Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

Философствование как личностное самовыражение и личностный поиск смысла бытия превращается в философию как рефлексию над основаниями культуры. Именно это определение понятия философии является в настоящее время доминирующим в современной философской литературе.

В определении философии как рефлексии над универсалиями культуры, через которую сама культура как бы ищет новые пути своего развития, сни­мается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многооб­разием обликов философии в ее историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей мыслители прошлого, связано с тем, что философия каждый раз выдвигала те задачи, которые стояли перед культурой на определенном этапе ее развития. Решая эти задачи, философия приобретала такие черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. Поэтому понятие философии отождествлялось с понятием знания и науки в досократической философии и с понятием метафизики в философии Аристотеля; с понятием искусства жизни в эллинистический пе­риод развития античной философии и с богопознанием в неоплатонической и средневековой философии; с методологией научного познания в Новое время и с проблемами кризиса техногенного общества в современный период.

Кроме того, данное определение понятия философии связывает ее соци­альную значимость с представлением о философии как сущностной характе­ристики бытия человека.

Таким образом, философия как рефлексия над универсалиями культуры является не только посредником в диалоге культурных традиций ведущих регионов современного мира, но и катализатором синтеза - до сих пор авто­номно развивающихся форм культуротворчества науки, морали, искусства и религии. Впрочем, в отличие от предшествующих эпох развития философской мысли современная философия не должна навязывать остальным формам ду­ховной жизни общества некие вечные истины. Ее главная задача, по меткому выражению Ю. Хабермаса, быть местоблюстителем Истины, рационального мышления как таковых, а истины науки, морали и искусства - дело самих этих сфер духовной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: