Ограничения и допущения
Настоящий документ по своей природе является общественным и не носит обязательный для исполнения характер.
Инициаторами и разработчиками Концепции являются:
· Открытый Институт Развития Предпринимательства (Республика Татарстан, г. Казань);
· Высшая Школа Предпринимательства (Республика Башкортостан, г. Уфа)
Концепция развития проектного управления реализации идей призвана оказать методологическое содействие субъектам предпринимательства, некоммерческим и общественным организациям, а так же научно-исследовательским и образовательным учреждениям в Российской Федерации в вопросе формирования технологических цепочек реализации идей в форме проектных решений.
В связи, с чем сама Концепция, направления ее реализации, а так же деятельность ее механизмов являются открытыми и доступными для всех заинтересованных сторон.
Любой желающий, а именно субъект предпринимательства, некоммерческое и общественное организация, а так же научно-исследовательские и образовательные учреждения, вправе свободно и независимо использовать положения Концепции развития проектного управления реализации идей в своей текущей деятельности.
Так же настоящая Концепция должна обеспечить развитие партнерских отношений в процессе реализации общественных инициатив, а так же формирование традиций (обычаев) делового оборота в процессе проектной деятельности
Термины и определения, используемые в Концепции
В рамках настоящей Концепции будут использоваться определенные термины и определения. Для единообразного и точного их понимания приводим ниже глоссарий терминов и определений Концепции развития проектного управления реализации идей:
1. Идея - сформулированный замысел в определенной сфере жизнедеятельности по удовлетворению потребностей общества, его определенных слоев и конкретных индивидуумов.
По своей природе разделяют виды идей:
· Инфраструктурного развития – замысел создания специализированных площадок или условий для реализации проектов;
· Инвестиционного развития - замысел получения прибыли в процессе вложения определенных (финансовые, материальные, трудовые и прочие) ресурсов в реализацию идеи;
· Инновационного развития - замысел разработки и внедрения научно-технических технологий и решений в потребительский или хозяйственный оборот;
· Поликультурного (наука, культура и образование) развития - замысел реализации инициатив или потребностей общества, его определенных слоев в научном, культурном или образовательном росте;
· Социального развития – замысел обеспечения общества, его определенных слоев в предоставлении социальных услуг и сервисов;
2. Носитель идеи – физическое или юридическое лицо, формулирующее документально идею к реализации.
Идея формулируется в виде обоснования формирования и реализации проекта на основании идеи.
Разработка обоснования реализации проекта производится по следующим основаниям:
· Определение целей носителя идеи:
1. определение миссии и видение реализации идеи
2. стратегические и финансовые цели
3. видение по сегментам деятельности и географии
· Анализ внутреннего потенциала команды / структуры
1. краткий финансово-экономический анализ команды / структуры
2. изучение существующих проектов
3. анализ текущей стратегии
4. определение положения команды / структуры в цепочке создания стоимости и анализ внутренних компетенций
· Анализ внешней среды
1. оценка структуры потребителей и их предпочтений
2. определение основных конкурентов и анализ их сильных / слабых сторон
3. оценка неудовлетворенного спроса на рынке
· Анализ международного и российского опыта
1. оценка по наиболее успешным моделям для российских и международных компаний
2. рекомендации для команды / структуры
На основании обоснования разрабатываются сценарные планы формирования и реализации проекта на основании идеи.
Разделяют следующие виды сценарных планов к дальнейшей разработке:
· оптимистический
· пессимистический
и усредненный (усредненные показатели оптимистического и пессимистического сценарных планов)
3. Экспертное сообщество – пул внешних профессиональных консультантов и экспертов, независимых и свободных от мнения носителя идеи, разрабатывающие концептуальные материалы по проекту и дающие оценку реальности и перспективности реализации проекта на основании идеи.
Таким образом, задача экспертного сообщества в проектной деятельности двояка:
· Разработка стратегических и консалтинговых материалов формирования и реализации проекта (внутренняя задача в процессе разработки и формирования проекта);
· Предоставления оценочного или экспертного заключения о перспективности и потенциальной эффективности от реализации проекта для всех заинтересованных (или вовлеченных) лиц (внешняя задача в процессе разработки и формирования проекта);
Роль экспертного сообщества в процессе проектной деятельности заключается в уменьшении или снятии в целом рисков неэффективной реализации проектов путем аналитической проработке или независимой оценки детализации стадий и этапов проекта.
