Будучи оттесненным на периферию общественного сознания, мифологическое мышление отнюдь не исчезло. Более того, в определенные исторические периоды, а именно на изломе эпох развития общества, мифологическое мышление, - казалось бы, раз и навсегда преодоленный тип духовной жизни общества, - неожиданно вновь расцветает и даже порой завоевывает лидирующее положение в массовом сознании. Это происходит в те периоды истории общества и его духовной культуры, когда старый тип рациональности уже не способен объяснить невиданные изменения социальных отношений, а новый тип находится на стадии своего становления. Именно в эти эпохи мифологическое мышление заполняет образовавшиеся в массовом сознании пустоты. Попытки осмыслить новые явления в социальной и духовной жизни общества, которые не поддаются рациональному объяснению с помощью устаревших норм рационального познания, приводят к тому, что массовое сознание возвращается к архаическим способам осмысления действительности - к мифологическому мышлению. Этому содействует синкретический характер мифологического мышления.
|
|
Часто мифологическое мышление под видом религиозного возрождения прорывается и в Новой истории Европы. Современная эпоха кризиса техногенной цивилизации не является исключением из этой исторической закономерности. Острый интерес к астрологии, магии, эзотерическим учениям, который свойствен массовому сознанию в современную эпоху, с одной стороны, свидетельствует о кризисе технократического разума, а с другой - о поиске новых типов рациональности, способных наметить пути выхода из кризиса техногенной цивилизации. Поэтому мифологическое мышление отнюдь нельзя просто отбрасывать как пустоцвет на ниве познания. Очень часто в мифических образах, метафорах, видениях пробивает себе дорогу новый тип рационального мышления, способный не только с большей полнотой объяснить настоящее, но и стать методологической основой преобразования настоящего в будущее. В то же время излишний энтузиазм по отношению к мифологическому мышлению современной эпохи, отсутствие осмотрительно критического подхода к мифу может завести мышление современного человека в тупик, ограничить его творческий потенциал, развить в нем пассивное отношение к действительности, уповающее исключительно на помощь неких высших сверхъестественных сил.
Кроме того, мифологический стиль мышления очень часто используется идеологами господствующих социальных групп современного общества с целью насаждения в массовом сознании разного рода социальных и политических мифов, отвлекающих народные массы от реальных проблем современной социальной жизни. Неоднозначность роли мифа в жизни современного глобализирующегося техногенного общества порождает иногда прямо противоположные оценки этого мышления в современной социальной философии.
|
|
К. Кастанеда, критикуя современную техногенную цивилизацию, видит в оживлении поэтического мифа прошлого один из путей выхода, по крайней мере для отдельной личности, из рамок бескрылого сциентизма, технократизма и прагматизма общественного сознания современного Запада. В свою очередь, Р. Барт указывает на то, что само это сознание, несмотря, а возможно и благодаря своему сциентизму и прагматизму, порождает специфическую социальную и политическую мифологию, которая используется в своих интересах представителями господствующих социальных сил Запада.