Глава 5. Обработка и анализ экспериментальных данных


5.1. Количественный и качественный анализ экспериментальных данных

Закончив проведение эксперимента, необходимо приступить к анализу экспериментальных данных. В первую очередь, следует провести количественный анализ результатов, полученных по каждому заданию. При составлении методики эксперимента нами уже были определены критерии оценки выполнения заданий. Именно на эти критерии необходимо ориентироваться, осуществляя количественный анализ данных.

Оценка результатов эксперимента обычно предполагает использование той или иной шкалы оценки. Выбор шкалы должен быть определен во время конструирования методики эксперимента. Обычно для количественной оценки результатов психолого-педагогического эксперимента используются номинальная (номинативная, или шкала наименований) или ординальная (порядковая) шкалы.

Номинальная шкала – шкала, в которой ячейки, являющиеся носителями измеряемого признака, располагаются в произвольном порядке.

Например, данная шкала может состоять из двух ячеек: количество правильных ответов – количество ошибок (при этом, описывая результаты, мы опираемся лишь на одну ячейку, так как понятно, что если испытуемые допустили 6,7% ошибок, то правильных ответов было 93,3%).

 

Диаграмма 1

Определение последовательности в серии из двух сюжетных картин

 

 
 

 

 


Номинативную шкалу, состоящую из нескольких ячеек, можно использовать, если количество анализируемых признаков превышает два. Например, если перед нами стоит задача определить количественное соотношение разных видов ошибок или различных по характеру объектов. В этом каждая ячейка шкалы соотносится с определенным видом объектов (например, типом предложений) (таблица 2).

Самым простым критерием оценки в номинальной шкале является процентные показатели количества ошибок, допущенных испытуемыми, по отношению к общему числу предъявлений. Расчет данного показателя проводится не по каждому ребенку в отдельности, а по группе в целом.

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: