Как понималась философия в эпоху Нового времени (XVII-XVIII вв.)?

В освобождении от этого абсолютного господства религиозного сознания содержатся корни современной мысли, заходящие далеко вглубь так называемых средних веков. Стремление к знанию делается снова свободным, оно познает и утверждает свою самостоятельную ценность. В то время как социальные науки идут своим собственным путем, с отчасти совершенно новыми задачами и приемами! философия находит вновь в идеалах Греции чистое знание ради него самого. Она отказывается от своего этического и религиозного назначения и снова становится общей наукой о мире, познание которого она хочет добыть, не опираясь ни на что постороннее, из себя самой и для себя самой. Философия» становится метафизикой в собственном смысле слова, все равно, воспроизводит ли она системы великих греков, или путем фантастических комбинаций смело продумывает до конца новые воззрения, добытые открытиями времени, идет ли она в строгую школу древней и почтенной, но все еще молодой науки математики, или хочет осторожно созидать себя на данных нового естествознания. Так или иначе, она хочет, независимо от разногласия религиозных мнений, дать самостоятельное, основанное на «естественном» разуме, познание мира и, таким образом, противопоставляет себя вере, как «светское знание». Философия становиться общей наукой о мире.

Что понимали под философией мыслители XIX в.?

Однако где нужда сильнее всего, там ближе всего и помощь. Если удалось показать, что философия, стремившаяся быть метафи­зикой, невозможна, то именно из этих исследований возникла новая отрасль знания, нуждающаяся в имени. Пусть все остальные предметы без остатка разделены между специальными науками, пусть окончатель­но погибла надежда на науку миропознания - но сами эти науки суть факт и, быть может, один из важнейших фактов жизни, и они хотят в свою очередь стать объектом особой науки, которая бы относилась к ним так, как они сами - к остальным вещам. Наряду с другими науками выступает, в качестве особой, строго определенной дисциплины, теория науки....Философия не есть более учение о вселенной или о человеческой жизни — она есть учение о знании, она — не «метафизика вещей», а «метафизика знания».

Социокультурный статус и функции философии. Философия и мировоззрение

(Вопрос № 1 канд. экз.)

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007.– С. 16–35.

Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

С точки зрения И. Канта, и с точки зрения М. Хайдеггера и многих других мыслителей прошлого и настоящего философия понимается и определяется человеком через его собственное философствование, т.е. через размышление о смысле его собственной жизни. В отличие от животного, человек, осознавая свое собственное существование, также осознает и то, что это существование может в любой момент прекратиться. Все это вызывает у него потребность задавать себе и другим вопрос о смысле этого существования. Постановка данного вопроса и попытки ответить на него влекут за собой и другие вопросы, которые И. Кант относил к вечным вопросам философии. Следовательно, поскольку человек является именно человеком, а не животным он наряду с этим философствует. Таким образом, философия является ничем иным, как сущностной характеристикой бытия человека. Быть человеком и быть философом - понятия, по существу, тождественные. Однако, как только человек, находясь в личной пограничной ситуации, ставит перед собой вопрос о смысле своего бытия, а, следовательно, и бытия вообще, он тотчас, не прикладывая особых усилий собственного мышле­ния, находит на них тот или иной готовый ответ, а в нашу эпоху - целый ряд возможных ответов. Эти ответы содержатся в культуре той эпохи и той страны, в которой живет человек, задающий вопросы. Поэтому чаще всего философствование большинства людей сводится к тому, чтобы из ряда ответов на фундаментальные вопросы бытия выбрать те из них, которые наиболее успешно ориентируют отдельного человека в определенной системе культуры и тех социальных отношений, в которых он исторически существует. И хотя философия как вопрошание о смысле бытия является сущностной характе­ристикой бытия человека в мире, актуализируется эта способность человека не всегда. На это как раз обращает внимание М. Хайдеггер, заявляя, что «...мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: что значит мыслить?».

Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы (услужливо предоставленные ему средствами массовой информации) на фундаментальные вопросы его существования. Актуализация способности каждого человека к философствованию чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием кризиса определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные философские вопросы уже не могут удовлетворительно ориентировать человека в изменившемся мире. Тем не менее, от волевых усилий отдельной личности, направленных на актуализацию философского мышления как сущностной характеристики своего бытия, зависит глубина видения данным человеком кризиса современной культуры и общества, полнота объяснения истоков этого кризиса своим современникам и адекват­ность предложений по его преодолению для дальнейшего развития культуры и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: