Е годы.
Репрессии эстонского населения Ямбургского и Гдовского уездов.
Упоминание о поголовном выселении эстонского населения пустоши Низы.
Выделено цветом.
Из книги
И. Мусаев
(Санкт-Петербург)
ЭСТОНСКАЯ ДИАСПОРА НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ
B XVIII-XX BB.
…Роковым для эстонского, как, впрочем, и для других меньшинств Ленобласти, стало следующее десятилетие. Во время коллективизации и раскулачиваний начала 1930-х гг. этнические финны, эстонцы и немцы, среди которых было не слишком много бедняков и немало крепких зажиточных хозяев, в процентном отношении пострадали сильнее, чем крестьянское население области в целом. В постановлении, принятом на совещании актива национальных меньшинств Ленинградского округа 21 декабря 1929 г., было отмечено следующее:
«В период реконструкции сельского хозяйства на коллективных началах и усиленного наступления на кулацкие элементы классовая борьба в среде национальных меньшинств приобретает зачастую особо острый характер. Распространенный среди ряда национальных меньшинств округа хуторской тип хозяйства (эстонцы, финны), а отсюда — значительность зажиточно-кулацкой части, верхушки, ведущей усиленное сопротивление мероприятиям Советской власти, относительно сильное влияние духовенства, а также ряд культурно-бытовых и экономических особенностей диктует необходимость особенно четкого и последовательного проведения классовой линии в нацменской работе»*.
|
|
Эстонцы, впрочем, вступали в колхозы несколько активнее финнов, так как среди них было немало бывших батраков. Однако и зажиточных хуторян в числе эстонцев также было довольно много: среди сельского эстонского населения Ленобласти зажиточные составляли 12 %, середняки — 66 %, бедняки — 22 %. В числе жертв политики ликвидации кулака как класса оказались не только зажиточные сельчане, но и немало середняков. Многие из финских и эстонских крестьян Ленинградской области были раскулачены и высланы на спецпоселение в Сибирь или на Кольский полуостров. Известны примеры массовых эксцессов при проведении коллективизации и раскулачиваний в эстонских деревнях. В частности, в январе 1933 г. органами ГПУ было арестовано до 90 % взрослого населения колхоза Подкурьево по обвинению в отравлении скота; часть арестованных была тут же выслана, остальных отправили в ленинградские и псковские тюрьмы. В деревне Зимитицы в Волосовском районе 50 из 85 эстонских семей, составлявших колхоз «Новый путь», были раскулачены или высланы без предъявления какого-либо формального обвинения.
В 1933-1934 гг. давление на деревню на Северо-Западе России было временно ослаблено, масштабы депортаций заметно сократились. Однако с середины 1930-x гг. репрессии в сельской местности возобновились, причем на этот раз они носили более ярко выраженный национальный характер. В 1935-1936 гг., в соответствии с секретным указанием НКВД о проведении операции «по очистке пограничной зоны Ленинградской области и Карелии от кулаков и антисоветских элементов в порядке репрессии» от 25 марта 1935 г. финское и эстонское население было почти поголовно выселено из пограничных с Финляндией и Эстонией районов Ленинградской области. Многие эстонцы — жители районов, прилегающих к Чудскому озеру, были высланы в Сибирь и Среднюю Азию. К примеру, было поголовно сослано мужское население деревень Пустошь-Эверт (Ээверти Пуустус) и Пустошь-Низы (Нииса Пуустус), а женщин и детей пришлось распределить между соседними русскими колхозами.
|
|
PS
Локализация пустоши Низы не ясна, поскольку в Гдовском уезде до времен атеизма
существовало два прихода Низы.
Большая часть прихода Низы на севере Гдовского уезда в 1920 году отошла под юрисдикцию Эстонии. Приход оказался разделен государственной границей между СССР и Эстонией на две части.
Очевидно, что в приведенном свидетельстве речь может идти и о местности Низы, относящейся сегодня к Сланцевскому району Ленинградской области.
С обеих сторон государственной границы в Низах находились эстонские хутора, сегодня урочища Сланцевского района. В разговорной традиции жителей района существует понятие о Низах, как о местности с хуторскими поселениями.
Другой приход Низы Гдовского уезда существовал в сторону селения Ляды. Очевидно, что и там были эстонские хутора.
Местность на юге Гдовского уезда от Узмени на восток носит историческое название Чухонщина.
Сведения источника даны по:
Ibid. S. 109; Amburger E. Die Pastoren der evengelischen Kirchen Ruslands. S. 431, 469/
П.П. Кеппен.
Этнографическая карта СПБ губернии.
XIX в.
Возможно, в статье идет речь о выселении эстонских анклавов, указанных на карте Кеппена.
Они отмечены южнее г. Гдова красным цветом, к востоку от Теплого, Псковского и Чудского озер.
Местность носит историческое название «Чухонщина».
Здесь практически не было православных храмов и часовен.
Фрагмент карты СПБ губернии.
Православные часовни по источникам 1860-1890 гг.
В Чухонщине часовен нет.