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне (яко Аз есмь Христос). Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих… Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною [слав.: по Мне ]. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит [слав.: не восхитит ] их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отецодно. Мы веруем в Тебя, Господи: даруй же нам живот вечный, но прежде научи нас по Тебе идти! Хорошо попасть нам в руки Твои: никто бы не восхитил уже нас из недр любви Твоей во веки веков. 36[–38] ст. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. Может ли быть истина высказана разительнее и сильнее?

Глава 11,5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Господь почтил особым Своим расположением это семейство, отличавшееся благочестием, добродушием и усердием к Небесному Гостю. Хотя Марфа, как видно из другого евангелиста, хлопотала больше о житейских делах (Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом [Лк. 10,41]), но Господь и ее любил, и даже святой евангелист Иоанн о ней только по имени и говорит, что Иисус любил Марфу. Вероятно, и наших Марф Господь не отвергает. 15. Радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему. Если бы Спаситель был у больного Лазаря, он не умер бы, как говорили и сестры его: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой [ст.21]. Животворящий сейчас бы исцелил его, должен был бы исцелить его, как друга. Но чудо было бы не так велико, даже, можно сказать, небольшое чудо в сравнении с воскрешением четверодневного, смердящего мертвеца: при воскрешении такого мертвеца из ничего дарована опять покойнику жизнь явно всемогущею силою, а когда он был только нездоров, тогда следовало дать только правильный ход жизни, еще остававшейся в больном. Это – величайшее чудо Господа. Оно самым разительным, осязательным образом уверяет нас в будущем воскресении мертвых. 25[–27] ст. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Ах, какая утешительная истина! Ужели правда, что я не умру вовеки и телесная смерть моя есть только минутный переход из временной в вечную жизнь? Да, правда несомненная: Сама Истина воплощенная говорит об этом. Веришь ли сему? – спрашивает Она тебя. Отвечай Ей сердечною, живою верою: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. 33 и 34. Господь, видя пришедшую Марию, другую сестру Лазаря, в слезах и пришедших с нею иудеев, тоже плачущих, Сам огорчился духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Ему сказали: прииди и посмотри. Иисус прослезился. Так верно и несомненно, что Богочеловек Иисус искушен был по подобию, по всяческим, разве греха. Вот Господь пришел ко гробу, или пещере, на которой лежал камень. Господь повелел взять камень; его взяли. Возведши очи Свои на небо и воздав хвалу Отцу Своему, Жизнодавец говорит: Лазарь! иди вон. Мертвец ожил и вышел во всех погребальных пеленах. Господь велел развязать его и оставить идти самого. Торжествуй, христианин, с Начальником своей веры: Его торжество есть вместе и твое. И ты также некогда воскреснешь по слову Его.

Глава 12, 24 [–25] ст. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою (то есть кто бережет себя и не хочет жертвовать собою пользе других) погубит ее (то есть вообще себя); а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Надобно ненавидеть грешную свою душу за ее грехи, страсти, худые наклонности и не щадить ничего, чтобы поселить в ней добродетель и божественную ревность по вере. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой [ст.26]. Блажен, несказанно блажен тот человек, которого почтит Отец Небесный за ревностное служение Сыну Его. 32. Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Действительно, крестною смертию Своею Господь привлек бесчисленное множество верующих из всех народов, всех стран и веков. Это потому, что тогда Он заслужил, так сказать, у правосудия Божия полное право сообщать людям всесильную благодать Духа Божия, влекущую нас, без нарушения, впрочем, нашей свободы, к Сыну Божию. 44[–50] ст. Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня (единство сущности). Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная (то есть не обольщать Он послал Меня вас, а для жизни вашей вечной послал Меня). Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. Какая основательность, премудрость неземная! Человек! Слово, в этом Евангелии содержащееся, будет судить тебя в последний день. Благоговей же пред ним и исполняй его повеления и советы. Сам Господь, пришедши на землю для нашего спасения, все сделал для нас с Своей стороны: Его слово была сила Божия, которая людей здравомыслящих, не омраченных страстями, привлекла на спасение ко Господу Иисусу. Если многие люди, слышавшие слова Спасителя, по причине злобы своей и страстей своих не поверили Ему – их это самое, убедительнейшее Божественное слово


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: