Первичноеусвоениеновыхзнаний

План-конспектурокапобиологии.

Тема:«Водоросли».

 

 

Цель (дляучителя): продолжитьформированиезнанийомногообразииживыхорганизмов

Задачи (дляучащихся):

Обучающие:

- познакомитьучащихсясхарактернымипризнакамистроенияводорослейкакпредставителейнизшихрастений

- познакомитьучащихсясмногообразиемводорослей

Развивающие:

- развитиепроизвольноговниманияипамяти

-развитиепознавательныхинтересовиинициативыучащихся

-умениенаходитьпризнакирастенийуводорослей

-развиватьпредставлениеосистематикеорганизмов

Воспитывающие:

- воспитыватьэстетическиечувстваибережноеотношениекприроде

Типурока: урок «открытия»новыхзнаний.

Литература: В.В. Пасечник. Биология. 5-6 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2014.

Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока:

Этапурока

1.Организационныймомент.

2.Актуализациязнаний.

3.Первичноеусвоениеновыхзнаний

4.Первичноезакрепление.

5.Информацияодомашнемзадании, инструктажпоеговыполнению

6..Итогурока. Рефлексиядеятельности.

1.Организационныймомент.

- Здравствуйте!

- Давайте, перед началом урока создадим друг для друга хорошее настроение. Улыбнитесь всем своим одноклассникам. Спасибо.

- Начинаем работать.

-Проверьте наличие принадлежностей необходимых для урока биологии.

 

2.Актуализация знаний.

 

На планете Земля обитает 3,5 млн. видов живых организмов.

Все они по сходным признакам

-в строении,

-процессах жизнедеятельности,

-способах питания

и строению клетки распределены по 4 царствам.

(СЛАЙД 3)

-Какие царства живой природы вы знаете?

-Растения, животные, грибы и бактерии.

-Чтоизучаетботаника?

-Ботаникаизучаетжизньрастений, ихстроение, жизнедеятельность, условияобитания, происхождениеиэволюционноеразвитие.

Какоезначениеимеютрастениявприродеижизничеловека?

-растенияслужатисточникомпитаниялюдей.такжерастениявпроцессефотосинтезаобразуюткислород, необходимыйдлядыханиялюдей. Лесаслужатдляпостройкижилья, предметовмебели, лесапрепятствуютразрушениюпочвы, возникновениюпосадок, непропускаютбурииураганы.).

-Мы продолжаем знакомство с многообразием живых организмов.

 

 

Первичноеусвоениеновыхзнаний

Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма.(7 минут)

-Вы можете назвать организмы, демонстрируемые в фильме. (Водоросли).

-К какому царству живой природы относятся водоросли. (Царство растения).

-По каким признакам вы определили, что водоросли это растения. (Зеленый цвет).

-Почему растения зеленые? (В клетках растений есть хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл).

- Записываем число.

- Тема урока – Водоросли.

 

-Средыобитания.(СЛАЙД 4)Основнаямассаводорослейобитаетвводнойсреде,новстречаютсятакжеводоросливпочве, воздухе, наснегу, настволахдеревьев, вшерстиживотных, такжемогутобразовыватьсимбиозсгрибами, образуялишайники.

Вводнойсредеонимогутвходитьвсоставпланктона (фитопланктон), такипроизрастатьнадневодоемов.

-Итак, подведёмитогпопункту "Средаобитания":

- Делаютвывод: Водорослимогутобитать вводе, впочве, наснегу, настволахдеревьеви образовыватьсимбиоз сгрибами

.

-Строениеклеткиводорослей. (СЛАЙД5)

Клеткиводорослейпопланустроениянапоминаютклеткуназемныхрастений.

Сверхупокрытыклеточнойоболочкой, богатойцеллюлозойипектиновымивеществами.

Центрклетки - ядро.

Водорослисодержатхлорофилл, содержащийсявхроматофорахразличногостроения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) ит.д.

Помимохлорофилла - зеленогопигмента, вклеткахводорослеймогутсодержатьсякрасныеижелтыепигменты.

Вхроматофореможетнаходитьсяпиреноид - тельцесзапаснымипитательнымивеществами – восновномуглеводами.

Естьтакжевакуолиицитоплазма

 

-(СЛАЙД 6)Умногоклеточныхпредставителейзелёныхводорослейтело (слоевище) имеетформунитейилиплоскихлистовидныхобразований.

Встоячихимедленнотекущихводахчастоплаваютилиоседаютнадноскользкиеярко-зелёныекомки. Онипохожинаватуиобразованыскопленияминитчатойводорослиспирогиры. Вытянутыецилиндрическиеклеткиспирогирыпокрытыслизью. Внутриклеток — хроматофорыввидеспиральнозакрученныхлент.

Впроточныхводоёмахчастоможнозаметитьярко-зелёныескопленияшелковистыхнитей, прикреплённыхкподводнымкамнямикорягам. Этомногоклеточнаянитчатаязелёнаяводоросльулотрикс. Егонитисостоятизрядакороткихклеток. Вцитоплазмекаждойизнихрасположеныядроихроматофорввиденезамкнутогокольца.Клеткиделятся, инитьрастет.

(СЛАЙД 7)Многоклеточныезелёныеводорослиживуттакжевводахморейиокеанов. Примеромтакихводорослейможетслужитьульва, илиморскойсалат, длинойоколо 30 смитолщинойвсегодвеклетки.

Наиболеесложноестроениевэтойгрупперастенийимеютхаровыеводоросли, обитающиевпресноводныхводоёмах. Этимногочисленныезелёныеводорослиповнешнемувидунапоминаютхвощи. Харовуюводоросльнителлу, илиблестянкугибкую, частовыращиваютваквариумах.

Ухаровыхимеютсяобразования, которыепоформеиповыполняемымфункциямнапоминаюткорни, стебли, листья, нопостроениюонинеимеютничегообщегосэтимиорганамивысшихрастений. Например, кгрунтуониприкрепляютсяспомощьюбесцветныхветвистыхнитевидныхклеток, которыеназываютризоидами (отгреческихслов «риза» — кореньи «эйдос» — вид).

-Делаютвывод:

Водорослимогутбытьодноклеточнымиимногоклеточными.Всоставклеткивходят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. Унекоторыхпредставителеймогутприсутствоватьжгутикииглазок.

 

-Бурыеводоросли(СЛАЙД 9) — многоклеточные, восновномморские, растениясжелтовато-буройокраскойслоевищ.

Ихдлинаколеблетсяотмикроскопическойдогигантской (несколькодесятковметров). Слоевищаэтихводорослеймогутбытьнитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногдаонисодержатвоздушныепузыри, удерживающиерастениевводеввертикальномположении. Кгрунтубурыеводорослиприкрепляютсяризоидамиилидисковидноразросшимсяоснованиемслоевища.

ВнашихдальневосточныхморяхиморяхСеверногоЛедовитогоокеанарастёткрупнаябураяводоросльламинария, илиморскаякапуста. ВприбрежнойполосеЧёрногоморячастовстречаетсябураяводоросльцистозейра.

-Красныеводоросли, илибагрянки,(СЛАЙД 10) — восновноммногоклеточныеморскиерастения.

Лишьнекоторыевидыбагряноквстречаютсявпресныхводоёмах.

Размерыбагрянокобычноколеблютсяотнесколькихсантиметровдометравдлину (ноестьимикроскопическиеформы).

Поформекрасныеводоросливесьмаразнообразныипричудливы: нитевидные, цилиндрические, пластинчатыеикораллоподобные, вразноймерерассечённыеиразветвлённые. Обычноониприкрепляютсякскалам, валунам, искусственнымсооружениям, аиногдаикдругимводорослям.

Благодарятомучтокрасныепигментыспособныулавливатьдажеоченьнебольшоеколичествосвета, багрянкимогутрастиназначительныхглубинах. Ихможновстретитьдаженаглубине 100-200 м.

Вморяхнашейстраныширокораспространеныфиллофора, порфираидр.

 

Размножение водорослей

Вприродеводорослиразмножаютсятремяспособами. Каждыйизнихимеетсвоиособенности.

Водорослиразмножаютсявегетативно. Этотакойспособразмножения, прикоторомвзрослаяособьделитсянадвоеили, например, происходитотделениепочкиотматеринскоготела. Затемвновьобразованныеклеткиделятсянадвеичетыреклетки, изкоторыхвпоследствиивырастаетвзрослаяводоросль.

Бесполоеразмножение.(СЛАЙД 11)Такойвид, прикоторомвнутриклеткиводорослипроисходитделениепротопласта, споследующимеговыходомнаружуиотделениемотматеринскойклетки.

Половоеразмножение.(СЛАЙД 12)Заключаетсявслияниидвухклеток, гамет, врезультатечегопоявляетсязигота, котораявпоследствиивырастаетвновуюособьилидаётзооспоры. Причёмзиготыразличныхводорослейпослесвоегообразованияведутсебяпо-разному. Уоднихонивпадаютвпериодпокоя, которыйможетдлитьсядонесколькихмесяцев. Адругиежепрорастаютсразувновыйслойилислоевища.

 

- Аводоросливредныеилиполезные?

Рольводорослейвприроде (СЛАЙД 14)

• В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания.

• Пища для многих водных животных.

• Приют для рыб и многих других водных животных.

• Некоторые виды участвуют в почвообразовании.

• Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).

 

Рольводорослейвжизниидеятельностичеловека(СЛАЙД 15)

• Являются продуктами питания для человека.

• Используются в качестве добавки к корму для скота.

• В качестве удобрений.

• Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).

• Биологическая очистка сточных вод.

• Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.

 

Вред, наносимыйводорослями: (СЛАЙД 16)

• Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.

• Чрезмерное размножение в водоемах вызывает гибель водных животных, т.к. продукты гниения водорослей ядовиты.

• Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: