Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности изделий при использовании по назначению, ожиданию, хранению или транспортировке.
Техническое обслуживание в АСУТП проводится по определенной стратегии на работоспособных технических средствах. При этом устраняются неисправности, которые были замечены в предыдущий период эксплуатации, но не требовали немедленного их устранения, проводятся чистка, контрольно-регулировочные работы, замена изношенных деталей, смазка движущихся частей и т. д.
Техническое обслуживание разделяется на ряд видов в зависимости от периодичности и объема работ. Минимальная периодичность обычно составляет 8 ч (например, внешний осмотр, проверка функционирования пульта), максимальная может быть равна 12 мес. и более (выполнение всех видов проверки технического состояния, разборка и чистка механизмов, замена изношенных деталей, продувка и чистка импульсных линий, запорных устройств). Кроме того, обычно имеет место обслуживание с периодичностью в 24 ч (например, проверка, качества регистрации), 1 нед. (проверка напряжения источников питания, проверка выполнения тестов), 1 мес. (ревизия вентиляторов), 3 мес. (проверка заземлений), 6 мес. (чистка разъемов и др.).
Также работы по техническому обслуживанию можно разделить на две группы в зависимости от того, проводятся ли они при выключенных (обесточенных) или включенных устройствах. К числу работ, проводимых на выключенных устройствах, относятся:
· отключение и частичная разборка аппаратуры;
· осмотр состояния монтажа, электрических контактов, паек и устранение нарушений;
· осмотр состояний креплений, уплотнений, резьбовых, фланцевых и других соединений и устранение нарушений;
· удаление пыли, ржавчины, влаги;
· восстановление нарушенных предохранительных покрытий; замена или добавление смазки;
· чистка фильтров, замена или восстановление влагопоглотителей.
К работам, проводимым на включенных устройствах во время технического обслуживания, относятся:
· измерение основных параметров устройства, сравнение полученных значений параметров с их паспортными данными;
· установка номинальных значений параметров путем регулировки или настройки;
· проверка средств измерений; осмотр линий связи и измерение (контроль) их параметров;
· проведение тестового контроля;
· поиск и замена неисправных элементов устройства, повлиявших на уход параметров за пределы нормы, наладка, настройка и регулирование;
· контроль работы источников питания и установка номинальных значений питающих напряжений;
· контроль работоспособности устройства в целом, по всем функциям и каналам.
Проведение технического обслуживания повышает безотказность системы благодаря выявлению и устранению скрытых отказов элементов и устройств, увеличивает долговечность благодаря поддержанию нормальных условий эксплуатации и проверке соблюдения правил эксплуатации, дает возможность получить достоверную информацию о фактическом уровне работоспособности устройств.