4. Аналитическая оценка эффективности реализации идеи
Целью проведения даннойоценки идеи является получение заключения о перспективности формирования из идеи проекта. Данное заключение формирует и предоставляет экспертное сообщество.
Значение аналитической оценки эффективности реализации проекта на основании идеи заключается в следующем:
· Формирование у носителя идеи четкого и внятного понимания о целесообразности реализации проекта на основании идеи;
· Формирование у финансового института понимания о потенциальной возможности финансирования проекта с учетом собственных стандартов и правил;
5. Проект – целенаправленный процесс перехода из исходного состояния в конечное.
Фактически данный процесс ограничен следующими состояниями:
· Идея формирования и реализации проекта;
· Продукт проекта;
Наполнением данного процесса является скоординированная и планируемая деятельность держателя проекта и всех иных заинтересованных сторон.
6. Держатель проекта - юридическое (коммерческое или некоммерческое образование) лицо, в рамках которого происходит процесс формирования и реализации проекта.
С точки зрения сложившейся мировой и отечественной практики формирования и реализации проектов, наиболее правильным конструктивным решением является наличие у юридического (коммерческого или некоммерческого образования) лица одного проекта, не более. Это позволяет достигнуть в рамках юридического лица прозрачности финансовых поток по проекту, что обеспечит привлекательность участия в нем финансовых институтов и партнеров.
Согласно действующему законодательству РФ, разделяют в рамках проекты следующие виды партнерских отношений:
· Стратегическое партнерство – определенно между физическими или юридическими лицами в форме учредительства или участия в совместном юридическом лице, которое является держателем проекта;
Данный вид партнерства действует в период формирования и реализации проекта, а так же в дальнейшие периоды, связанные с получением доходов от данной проектной деятельности.
· Текущее партнерство – договорные отношения между юридическими лицами (в число, которых входит и держатель проекта) о совместной деятельности по формированию и реализации проекта;
Данный вид партнерства действует только в период формирования и реализации проекта.
7. Стоимость проекта – совокупные произведенные затраты по проекту
Разделяют:
· планируемую стоимость – совокупность планируемых (предварительных) затрат по проекту, определенных на стадии формирования проекта;
· фактическую стоимость – совокупность сложившихся затрат по проекту, определенных на стадии закрытия проекта;
Разницей между фактическими и планируемыми затратами являются непредвиденные затраты.
Важнейшей функциональной задачей держателя проекта в процессе формирования и реализации проекта является управление стоимостью, т.е. обеспечение максимального соответствия производимых затрат показателям планируемой стоимости и не допущения роста непредвиденных затрат.
8. Окружение проекта
Процесс формирования и реализации проекта развивается в определенной закрытой (корпоративной) среде. Но при этом проект находится в окружении внешней среды. Проект не может формироваться и реализовываться в самостоятельном режиме, в практическом отрыве от внешней среды.
Отношения проекта и внешней среды взаимозависимы:
· потребителем продуктов проекта является внешняя среда;
· внешняя среда оказывает содействие в реализации проекта;
Разделяют:
· Политическое окружение проекта – отношение органов регионального и местного управления к процессу формирования и реализации проекта.
Государство может поддержать процесс формирования и реализации проекта следующими способами:
1. Проекту может быть присвоен в соответствии с государственными правилами регулирования статус приоритетности.
Данный статус дает возможность получать государственную ресурсную (преференции, компенсация произведенных затрат и т.д.) поддержку, что в свою очередь может обеспечивать устойчивость проекта;
2. Государство может выступить в качестве партнера по проекту в режиме государственно-частного партнерства.
· Отраслевое окружение проекта – отношения между проектом и профильными или схожими технологическими процессами.
Отношения по данному направлению строятся:
1. в режиме добросовестной конкуренции;
2. в режиме формирования интеграционных и кооперационных связей;
По данному направлению перспективным является создание кластерных систем, которые бы связывали в одну технологическую линию несколько профильных или схожих по роду деятельности структур, обеспечивая синергетический эффект.
· Территориальное окружение проекта – отношения между проектом и обществом, проживающим на территории, где реализуется проект.
Отношения по данному направлению взаимозависимы:
1. потребителем продуктов проекта является внешняя среда;
2. внешняя среда оказывает содействие в реализации проекта;
9. Этапы проекта – хронологическая последовательность действий, обеспечивающая эффективную реализацию идеи.
Разделяют следующие этапы проекта:
· процесс формирования проекта (так же его называют прединвестиционный, т.е. создающий условия и предпосылки для открытия финансирования по проекту);
· процесс реализации проекта (так же его называют инвестиционный, т.е. обеспеченный необходимыми финансовыми, материальными и прочими ресурсами к реализации);
Переходным этапом между прединвестиционным и инвестиционным этапом является процесс открытия финансирования по проекту.
9.1. Процесс формирования проекта
Этапами процесса формирования проекта являются:
· Маркетинг проекта – процесс изучения внешней среды проекта по следующим направлениям:
1. определение неудовлетворенных потребностей общества, его определенных слоев и конкретных индивидуумов в продукте проекта;
2. оценка конкурентной среды;
Данный этап предоставляет информацию о востребованости продукта проекта в обществе и потенциальном объеме потребления этого продукта.
· Разработка концепции проекта – процесс разработки готового продукта проекта и его характеристик по финансовым, организационным, техническим и прочим основаниям
Данный этап предоставляет информацию о границах процесса реализации проекта.
· Разработка бизнес-плана проекта – процесс определения стоимости проекта и потенциальных источников финансирования.
Данный этап предоставляет информацию об эффективности реализации проекта.
· Разработка проектной документации – процесс разработки и сбора исходно-разрешительной документации проекта.
Данный этап обеспечивает наполнение проекта и является первоосновой в процессе планирования действий по реализации проекта.
· Экспертиза проекта – анализобъективности и точности процесса формирования проекта.
Экспертиза проводится представителями внешнего экспертного сообщества.
Разделяют:
1. обязательную в соответствии с требованиями действующего законодательства экспертизу проекта;
2. добровольную экспертизу проекта, которая обеспечивает в разумных пределах открытость и прозрачность для финансовых институтов и прочих потенциальных участников проекта;
Данный этап обеспечивает поддержку формирования договорных или партнерских отношений между держателем проекта и финансовыми институтами.
· Организация проектного финансирования – процесс обеспечения реализации проекта финансовыми ресурсами.
Разделяют по источникам финансирования следующие виды организаций:
1. сами держатели проекта, обладающие и вкладывающие денежные средства в проект;
2. бизнес-ангелы – физические или юридические лица, предоставляющие денежные средства держателю проекта на стадии формирования проекта;
3. прямые инвесторы или партнеры – физические или юридические лица, участвующие в процессе формирования и реализации проекта денежными средствами и рассчитывающие на получение дивидендов от собственных вложений;
4. венчуры – инвесторы, предоставляющие денежные средства на стадии реализации проекта под сделку репо (залог акций / доли проекта под предоставление финансирования с дальнейшей возможностью выкупа акций / доли по рыночной стоимости);
5. банки – финансовые учреждения, предоставляющие кредитные продукты для реализации проектов (проектное кредитование);
Согласно сложившего в РФ подхода система проектного финансирования строиться по следующей схеме:
· 30% необходимых денежных средств для реализации проекта (стоимость проекта) формируют сами держатели проекта, бизнес-ангелы и партнеры (прямые инвесторы) при участии венчуров;
· 70% необходимых денежных средств для реализации проекта (стоимость проекта) формируют банки, предоставляющие проектное кредитование держателям проекта;
Данный этап обеспечивает проект финансовым ресурсом для успешной его реализации.
9.2. Процесс реализации проекта
Этапами процесса реализации проекта являются:
· Планирование реализации проекта - процесс формализации действий и мероприятий в рамках проекта в определенной хронологической последовательности с дальнейшим контролем их исполнения.
Координатором процесса планирования выступает держатель проекта, который обеспечивает и финансирования проекта.
Данный этап обеспечивает плановость процесса реализации проекта.
· Управление реализацией проекта –процесс координации всех участников (партнеры, эксперты, подрядчики и т.д.) в процессе реализации проекта.
· Завершение проекта – процесс подведения итогов реализации проекта во временном промежутке от формирования проекта до его реализации, окончательный расчет между участниками проекта и оценка эффективности реализации проекта.
10. Продукт проекта, иначе говоря, результат проекта.
Под продуктом (результатом) проекта принято считать:
· Созданный технологический процесс;
· Полученный доход от реализации проекта;
· Научно-исследовательные и образовательные разработки;
· Инфраструктурные механизмы поддержки реализации проектов;
· Объекты и активы;
11. Аналитическая оценка эффективности реализации проекта - соответствие результатов проекта ожиданиям держателя проекта.