Виды коммерческих посредников

1. поверенный - по договору поручения поверенный совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя.

2. комиссионер - действует от своего имени, но за счет комитента. Н-р, взаимоотношения организаций комиссионной торговли с клиентами на товарных рынках регулируются договором комиссии. Право собственности на товар при этом остается у комитента.

Одной из форм комиссионной торговли является консигнационная торговля, при которой собственник товаров (консигнант) передает комиссионеру (консигнатору) товары для реализации со склада последнего. Консигнаторы оказывают услуги только по реализации товаров субъектам, осуществляющим внешнеторговую деятельность. Обязательным условием консигнационной торговли является наличие складских площадей у консигнатора. Право собственности на товар, поступивший на склад консигнатора, до его продажи остается у собственника товара.

3. Брокеры -посредники в биржевой торговле. ФЗ о рынке ценных бумаг брокерская деятельность определяется как по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом.

 

Брокеры осуществляют деятельность путем создания брокерских фирм, брокерских контор либо в качестве независимых брокеров, т.е. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Оформление отношений брокеров с клиентами происходит путем заключения договора поручения или договора комиссии или долгосрочного договора на организацию брокерского обслуживания.

4.Торговые агентства и агенты - по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала. Согласно данному договору, агент может выполнять работы, оказывать определенные услуги, но чаще всего он реализует товары, переданные ему принципалом, или приобретает необходимые принципалу товары.

Различаются:

- агенты производителей -осуществляют реализацию товаров определенного ассортимента нескольких не конкурирующих между собой производителей на согласованной с агентом территории.

- сбытовые агенты - занимаются реализацией всех производимых малыми и средними предприятиями товаров, так как небольшим организациям невыгодно содержать сбытовой аппарат, который заменяет агентская фирма.

5. Представительство интересов субъектов в сфере торговли осуществляют специальные лица - коммерческие представители. Коммерческим представителем может быть только предприниматель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), поэтому он освобождается от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы. Предусмотренные ГК РФ правила о коммерческом представительстве позволяют выявить его отличия от общегражданского представительства. Прежде всего коммерческое представительство осуществляется в сфере предпринимательской деятельности, поскольку и коммерческий представитель, и представляемое им лицо являются предпринимателями. Деятельность коммерческого представителя является предпринимательской, осуществляемой постоянно и самостоятельно. В отличие от гражданского представительства его деятельность носит возмездный характер и заключается в совершении как юридических, так и фактических действий в интересах представляемого предпринимателя. Несмотря на некоторые различия, общим признаком коммерческих посредников является то, что они совершают юридические и (или) фактические действия в чужих интересах. Данный признак является квалифицирующим признаком коммерческого посредника. Интерес посредника заключается в получении вознаграждения за надлежащим образом исполненное поручение принципала.

 

8. Организаторы торгового оборота

Органи­заторы торговли - обеспечивают взаимодействие изготовителей, посредников и потребителей по купле-продаже товаров. Их назна­чение заключается не в совершении сделок, а в предоставлении мес­та и условий для торговли.Организаторами торговли являются товарные биржи, выставки, ярмарки, оптовые продовольственные рынки, коммерческие торги.
Нормативная база функционирования многих из них либо от­сутствует, либо устарела.
Товарные биржи выполняют целый ряд функций по организации торговли. На товарных биржах концентрируется спрос и предложе­ние. Биржа является механизмом установления рыночных цен. Тор­говля на бирже осуществляется регулярно по установленным пра­вилам. Биржа предоставляет определенные гарантии исполнения сделок, организует расчетное обслуживание участников биржевой торговли, что позволяет свести к минимуму неплатежи по сделкам. Правовая основа - Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) "Об организованных торгах".
Определение понятия товарная биржа ранее содержалось в ФЗ о товарных биржах и биржевой торговле. Но ФЗ утратил силу с 1 января 2014 г. и действующий теперь ФЗ «Об организованных торгах» не содержит определения понятия товарная биржа. ФЗ «Об организованных торгах» определяет что впредь до приведения в соответствие с ФЗ определений и терминов, используемых в иных федеральных законах, под фондовыми, товарными и валютными биржами понимаются биржи. (Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи). Организации, имеющие на 1 января 2013 года лицензии организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в том числе лицензии фондовых бирж, а также лицензии товарных и валютных бирж, обязаны получить предусмотренную настоящим ФЗ «Об организованных торгах» лицензию или прекратить осуществление деятельности организатора торговли до 1 января 2014 года. Биржей может являться только акционерное общество.

 

Фирменное наименование биржи должно содержать слово "биржа". Использование слова "биржа", производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается.Биржа обязана создать биржевой совет и (или) совет секции каждой торговой (биржевой) секции.

По территории действия биржи подразделяются на международные, общероссийские, межрегиональные и региональные.

По назначению - на универсальные и специализированные по торговле отдельными видами товаров (например, цветными металлами, пшеницей, сахаром и т.п.).

По характеру биржевых операций - на биржи реального товара, фьючерсные биржи
2. Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка не может торговать от своего имени, ее задача - создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.
Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях. Согласно ст. 11 ФЗ об основах государственного регулирования торговой деятельности, организаторами ярмарки вправе выступать органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Порядок проведения и продажи товаров на ярмарках устанавливается субъектами РФ, на территории которых ярмарки организуются, либо федеральным органом государственной власти, если он выступает организатором ярмарки, с учетом правил, установленных федеральным законодательством (о пожарной безопасности, в области охраны окружающей среды, о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.). Для организатора ярмарки установлена обязанность публикации информации о ее проведении в СМИ и размещения на сайте в сети Интернет. Торговые места должны предоставляться не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством. Размер платы за предоставление оборудованных мест и за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли, устанавливается организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации понесенных затрат на ее проведение.

3. Традиционной формой выявления спроса потребителей, органи­зации коммерческих связей являются выставки. Полезная функция выставок заключается в том, что на них обычно представлено большое количество образцов то­варов, производимых различными изготовителями. Потенциальные покупатели имеют возможность всесторонне изучить товар, выяс­нить его характеристики и свойства. На выставках рекламируются новые товары. Выставки способствуют поиску инвесторов, налажи­ванию коммерческих связей. Основными отличиями выставки-продажи от торговой ярмарки являются масштаб предложения и не­ограниченный круг посетителей, присущие выставкам.
4. Оптовые продовольственные рынки являются организаторами тор­говли сельскохозяйственной продукцией. В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.
Правовое регулирование организации и деятельности подобных предприятий осуществляется ведомственными актами: Временны­ми правилами торговли на оптовом продовольственном рынке на­ционального значения, утвержденными Минсельхозпродом России 10 февраля 1997 г., и Примерными правилами торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденными приказом Минсельхоза России и Роскомторга 1 декабря 1994 г.
Данные субъекты могут быть образованы в любых организаци­онно-правовых формах, предпочтительной же является открытое акционерное общество.
Оптовые продовольственные рынки предоставляют производи­телям сельскохозяйственной продукции специально оборудованные места для торговли, о казывают услуги по хранению товаров, обеспечивают контроль за качеством товаров, соблюдением санитарных, ветеринарных и иных правил и норм.
5. Коммерческие торги выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК РФ.
В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все более широко применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах.

 

9. Субъекты, содействующие купле-продаже товаров

1.маркетинговые фирмы оказывают небольшим организаци­ям, не имеющим собственной маркетинговой службы, на возмездной основе услуги по изучению рынков определенных товаров, про­ведению исследований потребности в том или ином товаре, анализу конъюнктуры рынка, разработке рекомендаций по сбыту товаров и т.п.

2.Информационно-коммерческие центры предоставляют по запросу клиентов различного рода информацию, необходимую для закупок и реализации товаров: сведения о потенциальных поставщиках и по­купателях, о текущем и перспективном спросе на товары, ценах на отдельные виды товаров и др.

3.Консультационные фирмы предоставляют субъектам товарных рынков консультационные услуги по различным вопросам органи­зации и управления производственной и коммерческой деятельнос­тью.

4.Транспортно-экспедиционные организа­ции – оказывают услуги по организации перевозок грузов любыми видами транс­порта и оформление документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. Отношения между экспедитором и клиентом по оказанию экспе­диционных услуг оформляются договором транспортной экспедиции.

5.Рек­ламные агентства - оказывают услуги по производству, размеще­нию и распространению рекламной информации, способствующей реализации товаров.

6. Услуги товарных складов. Согласно п. 1 ст. 907 ГК РФ, товарным складом признается организация, осуществляющая в качестве предпринимательской деятельности хранение товаров и оказывающая связанные с хранением услуги. Хранение как сопутствующая основному виду деятельности услуга может осуществляться многими субъектами и в рамках различных заключенных договоров (купля-продажа, комиссия, перевозка и др.).

7. Логистические центры поставок - осуществляют прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами.

 

10. Понятие и виды объектов коммерческого права

 

1. товар. Он характеризуется потребительской стоимостью, т.е. способностью удовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновой стоимостью, т.е. способность обмениваться на другие товары. Товаром является продукт человеческой деятельности, предназначенный для обмена.

Гражданское право оперирует в основном понятием "вещь". В перечне объектов гражданских прав товар не упоминается (ст. 128 ГК РФ). НК РФ для целей налогообложения к товарам относит любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (ст. 38). Широкое понимание товара как объекта гражданских прав, включая работу, услуги, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот, содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 4).

2. товарораспорядительные документы (складские свидетельства и коносамент).

Коносамент является товарораспорядительным документом, применяемым в морской перевозке. Он удостоверяет право его держателя распорядиться сданным для перевозки грузом (ст. ст. 142 - 149 КТМ РФ). При выдаче его на предъявителя или наличии в нем приказа грузоотправителя или грузополучателя на выдачу груза иному лицу коносамент может служить объектом различных сделок.

Складские свидетельства выдаются товарным складом в подтверждение принятия товара на хранение и удостоверяют право на товар, хранящийся на складе. Складские свидетельства бывают двух видов - простые и двойные. Простое складское свидетельство является ценной бумагой на предъявителя. Оно может передаваться другому лицу простым вручением. Товарный склад выдает товар лицу, предъявившему простое складское свидетельство.

Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены друг от друга. Обе его части должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада. Двойное складское свидетельство в качестве ордерной ценной бумаги передается другому лицу на основе передаточной надписи. Товарный склад выдает товар держателю двойного складского свидетельства не иначе, как в обмен на обе части свидетельства. Держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но получить товар со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству, не вправе. При залоге товара об этом делается отметка на складском свидетельстве.

3. Средства индивидуализации товаров:

1) товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Обладатель товарного знака имеет на него исключительное право, удостоверяемое зарегистрированным федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности свидетельством (ст. 1481 ГК РФ);

2) знак обслуживания - обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг (п. 2 ст. 1477 ГК РФ);

3) наименование места происхождения товара - которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

К объектам коммерческого права не относятся ценные бумаги (за исключением товарораспорядительных ценных бумаг), валютные ценности, энергия.

 

 

11. Коммерческая оборотоспособность товаров

В Гражданском кодексе РФ определено понятие оборотоспособности объектов гражданских прав, виды которых перечислены в ст. 128. В соответствии с п. 1 ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из данной статьи вытекает, что оборотоспособность объектов означает их способность быть объектами гражданско-правовых сделок.

Понятие коммерческой оборотоспособности уже понятия гражданской оборотоспособности. Объектами торгового оборота являются товары. Из круга совершаемых сделок в торговом обороте исключаются сделки по безвозмездной передаче имущества, в том числе в порядке наследования и реорганизации юридического лица.

Группировка объектов гражданских прав в зависимости от их оборотоспособности содержится в ГК РФ. Эта группировка вполне применима и к товарам, являющимся объектами коммерческого права.

К первой группе относятся товары, которые могут быть объектами сделок без всяких ограничений. Таких свободно отчуждаемых товаров подавляющее большинство.

Ко второй группе относятся товары, нахождение которых в обороте не допускается, - объекты, изъятые из оборота. В соответствии с ГК РФ такие объекты должны быть прямо указаны в законе. Однако федеральный закон, содержащий перечень изъятых из оборота объектов, до настоящего времени не принят. Изъятие таких объектов из оборота не означает отсутствие возможности их перехода от одного лица к другому. Такой переход осуществляется по иным, не гражданско-правовым основаниям и в случаях, прямо предусмотренных законодательством, и обозначается в нормативных актах как "отпуск", "распределение". Так, к примеру, изъятые из гражданско-правового оборота наркотические средства передаются экспертным подразделениям Генеральной прокуратуры РФ, органов МВД России и другим установленным законом экспертным подразделениям для проведения экспертизы или для идентификации наркотических средств.

К третьей группе относятся товары, ограниченно оборотоспособные. Данная группа объектов определяется ГК РФ как виды объектов, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Виды ограниченно оборотоспособных объектов должны определяться в порядке, установленном законом.

Таким образом, в ГК РФ установлены два критерия ограничения оборотоспособности объектов: относящийся к субъектам оборота - объекты, которыми вправе обладать не все, а лишь определенные субъекты; и объекты, для нахождения в обороте которых требуется специальное разрешение.

Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" установлен Перечень продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. В нем перечислены и объекты, изъятые из оборота, и объекты, ограниченные в обороте.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" утверждены два перечня продукции: поставки которой в Российской Федерации осуществляются на основе квот; поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение.

Фактически правовой режим товаров, ограниченных в обороте, устанавливается в федеральных законах, регулирующих оборот отдельных видов товаров.

