Несмотря на обилие вокруг воды, положение ваше куда проблематичней, чем на суше. Ваши действия:
1) Услышав объявление о пожаре по судовому радио или от дежурного матроса, по команде капитана выйдите из каюты на палубу к спасательным шлюпкам, взяв с собой деньги и документы, предварительно положив их в полиэтиленовый пакет. Спешите, выбираясь наружу, но без суеты и паники. Постарайтесь найти для себя спасательный жилет (круг). Дисциплина - залог успеха.
2) Если выход из каюты отрезан огнем и дымом, то оставайтесь на месте, плотно закрыв дверь. Разбейте стекло иллюминатора и вылезайте через него. Если это сделать невозможно и нет шансов на помощь, то, обмотав голову мокрой тряпкой, прорывайтесь через огонь и дым.
3) Пропустив к шлюпкам детей, женщин, раненых, сами прыгайте за борт. Плывите в сторону от корабля, стараясь по возможности привлекать к себе внимание, подавать сигналы. Если можете, то зацепитесь за какой-нибудь плавающий предмет. Сбросьте с себя мешающую вам одежду и обувь, если не смогли сделать это заранее. Если до берега далеко, то держитесь на воде, не тратьте лишних сил и ждите помощи.
21. Аварии на транспорте.
Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека.
Транспортная авария (ТА) — авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:
— железнодорожная авария;
— авиационная катастрофа;
— дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
— аварии на водном транспорте;
— авария на магистральном трубопроводе и др.
Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.
Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47% пассажирских перевозок, а также до 50% доставок грузов. Среди последних большое количество опасных грузов. Поэтому железнодорожный транспорт является отраслью народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.
Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:
1. — неисправности пути;
2. — поломки подвижного состава;
3. — выход из строя средств сигнализации и блокировки;
4. — ошибки диспетчеров;
5. — невнимательность и халатность машинистов;
6. — сход подвижного состава с рельсов;
7. — столкновения;
8. — наезды на препятствия на переездах;
9. — пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
10. — повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
11. — изношенность технических средств.
Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.
В авиации также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов.
Среди причин авиакатастроф выделяются:
— ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов;
— распад единой государственной системы Аэрофлота;
— рост числа мелких коммерческих организаций-перевозчиков;
— снижение дисциплины, надзора и контроля за безопасностью полетов в целом;
— ошибки пилотов;
— ошибки диспетчерских служб;
— неисправности авиационной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды);
— погодные условия.
Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:
1) разрушения отдельных конструкций самолета;
2) отказ двигателей;
3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;
4) плохое пилотирование;
5) недостаток топлива;
6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.
Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли 4 и более человек. Статистика показывает некоторое снижение их количества. Однако продолжает оставаться высокой тяжесть катастроф (численность потерь населения и ущерб, связанные с ними).
Данное положение объясняется следующими причинами:
· неудовлетворительным техническим состоянием автомобильных дорог и подвижного состава;
· большим количеством пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
· многократно возросшим количеством личного автомобильного транспорта;
· неконтролируемым нарастанием объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
· нарушением водителями Правил дорожного движения;
· плохой подготовкой водителей;
· превышением скорости на опасных участках дорог; -— выездами на полосу встречного движения;
· управлением автотранспортом в нетрезвом состоянии. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте.
Основными причинами этих аварий являются:
— нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
— износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходств;
— погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т. д.);
— ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
— ошибки при проектировании и строительстве судов;
— столкновения и опрокидывания судов;
— посадка на мель;
— взрывы и пожары на борту;
— неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
— низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.
Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:
1) ураганов;
2) штормов;
3) туманов;
4) льдов;
5) по вине людей.
Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:
1) спасение людей, терпящих бедствие;
2) борьба за плавучесть корабля;
3) ликвидация пожара;
4) ликвидация пробоин.
К работам по спасению судна привлекаются:
1) специальные суда-спасатели;
2) буксиры;
3) пожарные катера;
4) экипажи других плавсредств;
5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.
28. При аварии на химически опасном объекте с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества для привлечения внимания населения будут включены электросирены, что означает «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!». Услышав звук сирены, Вы должны включить телевидение каналы и прослушать информацию. При аварии на химически опасном объекте населению микрорайонов необходимо находиться в помещениях. Подготовить к использованию противогазы или простейшие средства защиты органов дыхания: ватно-марлевые повязки, смоченные обильно водой или раствором питьевой соды полотенца. Произвести дополнительную герметизацию своих квартир влажной ветошью. Выключить нагревательные приборы, газ, погасить огонь в печах. В случае нахождения на улице, выходить из зоны заражения в направлении, указанном милицией или перпендикулярно направлению ветра. Если вы попали в облако заражения, затаить дыхание, закрыть нос и рот подручными средствами защиты: носовым платком, шапкой, шарфом или рукавом и выходить из опасной зоны перпендикулярно направлению ветра.
При подозрении на поражение аварийно химически отравляющими веществами исключите любые физические нагрузки, примите обильной питье (молоко, чай) и немедленно обратитесь к врачу. Вход в здание разрешается только после контрольной проверки содержания в них отравляющих веществ. Если вы попали под непосредственное воздействие АХОВ, то при первой возможности примите душ. Зараженную одежду постирайте, а при невозможности стирки - выбросите. Проведите тщательную влажную уборку помещения. Воздержитесь от употребления, водопроводной (колодезной) воды, фруктов и овощей из огорода, мяса скота и птицы, забитых после аварии, до официального заключения об их безопасности.
29. Средства индивидуальной защиты предназначаются для защиты людей от попадания радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных средств внутрь организма, на кожные покровы и одежду.К средствам зашиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие и изолирующие); респираторы; противопыльные тканевые маски; ватно-марлевые повязки. Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими — ватно-марлевой повязкой и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они защищают органы дыхания человека (а ПТМ — кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств.К средствам защиты кожи относятся: защитные комплекты; комбинезоны и костюмы, изготовленные из специальной прорезиненной ткани; накидки; резиновые сапоги и перчатки. Конструктивно эти средства защиты, как правило выполнены в виде курток с капюшонами, полукомбинезонов и комбинезонов.Простейшие средства защиты кожи (подручные средства) - прежде всего, производственная одежда: куртки, брюки, комбинезоны, халаты с капюшонами, сшитые в большинстве своем из брезента, огнезащитной или прорезиненной ткани, грубого сукна. Брезентовые изделия, например, защищают от капельно-жидких АХОВ зимой до 1 ч., летом — до 30 мин. Из предметов бытовой одежды наиболее пригодны для этой цели плащи и накидки из прорезиненной ткани или ткани, покрытой хлорвиниловой пленкой, в комплекте с ватно-марлевой повязкой или ПТМ. Для защиты ног лучше всего использовать резиновые сапоги, боты и галоши. На руки следует надеть резиновые или кожаные перчатки. На голову повязать платок или надеть шапку-ушанку.Чтобы одежда лучше защищала от паров и аэрозолей АХОВ, ее нужно пропитать специальным раствором. Пропитке подлежит только одежда из тканевых материалов. Для пропитки одного комплекта одежды достаточно 2,5 л раствора. Пропиточный раствор может готовиться на основе моющих веществ, применяемых при стирке белья.
Защитные сооружения предназначены для защиты населения, личного состава органов управления, узлов связи и ряда других объектов в военное время от воздействия оружия массового поражения, а также от воздействия вторичных поражающих факторов в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф и должны использоваться в мирное время для нужд хозяйства и обслуживания населения.
Убежища и противорадиационные укрытия строятся заблаговременно в мирное время. С возникновением угрозы нападения противника, а также в военное время при недостатке заблаговременно построенных убежищ и противорадиационных укрытий строятся быстровозводимые убежища по типовым проектам с применением упрощенного оборудования из сборных железобетонных конструкций и готовых строительных элементов. Под укрытия приспосабливаются также заглубленные сооружения, подвалы, тоннели, подземные переходы.
В сельской местности особое внимание должно уделяться использованию под противорадиационные укрытия подвалов и погребов, находящихся в личном пользовании, а также овощехранилищ. Помещения, предназначенные для использования под противорадиационные укрытия, необходимо дооборудовать. Оборудование подвалов и внутренних помещений под противорадиационные укрытия обычно сводится к повышению их защитных свойств и устройству в них вентиляции. Не потеряли своего значения в современных условиях и такие защитные сооружения, как простейшие укрытия, открытые и перекрытые щели, значительно ослабляющие воздействие таких поражающих факторов ядерного оружия, как ударная волна и проникающая радиация и полностью защищающие от светового излучения. Они экономичны, могут быть в короткое время сооружены населением.
30. Пе́рвая по́мощь — срочное выполнение лечебно-профилактических мероприятий, необходимых при несчастных случаях и внезапных заболеваниях, меры срочной помощи раненым или больным людям, предпринимаемые до прибытия медработника или до помещения больного в медицинское учреждение.
АХОВ могут попадать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые. При попадании в организм вызывают нарушения жизненно важных функций и создают опасность для жизни.По скорости развития и характеру различают острые, подострые и хронические отравления. Острыми называются отравления, которые возникают через несколько минут или несколько часов с момента поступления яда в организм.
При ингаляционном поступлении АХОВ (через дыхательные пути) - надевание противогаза, вынос или вывоз из зараженной зоны, при необходимости полоскание рта, санитарная обработка.
В случае попадания АХОВ на кожу - механическое удаление, использование специальных дегазирующих растворов или обмывание водой с мылом, при необходимости полная санитарная обработка. Немедленное промывание глаз водой в течение 10-15 минут.
Если ядовитые вещества попали через рот - полоскание рта, промывание желудка, введение адсорбентов, очищение кишечника.
Перед промыванием желудка устраняются угрожающие жизни состояния, судороги, обеспечивается адекватная вентиляция легких, удаляются съемные зубные протезы. Пострадавшим, находящимся в коматозном состоянии, желудок промывают в положении лежа на левом боку.
Если по каким-то причинам зондовое промывание желудка невозможно, то вызывают рвоту механическим раздражением зева после приема 5-6 стаканов воды. Такое действие повторяют 3-4 раза. Указанная процедура противопоказана при угнетении сознания, отравления веществами, обладающими прижигающим действием.