Типы предложений, употребляемых детьми при составлении рассказов

  Типы предложений Количество высказываний (%)
Дети контрольной группы Дети с моторной алалией
I группа II группа
  Простые предложения Односоставные 1,6 4,9 6,2
Нераспространённые двусоставные 6,3 17,5 27,8
Распространённые двусоставные 46,2 46,6 20,6
Эквиваленты (дефектные структуры) 0,7 15,5 40,2
Сложные предложения Бессоюзные 2,4 1,9 2,1
Сложносочинённые 24,6 8,7 3,1
Сложноподчинённые 10,9 3,9 -
Смешанные 4,1 - -
Предложения с прямой речью 3,2 - -

 

Не всегда расчет показателей номинальной шкалы удобно выполнять в процентах. Например, когда перед нами стоит задача частоту встречаемости различных видов ошибок, целесообразно просто указать количество ошибок того или иного вида (таблица 3).

Таблица 3

Соотношение видов лексических ошибок у детей различных экспериментальных групп

  Виды лексических ошибок Средние показатели ошибок в расчете на одного испытуемого
дети контрольной группы дети с ОНР, дизартрией дети с моторной алалией  
вербальные парафазии 3,1 12,6 23,7
замены местоимениями   -   1,7   6,5
замены словосочетаниями - 2,4 8,6
замены жестами - - 3,5
замены звукоподражаниями - - 1,4
образование блендов - - 0,6

 

Ординальная (порядковая) шкала – шкала измерения, устанавливающая отношения равенства, неравенства и последовательности.

В этой шкале классификационные ячейки располагаются в строгой последовательности. Примером такой шкалы может служить шкала уровней или баллов (рангов).

“Уровни языкового оформления текста

I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла.

II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла.

III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла.

IV уровень (ниже среднего). а)рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б)рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл.

V уровень (низкий). а)отсутствие рассказа, б)вместо рассказа – 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов.” [4, с.15]

Ординальные шкалы являются хорошим способом описания внутригрупповых различий. Например, из диаграммы 2 видно, что на фоне относительного единообразия результатов контрольной группы (высокий уровень), в группе детей с моторной алалией распределение представлено более широко (от высокого уровня до низкого).

Диаграмма 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: