Типы предложений | Количество высказываний (%) | |||
Дети контрольной группы | Дети с моторной алалией | |||
I группа | II группа | |||
Простые предложения | Односоставные | 1,6 | 4,9 | 6,2 |
Нераспространённые двусоставные | 6,3 | 17,5 | 27,8 | |
Распространённые двусоставные | 46,2 | 46,6 | 20,6 | |
Эквиваленты (дефектные структуры) | 0,7 | 15,5 | 40,2 | |
Сложные предложения | Бессоюзные | 2,4 | 1,9 | 2,1 |
Сложносочинённые | 24,6 | 8,7 | 3,1 | |
Сложноподчинённые | 10,9 | 3,9 | - | |
Смешанные | 4,1 | - | - | |
Предложения с прямой речью | 3,2 | - | - |
Не всегда расчет показателей номинальной шкалы удобно выполнять в процентах. Например, когда перед нами стоит задача частоту встречаемости различных видов ошибок, целесообразно просто указать количество ошибок того или иного вида (таблица 3).
Таблица 3
Соотношение видов лексических ошибок у детей различных экспериментальных групп
Виды лексических ошибок | Средние показатели ошибок в расчете на одного испытуемого | ||
дети контрольной группы | дети с ОНР, дизартрией | дети с моторной алалией | |
вербальные парафазии | 3,1 | 12,6 | 23,7 |
замены местоимениями | - | 1,7 | 6,5 |
замены словосочетаниями | - | 2,4 | 8,6 |
замены жестами | - | - | 3,5 |
замены звукоподражаниями | - | - | 1,4 |
образование блендов | - | - | 0,6 |
|
|
Ординальная (порядковая) шкала – шкала измерения, устанавливающая отношения равенства, неравенства и последовательности.
В этой шкале классификационные ячейки располагаются в строгой последовательности. Примером такой шкалы может служить шкала уровней или баллов (рангов).
“Уровни языкового оформления текста
I уровень (высокий). Рассказ состоит из грамматически правильных предложений, характеризуется связностью, развернутостью. Оценка – 4 балла.
II уровень (выше среднего). В рассказе имеются грамматически правильные предложения. Однако связующие звенья представлены эпизодически. Рассказ краткий. Оценка – 3 балла.
III уровень (средний). В рассказе имеются отдельные неправильные предложения. Связующие звенья отсутствуют либо представлены эпизодически, ограниченно. Рассказ состоит из простых предложений, очень краткий. Оценка – 2 балла.
IV уровень (ниже среднего). а)рассказ состоит преимущественно из неправильных предложений, отсутствуют связующие звенья между ними; б)рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Оценка – 1 балл.
V уровень (низкий). а)отсутствие рассказа, б)вместо рассказа – 1-2 предложения. Оценка – 0 баллов.” [4, с.15]
Ординальные шкалы являются хорошим способом описания внутригрупповых различий. Например, из диаграммы 2 видно, что на фоне относительного единообразия результатов контрольной группы (высокий уровень), в группе детей с моторной алалией распределение представлено более широко (от высокого уровня до низкого).
|
|
Диаграмма 3