В нормативных правовых актах, определяющих правовой режим отдельных видов товаров, конкретизированы и расширены критерии ограничения оборотоспособности товаров.

Так, в нормативных актах содержатся различные требования к субъектам, только соблюдение которых приводит к возможности участия субъектов в обороте. Требования устанавливаются к видам субъектов, формам собственности, организационно-правовым формам. К примеру, оптовую торговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица.

На культивирование, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ установлена государственная монополия. Лишь государственные унитарные предприятия и государственные учреждения вправе осуществлять эти виды деятельности.

Ограничение оборотоспособности может заключаться и в запрете совершения с товарами, имуществом отдельных видов сделок. Так, Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлен запрет на сдачу в аренду основного технологического оборудования, используемого для производства алкогольной продукции.

Установлен также запрет заключения договора мены алкогольной продукции.

Понятие гражданского оборота является более широким понятием, чем торговый оборот. Различие между гражданским и торговым оборотом проводилось уже в дореволюционной литературе. Так, Г.Ф. Шершеневич торговый оборот определял как совокупность юридических сделок, направленных на совершение посреднической деятельности. Гражданский оборот он рассматривал как совокупность всех вообще юридических сделок, совершаемых членами данного гражданского общества.

Коммерческий оборот понимается как оптовый оборот свободно обращающихся на рынке и ограниченных в обороте товаров, требования к которым установлены законодательством.

 

12. Классификация товаров

По цели использования в торговом обороте товары подразделяются на следующие виды: 1) товары потребительского назначения (народного потребления) - используются исключительно физическими лицами для продажи в целях семейного, домашнего и личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью. Товары потребительского назначения подразделяются на продовольственные и промышленные товары; 2) товары производственного назначения, необходимые в целях использования для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для дальнейшего их применения в хозяйственной деятельности.

Товары потребительского назначения также могут классифицироваться по различным критериям <1) по периоду использования - на товары кратковременного пользования; товары длительного пользования; 2) по способу покупки - на товары первой необходимости; товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса.

Основное значение для ведения промышленной и торговой деятельности имеет общегосударственная классификация товаров, проводимая в виде Общероссийского классификатора продукции (ОКП), который принят Постановлением Госстандарта России 30 декабря 1993 г. N 301 и действует с 1 июня 1994 г. на территории РФ. Он составлен на основе использования системы цифрового кодирования информации о товарах, что позволяет автоматизировать информацию о товарах всех отраслей хозяйства и обеспечить их статистический учет.

 

Важное значение имеет также товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, которая проводится для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 50 Таможенного кодекса Таможенного союза).

 

Каталогизация продукции означает проведение работ по единообразному представлению, сбору, классификации, идентификации, кодированию, регистрации, обработке, хранению и распределению информации об изделиях и материалах, заказываемых для федеральных государственных нужд.

Система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов, включая федеральный каталог продукции, единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд, каталожные описания продукции и другие документы, а также информационных технологий представления, сбора, классификации, кодирования, идентификации, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Утверждены Перечень групп однородной продукции и федеральные органы исполнительной власти, ответственные за разработку и ведение разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд.

 

Проведение каталогизации позволяет обеспечить учет существующей продукции и потребностей в новой продукции, выявить взаимозаменяемую продукцию, обеспечить замену дублирующей и морально устаревшей продукции, необходимой для обеспечения федеральных государственных нужд. Так, заказы на поставку одноименных товаров, под которыми понимаются товары, относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров для государственных или муниципальных нужд, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, могут быть размещены путем проведения совместных торгов двумя и более заказчиками (ч. 6.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

 

13. Средства индивидуализации товаров

Для выделения товаров среди других однородных используются такие средства индивидуализации, как товарный знак и наименование места происхождения товара. Они позволяют определить производителя или источник происхождения товаров, придают товарам индивидуализированные черты, позволяющие потребителям легко узнавать данный товар и выделять его среди однородных товаров. Их применение в с 1 января 2008 г. регулируется четвертой частью ГК РФ.

На практике и в печати часто употребляется термины "бренд" и "торговая марка". Появившийся в последнее время термин "бренд" обозначает известный на рынке товарный знак, который у потребителей достаточно прочно ассоциируется с определенным товаром или услугами. Бренд - понятие маркетинговое, он впитывает в себя, по сути, всю интеллектуальную собственность организации, которую он обозначает. Торговая марка является обиходным обозначением товарного знака.

Товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 1477 ГК РФ). Обладатель товарного знака имеет на него исключительное право, удостоверяемое зарегистрированным федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности свидетельством (ст. 1481 ГК РФ).

