Занятие № 12 Дата:_________
Семинар по теме:
Ферменты. Гормоны и биополимеры важнейших физиологических процессов».
Целевые задачи:
Иметь представление:
- об особенностях каталитической активности ферментов;
- о строении и механизме действия ферментов;
- о ферментативном катализе;
- о коферментной функции витаминов;
- о гормонах, их структуре и физиологической роли;
- о биополимерах важнейших физиологических процессов
(гемоглобине и его производных, иммуноглобулинах, интерферонах)
- о химическом механизме ощущений (вкус, запаха);
Знать:
1. Классификацию ферментов.
2. Что такое активный центр фермента.
3. Характеристику аллостерических ферментов.
4. Что такое коферменты и коферментную функцию некоторых витаминов.
5. Уравнение Михаэлиса-Ментен. Его анализ.
6. Ингибирование действия ферментов.
7. Гормоны – производные аминокислот (адреналин, норадреналин, тироксин), их получение и физиологическую роль.
8. Белковые и пептидные гормоны (тиролиберин, вазопрессин, окситоцин), строение и физиологическая роль.
|
|
9. Строение и свойства гемоглобина, метгемоглобина, миоглобина, карбоксигемоглобина.
10. Функции цитохромов.
11. Химическую природу антител и антигенов. (лекция № 13)
12. Химическую при роду нейромедиаторов (эндорфины и энкефалины).
(Пузаков стр. 593)
13. Соединения, которые вызывают ощущения кислого, горького, сладкого пряного вкуса.
14. Соединения, которые обладают определенным запахом.
Литература:
· по ферментам: (Пузаков.9.5 – 9.9, стр.193 – 206;Ершов, Попков. 9.8, стр.416 – 421.)
· по гормонам: (Пузаков. 24.3.1. – 24.3.3., стр. 576 – 584)
· гемоглобин, его производные: (Пузаков. 13.2.2 – 13. 2.3., стр.286-293, Ершов, Попков стр.280-282,199, 356)
· цитохромы: (Пузаков. Стр. 287, 321. Ершов, Попков.Стр.280)
Блок информации (по указанию преподавателя)
СН2 – СН- СООН
NH
C=O
CH- CH2 - COOH
NH2
АСПАРТАМ
Домашнее задание.
1. Перечислите особенности действия ферментов по сравнению с обычными катализаторами? Какие условия необходимы для работы фермента?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
2. Что представляет собой активный центр фермента?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
3. Приведите примеры конкурентного и неконкурентного ингибирования.
_____________________________________________________________________________________________
|
|
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
4. К какому классу (подклассу) относится фермент, если при его действии:
a. отщепляется карбоксильная группа
b. переносится аминогруппа
c. разрывается пептидная связь и происходит присоединение воды?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
5. Каков характер связи биотина с белком-ферментом?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
6. Какие соединения относятся к производным никотинамида? Приведите их структуру.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
7. В чем заключается специфика химического действия гормонов, производных аминокислот?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
8. Какова особенность строения вазопрессина? В чем его физиологическая роль?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
9. Назовите основные группы гормонов в зависимости от химического строения и приведите примеры.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
10. Перечислите актуальные проблемы в медицине, связанные с иммунодефицитом?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
11. Что такое ВИЧ? Каков химический механизм летального действия ВИЧ?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
12. Какова химическая природа антител?
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________