План-конспектурокапобиологии.
Тема:«Водоросли».
Цель (дляучителя): продолжитьформированиезнанийомногообразииживыхорганизмов
Задачи (дляучащихся):
Обучающие:
- познакомитьучащихсясхарактернымипризнакамистроенияводорослейкакпредставителейнизшихрастений
- познакомитьучащихсясмногообразиемводорослей
Развивающие:
- развитиепроизвольноговниманияипамяти
-развитиепознавательныхинтересовиинициативыучащихся
-умениенаходитьпризнакирастенийуводорослей
-развиватьпредставлениеосистематикеорганизмов
Воспитывающие:
- воспитыватьэстетическиечувстваибережноеотношениекприроде
Типурока: урок «открытия»новыхзнаний.
Литература: В.В. Пасечник. Биология. 5-6 классы. Издательство «Просвещение», Москва, 2014.
Оборудование и материалы: проектор, экран, компьютер, презентация.
Ход урока:
Этапурока
1.Организационныймомент.
2.Актуализациязнаний.
3.Первичноеусвоениеновыхзнаний
4.Первичноезакрепление.
5.Информацияодомашнемзадании, инструктажпоеговыполнению
6..Итогурока. Рефлексиядеятельности.
1.Организационныймомент.
- Здравствуйте!
- Давайте, перед началом урока создадим друг для друга хорошее настроение. Улыбнитесь всем своим одноклассникам. Спасибо.
- Начинаем работать.
-Проверьте наличие принадлежностей необходимых для урока биологии.
2.Актуализация знаний.
На планете Земля обитает 3,5 млн. видов живых организмов.
Все они по сходным признакам
-в строении,
-процессах жизнедеятельности,
-способах питания
и строению клетки распределены по 4 царствам.
(СЛАЙД 3)
-Какие царства живой природы вы знаете?
-Растения, животные, грибы и бактерии.
-Чтоизучаетботаника?
-Ботаникаизучаетжизньрастений, ихстроение, жизнедеятельность, условияобитания, происхождениеиэволюционноеразвитие.
Какоезначениеимеютрастениявприродеижизничеловека?
-растенияслужатисточникомпитаниялюдей.такжерастениявпроцессефотосинтезаобразуюткислород, необходимыйдлядыханиялюдей. Лесаслужатдляпостройкижилья, предметовмебели, лесапрепятствуютразрушениюпочвы, возникновениюпосадок, непропускаютбурииураганы.).
-Мы продолжаем знакомство с многообразием живых организмов.
Первичноеусвоениеновыхзнаний
Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма.(7 минут)
-Вы можете назвать организмы, демонстрируемые в фильме. (Водоросли).
-К какому царству живой природы относятся водоросли. (Царство растения).
-По каким признакам вы определили, что водоросли это растения. (Зеленый цвет).
-Почему растения зеленые? (В клетках растений есть хлоропласты, содержащие зеленый пигмент хлорофилл).
- Записываем число.
- Тема урока – Водоросли.
-Средыобитания.(СЛАЙД 4)Основнаямассаводорослейобитаетвводнойсреде,новстречаютсятакжеводоросливпочве, воздухе, наснегу, настволахдеревьев, вшерстиживотных, такжемогутобразовыватьсимбиозсгрибами, образуялишайники.
Вводнойсредеонимогутвходитьвсоставпланктона (фитопланктон), такипроизрастатьнадневодоемов.
-Итак, подведёмитогпопункту "Средаобитания":
- Делаютвывод: Водорослимогутобитать вводе, впочве, наснегу, настволахдеревьеви образовыватьсимбиоз сгрибами
.
-Строениеклеткиводорослей. (СЛАЙД5)
Клеткиводорослейпопланустроениянапоминаютклеткуназемныхрастений.
Сверхупокрытыклеточнойоболочкой, богатойцеллюлозойипектиновымивеществами.
Центрклетки - ядро.
Водорослисодержатхлорофилл, содержащийсявхроматофорахразличногостроения - грушевидного, спиралевидного (спирогира) ит.д.
Помимохлорофилла - зеленогопигмента, вклеткахводорослеймогутсодержатьсякрасныеижелтыепигменты.
Вхроматофореможетнаходитьсяпиреноид - тельцесзапаснымипитательнымивеществами – восновномуглеводами.
Естьтакжевакуолиицитоплазма
-(СЛАЙД 6)Умногоклеточныхпредставителейзелёныхводорослейтело (слоевище) имеетформунитейилиплоскихлистовидныхобразований.
Встоячихимедленнотекущихводахчастоплаваютилиоседаютнадноскользкиеярко-зелёныекомки. Онипохожинаватуиобразованыскопленияминитчатойводорослиспирогиры. Вытянутыецилиндрическиеклеткиспирогирыпокрытыслизью. Внутриклеток — хроматофорыввидеспиральнозакрученныхлент.
Впроточныхводоёмахчастоможнозаметитьярко-зелёныескопленияшелковистыхнитей, прикреплённыхкподводнымкамнямикорягам. Этомногоклеточнаянитчатаязелёнаяводоросльулотрикс. Егонитисостоятизрядакороткихклеток. Вцитоплазмекаждойизнихрасположеныядроихроматофорввиденезамкнутогокольца.Клеткиделятся, инитьрастет.
(СЛАЙД 7)Многоклеточныезелёныеводорослиживуттакжевводахморейиокеанов. Примеромтакихводорослейможетслужитьульва, илиморскойсалат, длинойоколо 30 смитолщинойвсегодвеклетки.
Наиболеесложноестроениевэтойгрупперастенийимеютхаровыеводоросли, обитающиевпресноводныхводоёмах. Этимногочисленныезелёныеводорослиповнешнемувидунапоминаютхвощи. Харовуюводоросльнителлу, илиблестянкугибкую, частовыращиваютваквариумах.
Ухаровыхимеютсяобразования, которыепоформеиповыполняемымфункциямнапоминаюткорни, стебли, листья, нопостроениюонинеимеютничегообщегосэтимиорганамивысшихрастений. Например, кгрунтуониприкрепляютсяспомощьюбесцветныхветвистыхнитевидныхклеток, которыеназываютризоидами (отгреческихслов «риза» — кореньи «эйдос» — вид).
-Делаютвывод:
Водорослимогутбытьодноклеточнымиимногоклеточными.Всоставклеткивходят: ядро, хроматофор, цитоплазма, оболочка. Унекоторыхпредставителеймогутприсутствоватьжгутикииглазок.
-Бурыеводоросли(СЛАЙД 9) — многоклеточные, восновномморские, растениясжелтовато-буройокраскойслоевищ.
Ихдлинаколеблетсяотмикроскопическойдогигантской (несколькодесятковметров). Слоевищаэтихводорослеймогутбытьнитевидными, шаровидными, пластинчатыми, кустообразными. Иногдаонисодержатвоздушныепузыри, удерживающиерастениевводеввертикальномположении. Кгрунтубурыеводорослиприкрепляютсяризоидамиилидисковидноразросшимсяоснованиемслоевища.
ВнашихдальневосточныхморяхиморяхСеверногоЛедовитогоокеанарастёткрупнаябураяводоросльламинария, илиморскаякапуста. ВприбрежнойполосеЧёрногоморячастовстречаетсябураяводоросльцистозейра.
-Красныеводоросли, илибагрянки,(СЛАЙД 10) — восновноммногоклеточныеморскиерастения.
Лишьнекоторыевидыбагряноквстречаютсявпресныхводоёмах.
Размерыбагрянокобычноколеблютсяотнесколькихсантиметровдометравдлину (ноестьимикроскопическиеформы).
Поформекрасныеводоросливесьмаразнообразныипричудливы: нитевидные, цилиндрические, пластинчатыеикораллоподобные, вразноймерерассечённыеиразветвлённые. Обычноониприкрепляютсякскалам, валунам, искусственнымсооружениям, аиногдаикдругимводорослям.
Благодарятомучтокрасныепигментыспособныулавливатьдажеоченьнебольшоеколичествосвета, багрянкимогутрастиназначительныхглубинах. Ихможновстретитьдаженаглубине 100-200 м.
Вморяхнашейстраныширокораспространеныфиллофора, порфираидр.
Размножение водорослей
Вприродеводорослиразмножаютсятремяспособами. Каждыйизнихимеетсвоиособенности.
Водорослиразмножаютсявегетативно. Этотакойспособразмножения, прикоторомвзрослаяособьделитсянадвоеили, например, происходитотделениепочкиотматеринскоготела. Затемвновьобразованныеклеткиделятсянадвеичетыреклетки, изкоторыхвпоследствиивырастаетвзрослаяводоросль.
Бесполоеразмножение.(СЛАЙД 11)Такойвид, прикоторомвнутриклеткиводорослипроисходитделениепротопласта, споследующимеговыходомнаружуиотделениемотматеринскойклетки.
Половоеразмножение.(СЛАЙД 12)Заключаетсявслияниидвухклеток, гамет, врезультатечегопоявляетсязигота, котораявпоследствиивырастаетвновуюособьилидаётзооспоры. Причёмзиготыразличныхводорослейпослесвоегообразованияведутсебяпо-разному. Уоднихонивпадаютвпериодпокоя, которыйможетдлитьсядонесколькихмесяцев. Адругиежепрорастаютсразувновыйслойилислоевища.
- Аводоросливредныеилиполезные?
Рольводорослейвприроде (СЛАЙД 14)
• В процессе фотосинтеза выделяют кислород, необходимый для дыхания.
• Пища для многих водных животных.
• Приют для рыб и многих других водных животных.
• Некоторые виды участвуют в почвообразовании.
• Некоторые виды входят в состав комплексных организмов (лишайники).
Рольводорослейвжизниидеятельностичеловека(СЛАЙД 15)
• Являются продуктами питания для человека.
• Используются в качестве добавки к корму для скота.
• В качестве удобрений.
• Использование в химической промышленности (йод, спирт, уксусная кислота).
• Биологическая очистка сточных вод.
• Получение лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище.
Вред, наносимыйводорослями: (СЛАЙД 16)
• Чрезмерное размножение в оросительных каналах затрудняет подачу воды.
• Чрезмерное размножение в водоемах вызывает гибель водных животных, т.к. продукты гниения водорослей ядовиты.
• Чрезмерное размножение водорослей в судоходных местах приводит к затруднению судоходства.