МЕХАНИЧЕСКИЕ ДЕТАЛИ И УЗЛЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Конспект лекций для студентов
Направление подготовки 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
Направленность (профиль) Электрооборудование автомобилей и тракторов Квалификация Бакалавр
канд. техн. наук, доцент
_____________Н.И.Рогачевский
Могилев 2016
Темы лекций
1 Введение в механические детали и узлы электрооборудования автомобилей…3
2 Соединения. Неразъемные соединения. Заклёпочные соединения…………………………………………………..………….10
3 Неразъемные соединения. Соединения с натягом…...………………13
4 Неразъемные соединения. Сварные соединения..……………………15
5 Резьбовые соединения…………………………..……………………...20
6 Расчёт резьбовых соединений. Расчёт группы болтов………………..24
7 Разъемные соединения. Шпоночные и шлицевые
(в том числе зубчатые) соединения………………………………………28
8 Введение в передачи. Проектирование фрикционных передач………33
9 Проектирование ременных передач…………………………………….38
10 Проектирование зубчато-ременных передач……….………………....46
11 Проектирование зубчатых передачи с цилиндрическими колёсами..47
12 Расчет цилиндрических зубчатых передач
по контактным напряжениям и напряжениям изгиба…….……………52
13 Особенности расчета косозубых передач…………………………….55
14 Проектирование зубчатых передач с коническими колесами…….58
15 Проектирование зубчатых передач с зацеплением Новикова…….62
16 Материалы для изготовления зубчатых колес
и их термообработка. Выбор допускаемых напряжений…………...….65
17 Проектирование червячных передач………………………………...68
18 Проектирование планетарные передачи……………………...………74
19 Проектирование волновых зубчатых передач………………………..77
20 Проектирование цепных передач…………………………………….81
21 Проектирование передач “винт – гайка”.
Проектирование рычажных передач……………………………………..86
22 Проектирование валов и осей…………………………………………..89
23 Проектирование подшипников скольжения………………………….92
24 Подбор подшипников качения………………………………………..95
25 Муфты механических приводов. Неуправляемые муфты.
Управляемые и самоуправляемые муфты…………………………………98
26 Упругие элементы, смазка редукторов, конструкция уплотнений…................................................................................................106
27 Корпусные детали механизмов.…...………..…………………...………….122
Введение в механические детали и узлы электрооборудования автомобилей
В конструкциях детали работают в различных условиях, которые в совокупности образуют режимы нагружения – закономерности изменения нагрузки в конкретных условиях внешней среды. При этом, под нагрузкой понимают не только механическое воздействие (сила, момент), но и любое другое действие, например тепловое, вызывающее деформацию деталей.
По характеру нагружения внешние силы разделяют на поверхностные, и объемные, сосредоточенные и распределенные.
По характеру изменения нагрузки во времени их подразделяют на статические и циклические.
Статические нагрузки – не изменяющиеся или медленно изменяющиеся во времени.
Циклические нагрузки – нагрузка изменяющаяся во времени.
Циклические нагрузки характеризуются параметрами цикла:
- амплитудой напряжений σа;
- средним напряжением σm,;
- коэффициентом ассиметрии цикла r;
Циклическая нагрузка и соответственно напряжения представляются некоторой беспорядочной кривой, в которой, однако, можно установить определенную закономерность
Схематизированная картина напряжений представляется следующими синусоидальными циклами:
- асимметричный цикл
Среднее напряжение цикла – ;
Амплитудное напряжение цикла – ;
Коэффициент асимметрии цикла – .
- пульсирующий цикл:
Среднее напряжение цикла – ;
Минимальное напряжение – ;
Максимальное напряжение – ;
Коэффициент асимметрии цикла – .
- знакопеременный цикл:
Среднее напряжение цикла – ;
Амплитудное напряжение цикла – ;
Коэффициент асимметрии цикла – .
В зависимости от числа циклов нагружения само нагружение бывает статическим, малоцикловым и многоцикловым.
В соответствии с этим модели разрушения бывают:
- статическая модель разрушения – при действии кратковременных больших сил;
- малоцикловая – 102-105 циклов;
- усталостная - при числе циклов нагружения более 105.