Понятие нормы поведенческих реакций

Понятие нормы в поведенческих реакциях чрезвычайно сложно, как и вообще весьма неопределенны границы нормы, дефиниции здоровья

В.П. Осипов (1936) считал, что норма определяется адекватностью реакции индивидуума на окружающие раздражители, возможностью для человека самостоятельно прокладывать свой жизненный путь и, наконец, особенностями способа поведения человека в жизненных обстоятельствах.

Симптом (греч. symptoma – совпадение, признак) — телесные или психические признаки, свидетельствующие об изменении обычного или нормального функционирования организма.

Синдром- устойчивая совокупность ряда симптомов с единым патогенезом. Патогенетическое единство проявлений, составляющих С.

Гипердинамический синдром, который обозначается также как гинермоторный, гиперкинстический, синдром гиперкинетического поведения, гиперактивности, а в отечественной литературе — как синдром двигательной расторможенности. Проявляется от 3-7 лет,чаще у мальчиков.Дети быстро утомляются, недостаточ. Воли упорства. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.

Синдром СДВГ. Основным проявлением этого синдрома является расстройство внимания. В качестве базовой причины СДВГ называют расстройство деятельности ЦНС, которое может быть вызвано генетическими или средовыми факторами.

В проявлениях этого синдрома у детей сочетаются: ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности, повышение неустойчивости и отвлекаемости внимания с выраженными изменениями поведения, двигательной расторможенностью, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения. Сочетание расстройств внимания и гиперкинетических расстройств приводит к выраженной школьной и даже общесоциальной дезадаптации таких детей.

Синдром психического инфантилизма. При психическом инфантилизме эмоциональная сфера детей находится на более ранней стадии развития. Эмоции у ребенка яркие, преобладает мотив получения удовольствия. Причины проявлений инфантилизма связаны с замедленным созреванием лобно-диэнцефальных систем мозга, более медленным развитием структур левого полушария, что проявляется также и в интеллектуальном недоразвитии, а именно в преобладании наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, замедленности формирования абстрактно-логического мышления.

Основными проявлениями синдрома психического инфантилизма являются: неадекватная самооценка, несформированность мотивационной сферы, проявляющаяся в невозможности соподчинения мотивов, желаний; нескоординированность эмоциональных процессов. Эмоциональная незрелость характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций. Для детей этой категории характерна также незрелость психомоторики, проявляющаяся в несформированности тонких движений.

Церебрастенический синдром. У детей с этим синдромом регистрируются повышение внутричерепного давления, неврологические расстройства, нарушение функций вегетативной системы (обмена веществ), расстройство сна и т. д. Разбалансированность процессов на психическом уровне проявляется в перепадах и резкой смене настроения ребенка, неустойчивости эмоционального тонуса.

В психической сфере этот синдром проявляется, прежде всего, в выраженной и избыточной переутомляемости, особенно при умственных нагрузках. Ребенок объективно может выдерживать умственное напряжение ограниченное время. Быстрое наступление переутомления, в свою очередь, ведет к истощению нервной системы, вследствие чего и возникают неврологические и вегетативные нарушения.

Процесс обучения детей с синдромом церебрастении предполагает дозированность учебных нагрузок, снижение темпа освоения учебного материала.

Психоорганический синдром. Связан с поражениями структур головного мозга: лобной части, центральной, височной, височно-теменной или затылочной областей. Чем раньше возникли нарушения головного мозга, тем глубже дефект психического развития и тем более комбинаторными будут его проявления. При психоорганическом синдроме наиболее выраженными являются нарушения центральной и периферической нервной системы, что в психической сфере проявляется в инертности и медлительности интеллектуальной деятельности, двигательной разбалансированности, эмоциональной нестабильности. Волевая регуляция состояний формируется с заметным отставанием и нарушениями.

Невропатия (синоним: эндогенная нервность, невропатическая конституция, врожденная нервность) — понятие, обозначающее врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, результат повреждения церебральных функций. Клинически характеризуется функциональными соматическими расстройствами, вегетативной дистонией и нервно-психическими нарушениями, центральное место среди которых занимает синдром раздражительной слабости (сочетание повышенной возбудимости с быстрой истощаемостью).
Причины невропатии — наследственная отягощенность нервно-психическими заболеваниями, неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода (патология беременности, инфекции, интоксикации и соматические болезни матери), асфиксия во время родов, частые инфекции, диспепсия и травмы головы в первые месяцы жизни ребенка.
Признаки невропатии обнаруживаются на ранних этапах развития ребенка. В грудном и ясельном возрасте дети беспокойны, крикливы, медленно прибавляют в весе, плохо засыпают, просыпаются под действием незначительных тактильных и слуховых раздражителей, вздрагивают во сне. Нередко появляются неожиданные рвоты, срыгивания, поносы или запоры.
В дошкольном возрасте отмечаются нарушения аппетита, двигательная расторможенность или вялость, непоседливость, чрезмерная отвлекаемость. Дети выглядят бледными, хрупкими, неумело пользуются навыками самообслуживания, равнодушно относятся к еде.

НЕВРОЗ - группа самых распространенных пограничных нервно-психических расстройств, психогенных по природе, но не обусловленных психотическими состояниями. Возникают на основе непродуктивно и нерационально разрешаемого конфликта невротического, закладываемого преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, в первую очередь-с родителями. Могут возникать и под влиянием неудовлетворенности, тяжелых переживаний, перенапряжений, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потерь и прочих психотравмирующих факторов.

В появлении неврозов значительную роль играют:

1) факторы биологические - такие как наследственность, заболевания соматические;

2) факторы социально-психологические - прежде всего неблагоприятные семейные обстоятельства;

3) личностные особенности и эмоциональные переживания.

Невроз навязчивых состояний.

- Причина: диссоциация («конфликт») между желаниями, стремлениями, потребностями личности и невозможностью их реализации по моральным или иным соображениям. При этом в коре головного мозга формируется патологический очаг возбуждения. Обычно это происходит после одного из эпизодов, когда человек забыл сделать что-то важное (выключить газ, закрыть дверь, накормить ребёнка и т.п.) или перенёс состояние страха (высоты, остановки лифта, беззащитности и т.д.).
- Все разновидности навязчивых состояний характеризуются повторяющимся чувством страха, боязни, фобии чего-либо и/или кого-либо: определённых предметов, деятельности, ситуаций. Начало невроза навязчивых состояний формируется по механизму условного рефлекса. Позже условия возникновения фобии расширяются.
- Заключение о наличии фобии делается в том случае, когда это состояние нарушает индивидуальную социальную и профессиональную жизнь.

НЕВРОЗ СТРАХА - форма невроза, который развивается в ответ на психические травмы и в коем определяющим симптомом является наличие страха свободного, (синдром страха). При этом чувство страха либо нелокализовано, либо связано с определенным органом тела или конкретной ситуацией (например, страх высоты, замкнутых пространств.

 

Истерический невроз.

чрезмерное вниманием к своему здоровью, необоснованная тревога за него, убеждённость в наличии болезни, которая в действительности отсутствует. При истерии, как правило, имеется «желание болезни» и высокая внушаемость. Этим объясняется полиморфизм истерических расстройств, их нарочитый, демонстративный и утрированный характер.
Неврастения.

- Вегетативные расстройства (например, нарушения ритма сердца, гипо-или гипертензивные реакции, желудочно-кишечные расстройства, повышенная потливость).
- Повышенные возбудимость, утомляемость и истощаемость нервной системы.
- Чрезмерная раздражительность, несдержанность, нетерпеливость («раздражительная слабость»).
- Расстройства внимания, нарушение его концентрации.
- Сниженная работоспособность, вялость.
- Неустойчивость настроения, нередко — подавленность.
- Расстройства сна (нарушение засыпания, беспокойный сон, неприятные сновидения).
- Сексуальные нарушения (например, снижение сексуального влечения, импотенция).

Психастения

Основными чертами характера психастеников является нерешительность, боязливость, склонность к сомнениям, тревожно-мнительное состояние. Им свойственны повышенное чувство долга, склонность к беспокойству, страху. В основе этого лежит понижение "психического напряжения", вследствие чего высшие полноценные психические акты заменяются более низшими.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: