Почему социальные и научные революции являются сущностной характеристикой техногенного общества? Как они взаимосвязаны друг с другом?

Как известно, интерес к философии как рефлексии над универсалиями культуры повышается в периоды социальных и идейно-культурных кризисов того или иного общества. Поэтому в Новой европейской истории именно в периоды, предшествующие великим социальным и научным революциям и последующие за этими революциями эпохи реставрации, наблюдаются резкие подъемы в развитии философского мышления.

На наш взгляд, феномен как научной, так и социальной революции яв­ляется сущностной характеристикой техногенного общества.

Процесс экономического, а следователь­но, и социального развития ускоряется невиданными темпами. Именно в период XVI-Х1Х вв. и появляется феномен научной и социальной револю­ции, когда социальные структуры и формы духовной жизни традиционно-аграрного общества не способны быстро перестраиваться в соответствии с этими темпами. Они подвергаются беспощадной ломке и заменяются более гибкими социальными структурами, способными к быстрой перестройке, развитию и новым научным идеям.

Каждый новый этап превращения космических сил природы в энергию Развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной рево­люцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другой - с великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества. Именно поэтому глобальные научные великие социальные революции так синхронны по времени своего про­щания (европейская Реформация и коперниканская научная революция XVI-XVII вв., Великая французская революция и вторая глобальная научная революция конца XVIII — первой половины XIX в., третья глобальная научная революция конца XIX — первой половины XX в. и революционный подъем в странах Восточной Европы и Азии). Если научные революции в конечном счете подготавливают технологию освоения фундаментальной космической силы природы, то социальные революции изменяют социальные структуры общества таким образом, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

Какую роль в идейной подготовке революций и в осмыслении их итогов и последствий играет философия?

В свою очередь, социальные и научные революции идейно подготавли­ваются новыми философскими идеями, в которых синтезируются из всей совокупности гуманитарного и естественнонаучного знания смыслы уни­версалий культуры данной исторической эпохи, и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культуры. В сущности, всю европейскую философию Нового и Новейшего времени можно представить как идейную подготовку великих научных и социальных революций и как процесс переосмысления их последствий и результатов.

Сам процесс все ускоряющегося развития, постоянные изменения со­циальной структуры и политической организации общества заставляют социальных теоретиков не полагаться на традиционные устои существующих социальных отношений и на мудрость предков, а создавать проекты соци­альных изменений, т.е. проекты модернизации экономических, социальных и политических отношений.

Что такое «великий проект модерна»?

Процесс ускоряющегося развития заставляет создавать проекты модернизации экономических, социальных и политических отношений. Великие проекты модерна: Реформация, Просвещение, Марксизм – обоснования перехода от традиционно-аграрного к техногенному обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: