Предмет регулирования коммерческого права. Содержание курса коммерческого права

 

Каждая учебная дисциплина занимается своим определенным предметом. Предметом коммерческого права является правовое регулирование коммерческой, т. е. торговой деятельности, которую в упрощенном виде можно представить как совокупность действий субъектов коммерческой деятельности по продвижению товара от изготовителя к потребителю, а в более широком — как правоотношения, возникающие в сфере торговли.

Прежде всего, коммерческим правом регулируются порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи, права и обязанности сторон по договорам и их взаимная ответственность, защита имущественных и личных неимущественных прав сторон и т. д. При этом, как уже говорилось выше, состояние торговли зависит не только от продавца и покупателя товара, но и от взаимосвязей торговых организаций с другими организациями, осуществляющими с коммерческими организациями разнообразные торгово-хозяйственные связи, оказывающими им разнообразные услуги, выполняющими многочисленные работы. Соответственно, в коммерческом праве действуют такие основополагающие принципы гражданского права, как равенство участников, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенных прав и др.

С другой стороны, коммерческое право всесторонне рассматривает правовое регулирование таких торговых отраслей, как управление торговлей, ее финансирование, особенности трудовых отношений, правила торговли и т. п. В этой связи немаловажное значение для развития коммерческих отношений имеет государственное регулирование торговли, обеспечивающее защиту интересов и прав участников торгового оборота, условий для их цивилизованного функционирования путем стратегического планирования и реализации программ экономического развития, законодательного регулирования деятельности коммерческих организаций, разработки предложений по совершенствованию ценового механизма, контроля за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания и т. п.

Правоотношения, возникающие в процессе таких связей, — договорные, управленческие, финансовые и др., регулируемые нормами государственного, административного, финансового, банковского, трудового, предпринимательского, уголовного права, — составляют второй по приоритетности предмет коммерческого права. Соответственно, при регулировании данных отношений имеет место многообразие методов, складывающихся вследствие особых свойств различных предметов правового регулирования указанных отраслей. Это — методы власти и подчинения, обязательных предписаний, координации, рекомендации, принуждения и др.

Торговая деятельность, или, иначе говоря, товарное обращение, в самом общем виде представляет собой совокупность действий людей по продвижению товаров от изготовителей к потребителям. Сразу же возникают вопросы о начальном и конечном пунктах движения товара и об участниках торговой деятельности. Это одни из узловых вопросов. Уже здесь коренятся принципиальные расхождения позиций, взглядов на коммерческое право.

Коммерцию в дореволюционной литературе по торговому праву рассматривали исключительно как посредническую деятельность между производителем и потребителем материальных благ. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, центральная фигура, основной субъект торговли — это торговец-посредник или посредническая торговая фирма. Применять ли к возникающим отношениям нормы гражданского или торгового права — это зависит от участия в отношениях коммерсанта.

На подобном понимании предмета основывается и современная теория торгового права западных стран. На деде, правда, коммерциалисты постоянно отходят от такого понимания, но на словах господствующей остается торгово-посредническая доктрина.

Подобная концепция коммерческого права представляется совершенно неприемлемой. Она сформировалась в прошлом и не учитывает современных реальностей. В результате людям навязываются устаревшие представления, а юридическая наука и практика серьезно запаздывают в решении возникающих проблем.

Бесспорен тот факт, что товары продают и покупают не только посреднические фирмы. Продавать, причем возможно выгоднее, должна каждая организация, изготовившая товар, иначе она не сможет существовать.

Торговый оборот начинается не с акта покупки торговцем партии товара для последующих продаж, как утверждалось в прежней теории торгового права. Торговый оборот начинается с продажи изготовителем произведенного им продукта.

Товар может быть реализован без участия посредников, и такие операции тоже образуют торговлю, товарное обращение.

Данный вид деятельности требует исследований. Без выработки рекомендаций и оказания методической помощи изготовителям они сами не в состоянии наладить успешный сбыт своего товара.

Таким образом, изучение товарного оборота должно начинаться с действий организаций-изготовителей, реализующих созданный товар, а не с действий торговых посредников.

В состав коммерческой деятельности так же следует включать акты приобретения товара потребителями. Крупнейшая группа приобретателей товара — это розничные торговые организации. Наряду с ними потребителями выступают организации, использующие материалы, оборудование, инвентарь для своих хозяйственных и предпринимательских целей. Потребителями являются не только производственные, но также многочисленные управленческие, учебные, медицинские, военные и иные организации.

Регулирование закупок материальных и товарных ресурсов образует огромный клубок проблем. Материальное и товарное снабжение служит условием нормальной деятельности любой организации. Без устойчивого, ритмичного снабжения экономика обречена на неэффективность и упадок. Здесь также требуются научно обоснованные правила и рекомендации.

В качестве обязательных участков торгового оборота должны приниматься: 1) сбыт изготовителями своих товаров; 2) затем деятельность посреднических и оптовых торговых звеньев; 3) наконец, действия субъектов по приобретению товаров, обеспечению себя необходимыми ресурсами. Все эти участки, а не одни лишь действия оптовых торговцев составляют содержание торговой деятельности и предмет регулирования коммерческого права.

Процесс розничной продажи товаров гражданам нигде и никогда не включается в предмет регулирования коммерческого права. Это вовсе не свидетельствует о невнимании к гражданам. Оптовая торговля и снабжение по своим целям, содержанию и правилам существенно отличаются от розничных сделок. Кроме того, розничная торговля достаточно полно регулируется гражданским законодательством и не нуждается в специальном регулировании в коммерческом праве.

Имеется еще одна, совершенно особая, теоретическая и практическая задача коммерческого права — правовое содействие становлению российского товарного рынка. Не построив рынок, не создав необходимые основные звенья рыночной системы, нечего пытаться регулировать рыночные отношения.

Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка, налаживание устойчивых торгово-хозяйственных связей имеют решающее значение для преодоления нынешнего затяжного кризиса, для нормального развития экономики. От успешного решения этих задач, без преувеличения, зависит будущее страны. Названные проблемы с необходимостью должны включаться в предмет науки коммерческого права и сферу регулирования торгового законодательства.

Таким образом, коммерческое право непосредственно связано с актуальными и жизненно значимыми проблемами общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: