Система коммерческого права является совокупностью различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм, которые группируются по институтам. Институт коммерческого права представляет собой совокупность норм, объединяющих ряд связанных между собой правоотношений. В частности, можно выделить институт правового регулирования качества продукции, товаров и услуг, институт правового регулирования биржевой торговли, институт регулирования внешнеторговых отношений, охранительные институты — арбитражно-судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов предпринимателей и т. д. В институтах коммерческого права, так же как и в других отраслях права, нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.
Принципы коммерческого права — это основные исходные положения, являющиеся стержнем всей системы коммерческого права. Хотя коммерция (торговля) является одним из видов предпринимательской деятельности, в условиях развивающегося рынка на основе признания свободы договора она в большей степени регулируется гражданско-правовыми методами. Соответственно, принципы гражданского права, закрепленные в ст. 1 ГК РФ, действуют и в коммерческом праве. Это — равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договоров, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В то же время правовое регулирование коммерческих отношений строится и на основе других признаков, а именно:
свобода коммерческой деятельности;
юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
принцип единого экономического пространства;
получение прибыли как цель коммерческой деятельности;
законность в коммерческой деятельности;
государственное регулирование коммерческой деятельности.