В качестве товарного знака используются обозначения в различном виде - словесные, изобразительные, объемные и другие или их комбинации, обладающие различительной способностью. Правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака любым не противоречащим закону способом. В частности, товарный знак может размещаться:

- на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

- на документации, связанной с введением товаров в оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате использования возникнет вероятность смешения товаров.

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет, считая со дня подачи заявки на государственную регистрацию.

Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллективные.

Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективным является товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц. В отличие от товарного знака право на коллективный знак не может быть отчуждено и не может быть предметом лицензионного договора.

В случае использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками, правовая охрана коллективного знака может быть прекращена на основании решения суда, принятого по заявлению любого заинтересованного лица.

Товарный знак может быть общеизвестным. По заявлению юридического или физического лица им признается товарный знак, охраняемый на территории РФ на основании его государственной регистрации; товарный знак, охраняемый на территории РФ без регистрации в силу международного договора РФ; а также обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такой товарный знак или обозначение в результате интенсивного использования получили в РФ среди соответствующих потребителей широкую известность в отношении товаров определенного лица (п. 1 ст. 1508 ГК РФ).

Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная законом для товарного знака.

Товарный знак, признанный в установленном законом порядке общеизвестным, вносится федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Перечень общеизвестных в РФ товарных знаков.

Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно.

Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в РФ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства, не признается наименованием места происхождения товара.

На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами либо юридическими лицами.

Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на наименование места происхождения товара в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Товарный знак как объект интеллектуальной собственности в рыночной экономике обладает высокой стоимостью. Право на его использование может быть передано по договору в комплексе других исключительных прав по договору коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), договору продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ), а также в основном по лицензионному договору. Лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной форме и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Нарушением исключительного права правообладателя признается использование без его разрешения в коммерческом обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации, установленной ст. 1537 ГК РФ.

 

14. Понятие и виды товарных рынков

Товарный рынок - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Различаются два типа основных рынков: рынок товаров производственного назначения (рынок средств производства) и рынок товаров конечного потребления (потребительский рынок). В составе основных типов рынков выделяют специализированные рынки отдельных товаров.

Товарные рынки классифицируются по различным основаниям:

по структуре хозяйства государства: торговые рынки стран с экономикой натурального хозяйства, стран - экспортеров сырья, промышленно развивающихся стран и промышленно развитых стран;

по уровню доходов и характеру их распределения в государстве: страны и регионы с низким уровнем доходов, страны и регионы с высоким уровнем доходов, страны с низким, средним и высоким уровнями доходов, страны с преимущественно средним уровнем доходов;

по территориальному охвату: внутренние, национальные, региональные, мировые;

по товарно-отраслевому признаку: машин и оборудования, минерального сырья и топлива, сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;

по сфере общественного производства: товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования), товаров нематериального производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.);

по характеру конечного использования товаров: рынки товаров производственного назначения и товаров потребительского назначения;

по сроку использования товаров: товаров долговременного пользования, краткосрочного пользования и одноразового пользования;

по организационной структуре товарных рынков: мировой рынок (открытый и закрытый), внутренний рынок (оптовый и розничный).

Организационная структура рынков складывается в зависимости от условий торговли на товарных рынках и характера групп продавцов и покупателей. На внутреннем рынке различают два сектора: оптовый и розничный. Оптовый рынок представляет собой одну из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между хозяйствующими субъектами в сфере продвижения товаров от производителя в розничную торговую сеть. Это передаточное звено между товаропроизводителями и розничной торговлей. Характерными особенностями оптовых торговцев с товаропроизводителями являются наличие кредитных отношений и отсутствие отношений с конечными потребителями. Розничный рынок представляет собой форму товарного обращения, посредством которой удовлетворяются разнообразные потребности конечных потребителей товаров на основе розничных цен.

15. Продуктовые и географические границы товарных рынков

Продуктовые границы товарного рынка, выявление которых представляет собой процедуру определения потребительских свойств товара или товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок) на основе мнения покупателей (а в некоторых случаях и продавцов) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Это мнение определяется в результате опроса покупателей (продавцов). Опрос проводится по группам покупателей (продавцов), различающимся по способам участия в обороте товара (оптовый, мелкооптовый покупатель (продавец), покупатель единичного количества товара, розничная торговля, реализация товара по прямым договорам).

Географические границы товарного рынка, установление которых определяет спрос на товары. Географическая граница рынка расширяется с увеличением степени уникальности товара и его сложности и сужается при неразвитых и дорогостоящих коммуникациях, ограниченном сроке эксплуатации и высокой степени унификации товара. По сути, это экономически интегрированная зона вокруг центрального или крупного города. Регулярное передвижение людей - наиболее весомое средство измерения интеграции. Однако основным критерием для определения региональных границ рынка должен являться спрос населения. Таким образом, под границами товарного рынка следует понимать границы территории, за пределами которой спрос на товар и его востребованность являются экономически нецелесообразными с позиции ее потенциальных потребителей. При определении географических границ товарного рынка учитываются многие факторы, в частности, возможность перемещения товара между территориями, доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу, отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров, сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

16. Инфраструктура товарных рынков

Инфраструктура товарного рынка - это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота.

Инфраструктура товарных рынков представляет собой взаимосвязанный комплекс следующих подсистем:

- торговых посредников и складского хозяйства;

- информационного обеспечения;

- тароупаковочной индустрии;

- транспортного обеспечения;

- финансово-кредитной;

- организационного обеспечения;

- нормативно-правового обеспечения.

Меры по развитию оптовых и посреднических организаций и складского хозяйства предусматривают преимущественное развитие крупных организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке товаров и др. Организации оптовой торговли как основной регулятор рыночных отношений должны выступать в роли оптовых операторов, управляющих товаропотоками через разветвленные региональные сети.

Были намечены меры по созданию крупных хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Учитывая возрастающий дефицит складских мощностей, требуется проведение модернизации складской инфраструктуры. Необходимо создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов, холодильников, баз для хранения сельскохозяйственной продукции, складов различных классов.

Требуется совершенствование технологий складирования товаров, механизация и автоматизация складов.

Предусмотрены меры по созданию оптовых продовольственных рынков в различных регионах Российской Федерации.

Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает создание федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией, создание общероссийского и региональных информационно-маркетинговых центров, формирование системы наблюдения за состоянием рынка и механизмов распространения информации и рекламы. Все шире применяются телекоммуникационные средства связи для осуществления торговли, обмена данными. Важная роль информационной инфраструктуры в развитии рыночных конкурентных отношений подчеркнута в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, в которой отмечается, что многие российские предприятия отмечают наличие проблемы поиска поставщиков и потребителей. Это вызвано отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса.

Развитие тароупаковочной индустрии предполагает создание технической базы производства новых конкурентоспособных видов тароупаковочных материалов и оборудования; развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки.

Совершенствование транспортного обслуживания предполагает создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов; выполнение погрузочно-разгрузочных операций; создание торгово-транспортных фирм, транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными средствами; развитие сферы услуг при транзите грузов по территории России и ряд других мер.

Кредитно-финансовое обеспечение рынка предусматривает организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по поставкам товаров, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями; развитие различных видов кредитования; организацию расчетов по долговым обязательствам; развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; развитие страхования финансовых рисков, деятельности инвесторов и кредиторов и др. Для поддержки отечественного производства необходимо использование капитала посреднических организаций.

Целый ряд мер был намечен по совершенствованию нормативно-правовой основы функционирования товарных рынков.

В качестве первоочередных в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков определены мероприятия по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов рынка, и нормативных правовых актов общего характера, разработке научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования рынка и элементов его инфраструктуры.

Намечено формирование свода действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность участников товарных рынков, включая организации инфраструктуры рынка. Было принято решение о разработке нормативных актов, регулирующих деятельность участников товарных рынков с учетом особенностей отдельных товарных рынков.

В плане предусмотрена разработка нормативных документов, регламентирующих требования к таре, средствам пакетирования, дозирования, взвешивания и др.

Важное значение для формирования нормативной правовой основы торговой деятельности принадлежит принятому Закону о госрегулировании торговли.

 

17. Понятие и способы государственного регулирования торговой деятельности

Государственное регулирование торговой деятельности представляет собой особый вид правоотношения, участниками которого являются, с одной стороны, органы государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты коммерческой деятельности), осуществляющие торговую деятельность как посредством создания торговых объектов и обеспечения их функционирования, так и без их использования.

1. способы государственного реглирования:

- прямое регулирование

- косвенное

- гос мониторинг

Прямое регулирование – установление обязательных требований к субъектам предпринимательской деятельности (государственная регистрация, лицензирование, ведение бух учета и составление отчетности, уплата налогов и сборов, соблюдение нормативов, лимитов).

В случае, если фз не предсмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе утсановление их предельных), цены на такие товары, надбавкиустанавливаются в соответствии в указанными фз, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами

Фз об обращении лекартственных цен статья 60

ФЗ об государственном оборонном заказе

Фз об основах гос регулирования – в случае если в течение 30 календарных дней подряд на территории одного субъекта повышаются рос розничных цен на отельные соц-значимые продовольственные товары составил более 30% - правительство РФ.

Постановление правительства РФ от 15.07.10 №530

Перечень отдельных видов социально значимых товаров первой необходимости, к отношении которых могут быть установлены предельно допустимые цены.

 

КОСВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – применение мер поддержки и экономических стимулов к прелпринимателям (налоговые льготы, субсидии).

Так, органами государственной власти субъектов РФ при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли (ст. 18 Закона о госрегулировании торговли).

Они осуществляют поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, ведущих торгово-закупочную деятельность в сельской местности, а также стимулирование деловой активности производителей и торговых предпринимателей путем организации и проведения выставок и ярмарок в области торговой деятельности.

Кроме того, в качестве мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Законом установлено, что не менее 60% нестационарных объектов от их общего количества, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, которая утверждается уполномоченным органом местного самоуправления, должны использоваться субъектами малого или среднего предпринимательства.

Законом о госрегулировании торговли предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли.

Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:

1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

2) повышение доступности товаров для населения;

3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.

Между тем, как представляется, целесообразно было бы разработать и утвердить и федеральную программу развития торговли в Российской Федерации.

18. Обеспечение конкуренции на товарных рынках

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными деятсвиями каждого из них включаются или ограничивает возможность каждого из них исвлюяаются каждого из них исключаются или ограничиваются возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке

Наличие конкуренции на товарных рынках способствует установлению равновесной цены на однородные товары, эффективному развитию производства, удовлетворению спроса потребителей, применению новых технологий, совершенствованию форм и методов организации производства и сбыта товаров, улучшению качества и расширению ассортимента товаров.

Конкуренция как движущая сила развития производства и торговли должна поддерживаться государством. С этой целью государством разработана конкурентная политика, представляющая собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах

При становлении рыночной экономики одной из главных задач государства является поддержка конкуренции, поскольку она выражает суть рыночной экономики. Решение этой главной задачи означает: во-первых, формирование конкурентной среды на товарных рынках, т.е. предоставление хозяйствующим субъектам возможности беспрепятственного осуществления правомерных конкурентных действий с целью привлечения покупательского спроса; во-вторых, защиту конкуренции; в-третьих, борьбу с недобросовестной конкуренцией.

Между тем в настоящее время антимонопольные органы уделяют в основном внимание применению антимонопольных мер. При этом наиболее сложной задачей является формирование конкурентной среды на товарных рынках. Отсутствие конкуренции либо ее недостаточность являются основанием для вмешательства государства в регулирование и защиту рыночных отношений.

Закон о защите конкуренции распространяет свое действие как на товарные рынки, так и на рынок финансовых услуг. Вместе с тем Законом о госрегулировании торговли установлены специальные антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов в области торговли и антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления (глава 3).

Специальные антимонопольные правила установлены в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами путем организации торговой сети (ритейлеров), и поставщиков продовольственных товаров. Эти правила направлены на исключение недобросовестных практик, сложившихся между некоторыми ритейлерами и поставщиками, такими, как создание контрагентам дискриминационных условий, навязывание невыгодных условий договора (ст. 13).

К антимонопольным требованиям к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности относятся запрет принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными нормативными правовыми актами.

В частности, запрещается:

- возлагать на хозяйствующие субъекты обязанности по участию в повторной (дополнительной к федеральной) проверке качества и безопасности товаров, за исключением установленных случаев;

- понуждать хозяйствующие субъекты поставщиков и торговцев к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта РФ или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства РФ);

- понуждать хозяйствующие субъекты продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением случаев, когда такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;

- принимать иные нормативные правовые акты, решения, предусматривающие:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами РФ, между муниципальными образованиями в границах субъекта РФ;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов РФ, муниципальных образований в границах субъектов РФ;

- понуждать хозяйствующие субъекты к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами;

- устанавливать для хозяйствующих субъектов ограничения выбора хозяйствующих субъектов;

- проводить дискриминацию хозяйствующих субъектов торговцев и поставщиков в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Данные положения конкретизируют и развивают аналогичные требования, установленные Законом о защите конкуренции к федеральным органам исполнительной власти, также к органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления. За нарушение антимонопольных правил, установленных Законом, при осуществлении торговой деятельности установлена административная ответственность (ст. 14.40 КоАП РФ).

19. Государственная регистрация товаров

Государственная регистрация проводится в отношении отдельных видов товаров. Целями государственной регистрации являются выявление свойств товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, а также возможности причинения вреда здоровью человека при производстве, обороте, потреблении и других видах деятельности с ними; оценка соответствия таких товаров требованиям санитарно-эпидемиологических и других обязательных норм и правил; оценка эффективности мер по предотвращению вредного воздействия товаров на здоровье человека при их изготовлении и других действиях с ними и др. Требования государственной регистрации содержатся в различных законодательных актах, в том числе в технических регламентах. Так, согласно ст. 43 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственной регистрации, подлежат:

- впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;

- отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации.

Перечень отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, и порядок государственной регистрации такой продукции утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2001 г. N 262. Номенклатура видов продукции, подлежащей регистрации, определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Такая продукция допускается к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации, применению (использованию) после ее государственной регистрации.

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" государственной регистрации подлежат:

1) оригинальные лекарственные препараты;

2) воспроизведенные лекарственные препараты;

3) новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов;

4) лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке (ст. 13).

Государственная регистрация пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, проводится в соответствии с требованиями Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В статье 3 названного Закона предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленным данным Законом.

Таким образом, проведение государственной регистрации социально значимых товаров обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Государственная регистрация проводится на этапе подготовки товаров к производству на территории Российской Федерации, а товаров, впервые ввозимых Российской Федерацией, до ее ввоза на территорию России.

Государственную регистрацию и ведение государственного реестра соответствующих товаров проводят уполномоченные органы государственной власти. Так, государственную регистрацию потенциально опасной продукции и пищевой продукции проводит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, лекарственных средств - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Регистрирующий орган публикует сведения о продукции, прошедшей государственную регистрацию, о приостановке действия регистрационного свидетельства, его аннулировании и предоставляет такие сведения заинтересованным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.

Порядок государственной регистрации установлен уполномоченными органами.

 

Изготовитель (поставщик, продавец) обязан доводить до сведения потребителей информацию о государственной регистрации продукции посредством указания данных о номере и дате выдачи регистрационного свидетельства на этикетке (упаковке, листке-вкладыше), в инструкции по применению, в техническом паспорте, а также в рекламе продукции.

Основания отказа в государственной регистрации четко установлены в нормативном порядке.

Так, в государственной регистрации потенциально опасной продукции может быть отказано, если:

а) качество и безопасность продукции не соответствуют установленным требованиям и представляют опасность для жизни и здоровья человека;

б) в отношении продукции и условий ее изготовления не установлены требования безопасности на современном уровне развития науки, а также отсутствуют методики определения и измерения в продукции и в среде обитания человека опасных факторов такой продукции;

в) отсутствуют или не могут быть обеспечены эффективные меры по предотвращению вредного воздействия продукции на здоровье человека при производстве, применении (использовании) такой продукции.

Решение регистрационного органа об отказе в государственной регистрации заявитель (индивидуальный предприниматель или организация, осуществляющие разработку и (или) подготовку к производству российской продукции или поставку импортной продукции) вправе обжаловать в административном или судебном порядке.

Таким образом, основной целью государственной регистрации товаров, как и технических регламентов, является обеспечение безопасности продукции для жизни и здоровья человека. Однако государственная регистрация и технические регламенты не дублируют и не исключают друг друга. Государственная регистрация решает вопрос о допуске к производству новой российской продукции или введению в оборот импортной продукции. Технические регламенты устанавливают обязательные требования к производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции. Получение государственного свидетельства и внесение соответствующих товаров в государственный реестр дает право изготовителю на их производство, а поставщику (продавцу) - на куплю-продажу и иное введение в оборот.

20. Техническое регулирование

В настоящее время большое значение приобретает проблема обеспечения безопасности реализуемых на рынке товаров. Нормативным правовым актом, устанавливающим требования к безопасности товаров, является Закон о техническом регулировании <1>. С его принятием началось широкомасштабное реформирование системы стандартизации и сертификации продукции и услуг, действовавшей в России в течение длительного времени. С момента вступления Закона о техническом регулировании в силу Законы РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" <2> и N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" <3> прекратили свое действие.

 

Закон о техническом регулировании призван устранить избыточное государственное воздействие на предпринимателей, поскольку он устанавливает обязательные требования только к безопасности производимых товаров (работ, услуг) и безопасности осуществления различных видов деятельности.

Техническое регулирование охватывает три области отношений и определяется Законом как правовое регулирование отношений:

- в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

- в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

- в области оценки соответствия (ст. 2).

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- применение единых правил установления требований к продукции или к связанным с ними процессам деятельности;

- соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

- независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

- единая система и правила аккредитации;

- единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

- единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

- недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

- недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

- недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: