Структура социальной философии. Социальная философия и идеология

Общественный смысл и функции социальной философии

Предмет социальной философии

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ, ФУНКЦИИ И МЕСТО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ПЛАН:

1. Предмет социальной философии. Прежде чем приступить к освоению курса социальной философии, задумаемся над вопросом, который нередко задают представители естественных наук специалистам в области гуманитарного знания. Почему учёный-естествоиспытатель, например, астроном может спрогнозировать затмения солнца или луны, или другие космические события с большой точностью на многие десятилетия вперёд, а учёный-обществовед лишь с определённой долей вероятности может прогнозировать события в общественной жизни только на ближайшее будущее? Вспомним, что даже результаты опросов перед выборами обычно приводятся с оговоркой «если бы выборы проводились в ближайшее воскресенье», хотя методика таких опросов хорошо разработана и не является чем-либо особо сложным. Связано ли это с различными познавательными возможностями естественных и общественных наук (а естественные науки «старше» общественных на несколько тысячелетий)? Смогут ли общественные науки в процессе своего развития обеспечить такую же точность исследований, как и естественные науки, стать «точными науками»?

Или всё же дело в другом, возможно, естественные и общественные науки изучают слишком разные объекты: одни – природу, а другие – общество, и именно вследствие этого естественные и общественные науки будут существенно различными, у них будут разные подходы, различные инструментарии, а значит различные цели, задачи, результаты и возможности их использования? Должны ли мы общество изучать, анализировать, раскладывать общественные процессы на составляющие элементы, как это делается при изучении природных явлений, или мы должны общество понимать, стремиться постичь сущность общественных процессов, ощутить себя их частью, «пропустить» через своё «Я», прочувствовать общественную жизнь? В каком случае мы получим более глубокое и полное знание об обществе? Да и существует ли общество как таковое, или реально существуют отдельные люди, которые строят планы, добиваются их осуществления, терпят неудачу, и из всего этого складывается то, что мы условно называем обществом?

Найти ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с изучением и пониманием общества, призвана социальная философия. Социальная философия является важнейшим разделом философского знания, предметом которого является общество, его качественная специфика, взаимодействие человека и общества. Если под предметом философии как таковой можно понимать систему отношений «человек и мир», соответственно предметом социальной философии будет система отношений «человек и социальный мир».

Большинство основных социально-философских проблем непосредственно перекликаются с проблемами общей философии, являются их конкретизацией и уточнением применительно к жизни общества и социальной деятельности человека. Что такое общество, что такое социальная реальность, можно ли рассматривать общество как качественно особую форму бытия или было бы правильным трактовать общество как вариант другого вида реальности – материальной, духовной, их сочетания? Как связан человек с обществом, является ли общество продолжением законов его индивидуальной жизнедеятельности или, наоборот, индивидуальная жизнь человека зависит от общества? Что может человек изменить в обществе? Волен ли он осуществлять преобразования в соответствии со своими целями, представлениями, идеалами, или же его удел – плыть по волнам жизни, выбирая попутный ветер? Действуют ли в обществе объективные, независящие от воли и сознания людей, законы и закономерности, или человеческое общество не имеет таких законов, незаконосообразно? Способен ли человек получать знания об обществе, которые он сможет использовать в целях его изменения? В этих социально-философских проблемах отчётливо прослеживаются такие фундаментальные философские проблемы, как проблема первичности материи или сознания, проблема закономерности или незакономерности развития мира, взаимообусловленности изменений, проблема познаваемости мира, то есть те проблемы, которые составляют каркас классического философского знания.

И всё же в социально-философской проблематике эти вопросы имеют свою специфику. В конечном итоге все они концентрируются вокруг одной проблемы – проблемы «первичности» человека или общества. Естественно, в данном случае речь идёт не об исторической, не о хронологической первичности: обсуждать, что появилось раньше – человек или общество – так же бессмысленно, как и обсуждать, что появилось раньше – курица или яйцо. Речь идёт о функциональной первичности человека или общества: является ли человек функцией общества или общество – функцией человека? Каков основной вектор этой связи? Устроено ли общество таким образом, каков человек, или, наоборот, человек такой, каково общество? Такой сугубо философский вопрос имеет предельный характер: трудно найти какие-либо объективные основания для ответа на него, в то же время от этого ответа будут зависеть ответы на многие другие вопросы, связанные с осмыслением человека и общества. Этот вопрос и тот или иной ответ на него осознанно или неосознанно лежат в основе социологических, политологических, исторических, психологических исследований, они определяют социально-политические воззрения и идеалы отдельных людей и целых поколений, политическую, правовую идеологию и другие духовные явления. Ответ на этот фундаментальный вопрос лежит в основе двух основных конкурирующих типов социально-политического мировоззрения в современной культуре – либерализма и коммунитаризма, или коллективизма.

Либерализм исходит из того, что человек – это самодостаточный феномен, он способен к самоопределению, к рациональному, разумному действию и свободному выбору. Результатом этого самоопределения являются различные общественные договоры, вследствие которых возникают общественные институты, в том числе такой важнейший, как государство. Согласно либерализму, государство и другие общественные институты призваны обеспечивать индивидуальные интересы граждан и минимально вмешиваться в их жизнь. Эта точка зрения имеет глубокие культурные корни, но получила своё ясное выражение в социально-философских учениях эпохи Возрождения и Нового времени (Дж. Локк, Д. Юм, Дж. Бентам, Дж. Милль и др.).

Коммунитаризм или коллективизм, наоборот, исходит из того, что человек – существо социальное, живёт в коллективе, для людей характерны не только индивидуальные, но и коллективные, а также общественные интересы. При этом надындивидуальные интересы имеют приоритет по отношению к индивидуальным, человек должен уметь жертвовать индивидуальными интересами во имя коллективных и общественных. Выразителем общественных интересов является государство, которое поэтому имеет широкие права вмешательства в различные сферы общественной жизни и деятельности человека. Одной из наиболее радикальных версий коммунитаризма является теория и идеология коммунизма, восходящая к утопическим идеалам социального равенства, выработанным радикальным крылом европейского Просвещения в XVIII в., получившая детальную разработку в учении, созданном в середине XIX в. К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), и известным под названием «научный коммунизм». Имеются и многочисленные менее радикальные версии коммунитаризма.

Несмотря на то, что попытка практического воплощения идеалов коммунизма в ХХ в. закончилась неудачей, это не означает, что дискуссия между этими двумя социально-политическими картинами завершилась, как это предположил на рубеже 1980-х и 1990-х гг. известный американский философ Ф. Фукуяма, написавший нашумевшую статью «Конец истории?» Под «концом истории» он понимал завершение исторического спора между либерализмом и коммунитаризмом, закончившегося, как он предполагал, исторической победой либерализма. Прошедшие полтора десятилетия показали, что такой вывод был неверным, на смену коммунизму пришли другие формы коммунитаризма, такие как национализм, религиозный фундаментализм и радикализм; преждевременность своих выводов признал позднее сам Ф. Фукуяма.

Интеллектуальная конкуренция между этими двумя ведущими направлениями социально-политической мысли вряд ли вообще завершится когда либо, ибо в их основе лежит предельный социально-философский вопрос о соотношении человека и общества – вопрос, который в принципе не имеет окончательного разрешения, как не имеют окончательного разрешения другие предельные философские вопросы – о соотношении материи и сознания, познаваемости мира и др. Однако невозможность найти окончательные, проверяемые, или как обычно говорят философы, верифицируемые ответы на эти вопросы не означает, что их обсуждение не имеет смысла. Наоборот, каждое поколение людей как бы заново открывает для себя эти вопросы, искать ответы на них – большой интеллектуальный труд, активизирующий культуротворческую деятельность в различных направлениях.

2. Общественный смысл и функции социальной философии. Смысл социальной философии, как и философии вообще, не столько предлагать ответы, сколько ставить вопросы и, тем самым, стимулировать творческую деятельность человека в масштабах всего общества. Эти вопросы часто бывают неудобными для тех, кто претендует на выражение истины «в последней инстанции», поэтому творческий и жизненный путь мыслителей, посвятивших себя изучению социально-философской проблематики, далеко не безоблачный. Многие из них, начиная с Сократа и Платона, имели серьёзные проблемы в отношениях с властью, прежде всего за свои идеи относительно общественного устройства.

В современной культуре, когда общество выступает объектом различных наук (социологии, политологии, социальной психологии и др.), многие конкретные вопросы отнесены к сфере деятельности этих наук. Социальная философия не призвана давать власти или политикам рецепты решения насущных общественных проблем, но она должна предложить человеку и обществу видение перспектив развития цивилизации, выявить тот фундамент, на котором может быть построено рационально и справедливо устроенное общество. Подобно тому, как философия создаёт общую картину мира, социальная философия вырабатывает социальную картину мира и картину жизни человека. В этом заключается мировоззренческая функция социальной философии.

Вторая основная функция социальной философии – методологическая. Эта функция философского знания также известна из курса общей философии. Социальная философия, формируя социальную картину мира, предлагает тем самым определённые пути познания социальной действительности. Большинство научных концепций, выработанных в общественных и гуманитарных науках, ориентируются на определённые взгляды, которые предлагают социальные философы.

Среди вопросов, наиболее важных для социальных и гуманитарных наук и на которые стремится дать ответ социальная философия, необходимо выделить вопрос о законосообразности или незаконосообразности общественной жизни. Действительно, в зависимости от того, какой ответ будет предложен на этот вопрос, зависит вся конструкция научного знания, создаваемого социально-гуманитарными науками. Необходимо ли социальному философу, социологу, политологу или психологу, представителю другой отрасли обществознания выявлять законы развития всего общества или его отдельных сфер, или это бессмысленное занятие, поскольку таких законов нет и быть не может? Вся методика и техника исследования, организация знания будут различными при различных ответах на этот фундаментальный вопрос. Вопрос этот, как отмечалось выше, имеет предельный характер, он не может быть решён в рамках ни одной конкретной обществоведческой науки.

Социальная философия обладает ещё одной важнейшей функцией – социально-критической. Задача социальной философии – выявлять проблемы, причём тогда, когда они ещё неочевидны для большинства людей и для политиков, определять пути исследования и решения этих проблем. При этом речь идёт не о частных, конъюнктурных проблемах, а о фундаментальных проблемах развития человека и общества. Соответственно и решения, предлагаемые социальной философией, должны быть фундаментальными. Социальная философия не разрабатывает социальные технологии, но предлагает смыслы человеческой деятельности. Социальная философия – это выход за пределы мира повседневности, это проектирование будущего, создание и обсуждение его сценариев. Эту функцию можно обозначить как социально-проективную.

При этом социальная философия не является знанием, оторванным от практической жизнедеятельности человека. Наоборот, социальная философия имеет большой практический смысл. Создавая образы будущего, социальная философия формирует определённые социальные ориентиры и устремления людей, побуждая их действовать в определённом направлении. В её рамках возникают и развиваются идеи, которые, увлекая массы, способны изменить мир. Многие идеи, которые сегодня лежат в основе экономических, социально-политических, правовых доктрин и воспринимаются нашими современниками как нечто само собой разумеющееся, зародились в истории философии именно как социально-философские концепции, нередко воспринимавшиеся современниками как утопические и даже абсурдные. Например, идеи естественного права, народного суверенитета, правового государства, неотчуждаемых прав человека, разделения властей и многие другие возникли в головах выдающихся мыслителей прошлого в результате интеллектуального поиска более совершенных форм жизненного устройства. Эти идеи становились достоянием всё большего количества людей, в том числе и тех, кто был способен активно действовать для их реализации. В этом заключается практико-преобразующая функция социальной философии.

Разумеется, интерес к социально-философской проблематике различен на различных этапах развития общества и культуры, хотя ни в одну эпоху с тех пор, как возникла сама философия, эти вопросы не находились «на обочине» философского поиска человечества. Особенный интерес к этим проблемам возникает в переломные эпохи, когда появляется потребность в определении и проектировании дальнейших путей развития человечества, когда необходимы новые ориентиры и смыслы общественного развития.

Именно такой период переживает современное человечество. Идеи общественного и технического прогресса, доминировавшие в культуре, по крайней мере европейской, в течение последних двух-трёх столетий всё чаще подвергаются пересмотру: действительно, рост производства и научно-технический прогресс привели к такому разрастанию экологических проблем, что они угрожают самому существованию человечества; на фоне освобождения человека от различных форм социальной зависимости в ХХ в. произошли две кровопролитные мировые войны; во второй половине этого столетия человечество неоднократно находилось на грани ядерной войны, которая могла бы уничтожить всё живое на Земле. В последние годы всё более острой становится энергетическая проблема, которая может наложить существенные ограничения на рост производства. И перечень таких проблем и противоречий, порождённых современной цивилизацией, можно продолжать.

Поэтому нередко философы и представители различных наук говорят об исчерпанности потенциала развития современной цивилизации, в основе которой лежит всё увеличивающееся производство материальных благ. Каким может и должно быть общество будущего? Какие ценности должны лежать в его основе? Способны ли мы ещё предотвратить глобальную экологическую катастрофу, порождённую нашей собственной деятельностью?

Некоторые философы говорят в этой связи, что для человечества наступает эпоха второго осевого времени. Первое осевое время, согласно взглядом К. Ясперса (1883-1969), приходится на период 800-х – 200-х гг. до н.э., когда в различных регионах мира – Китае, Индии, Иране, Палестине, Греции – зародились духовные движения, наука, философия, определившие, несмотря на региональную специфику, общие контуры современной духовности и тот тип человека и культуры, который существует до сих пор. Таким же образом, согласно этим взглядам, и сейчас, в переломный период человеческой истории, должны проявиться принципы будущего развития человечества, которые определят контуры исторического процесса на предстоящие столетия и даже тысячелетия. Основу этого поиска составляет социально-философский дискурс, в ходе которого и должны быть выработаны эти смыслы.

Современное состояние человеческой цивилизации определяет место и роль социальной философии в структуре философского знания. Социальная философия – это один из наиболее значительных и динамичных разделов современной философии, на этом предметном поле работает значительная часть философов во всём мире. Кроме философов, социально-философская проблематика активно разрабатывается представителями других социально-гуманитарных наук, во многих странах научная традиция не делает чёткого различия между социальными философами и представителями этих наук. Таким образом, социальная философия в современной культуре – системообразующая основа социально-гуманитарного знания.

3. Структура социальной философии. Социальная философия и идеология. Социальная философия представляет собой обширный тематический блок философского знания, в котором можно выделить крупные разделы, в рамках которых формируются научные школы, направления и традиции.

Учебный курс социальной философии включает обширный раздел философской антропологии, то есть философского учения о человеке. Философская антропология к концу ХХ в. фактически сложилась в самостоятельную отрасль философского знания, столь же важную для понимания современного состояния человечества и перспектив его развития, как и социальная философия. В рамках учебного процесса философская антропология представляет собой один из крупнейших разделов курса «Социальная философия», для некоторых специальностей, ориентированных на изучение человека и его деятельности, преподаются специальные курсы философской антропологии.

Второй важнейший раздел социальной философии – социальная онтология и философия социального познания. В рамках этого раздела необходимо поставить и предложить варианты ответов на вопросы о том, что такое общество, как оно устроено и как его изучать. Именно этот раздел имеет большое методологическое значение для всего комплекса социально-гуманитарного знания.

Третий раздел – философия истории, цель которого – выработать целостные представления об истории человеческого общества, о механизмах, движущих силах исторического процесса, целях, смысле и «конце» истории.

Ещё один важный и востребованный социальной практикой раздел – философия политики и права. Философия политики, пожалуй, самый «прикладной» раздел социальной философии, не случайно почти в любом учебнике по философии или социальной философии в мире этой проблематике уделяется особое место. Политическая философия непосредственно смыкается с политологией, которая занимает всё более значимое место в системе социально-политических наук. Неудовлетворённость современного интеллектуального сообщества тем, как на практике реализуется концепция правового государства, всё более частое обращение к неправовым методам решения социально-политических проблем государствами, претендующими на статус правовых, широкое использование права в антиправовых целях стимулирует пристальное внимание современных мыслителей к феномену права, механизмам его функционирования, соотношению права и других форм регуляции общественной жизни в современном обществе.

Тенденции развития современной цивилизации, проблемы глобализации, регионализации, обеспокоенность будущим человечества делают актуальным изучение проблем относящихся к философии глобализма и футурологии. Эти два самостоятельных проблемных блока социальной философии всё более сближаются, ибо становится очевидным, что говорить о будущем человечества можно лишь в глобальном контексте, это будет общее будущее, что, в свою очередь, порождает вопросы о соотношении этнических, религиозных, региональных форм человеческого бытия, их перспективах.

Таковы основные проблемные блоки социальной философии, которые в той или иной степени представлены в предлагаемом учебном курсе. Их изучение позволит раскрыть палитру социально-философского знания как основы современного социогуманитарного познания и составить представление о том, над чем размышляют и работают социальные философы с античности и до наших дней.

Приступая к изучению социальной философии, необходимо учесть ещё один важный аспект. Социальная философия, как и философия вообще – знание неточное, социальная философия иногда предлагает обществу несбыточные идеалы, выражает свои взгляды не только в виде строгих теоретических трактатов, но и в художественной, и особенно часто, в публицистической формах. Социальная философия диалогична, она существует и развивается в виде сопоставления различных точек зрения.

Вместе с тем, не всякие размышления и рассуждения об обществе можно назвать социальной философией. Социальная философия – это теоретическое знание, социально-философские построения должны быть доказательными, логичными, основа социально-философского знания – категории (базовые понятия), которые составляют каркас социальной философии как теоретической системы. Как и большинство философских категорий, категории социальной философии не имеют однозначного определения, это следует иметь в виду при изучении курса. Определение таких фундаментальных социально-философских категорий, как общество, человек, личность, история, народ будут различными в разных социально-философских системах. Социальная картина мира, которую выстраивает социальная философия, зависит от того, какой точки зрения смотреть на мир.

Эта особенность социальной философии сближает её с другой формой духовного производства – идеологией. Современное общество невозможно представить без идеологии, идеологией пронизан политический процесс, ею наполнены средства массовой коммуникации, она проникает во все ткани общественного организма. Как и социальная философия, идеология создаёт определённую социальную картину миру, и эта картина также не может быть объективной. Идеологии разных эпох, партий и направлений пополняют свой теоретический арсенал из социальной философии, нередко сами социальные философы выступают в роли идеологов. При этом социально-философские взгляды значительно упрощаются, нередко искажаются, но, с другой стороны, они становятся доступными значительно большему количеству людей и обретают действенность. Зачастую именно через идеологию социально-философские концепции имеют шанс воплотиться в жизнь.

Однако между социальной философией и идеологией имеются существенные различия. Смысл идеологии – предложить обществу определённые варианты действий, прежде всего связанные с обретением, удержанием и расширением власти. Идеология имеет мобилизующий характер, она предлагает теоретическое обоснование заранее известным решениям, создавая, тем самым, иллюзию научного поиска ответов на злободневные социально-политические вопросы. Смысл социальной философии – поиск истины, это интеллектуальное занятие, которое не имеет сиюминутного выхода в политическую практику. Социальная философия – это социальная рефлексия, размышление общества о самом себе. Социальная философия развивается там и тогда, когда имеются реальные социальные проблемы, которые не могут быть решены средствами специальных социально-политических наук, это академическая деятельность, хотя и имеющая широкий выход в практику.

Тем не менее, ещё в XIX в. Ф. Ницше (1844-1900) говорил, что в ХХ веке борьба за господство будет осуществляться от имени тех или иных философских принципов, и этот прогноз можно считать сбывшимся. Произошло сращение социально-философских концепций и идеологических доктрин, что сделало идеологические доктрины более действенными, а социально-философские концепции – менее привлекательными для образованной публики. Однако в профессиональной деятельности социальные философы сохраняют идеалы объективности и непредвзятости социального познания, поиска истины, стремятся найти пути взаимодействия с властью не путём «идеологического обслуживания» власти, а через выявление социальных проблем и определение перспективных путей их исследования и решения.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается предмет социальной философии? В чем его отличие от предметов других философских дисциплин?

2. Охарактеризуйте взаимосвязь социальной философии и идеологии.

3. В чем, по Вашему мнению, состоит смысл изучения философии на современном этапе развития человеческой цивилизации?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: