Если цивилизации Индии и Китая, несмотря на иноземные вторжения и завоевания, в целом на долгие тысячелетия сумели сохранить свою культурную и этническую идентичность, заложенную еще в эпоху осевого времени, то европейская цивилизация и культура, основы которой были заложены еще древними греками, пережила периоды глубочайших, иногда катастрофических, преобразований. Достаточно сказать, что ни один из европейских народов, в отличие от современных народов Китая и Индии, не является прямым потомком этносов Древней Греции и Древнего Рима.
Завоевания Александра, а затем формирование Римской империи, включившей в себя регионы европейской античной цивилизации и древнейшие Цивилизации Ближнего Востока, привели к культурному синтезу, плодом которого стало христианство. Великое переселение народов в V—X вв. почти полностью разрушило культуру Античности, но дало импульс для культурного подъема новоевропейских народов в ХГУ-ХУ вв. Поэтому если в сфере социально-экономической жизни Китай и Индия оставались в рамках традиционно-аграрного общества вплоть до XIX в., — когда они стали объектом колониальнолй экспансии со стороны Европы, - а в сфере социально-филосовскоймыслив рамках космоцентрической парадигмы социального знания именно в Европе были заложены основы техногенной цивилизации, базирующиеся на фундаментальных преобразованиях в области философского знания. Они вылились в формирование новых парадигм социального знания (теоцентрической, естественно-правовой и культуро-исторической), отражавших поступательные эпохи развития европейской цивилизации. В XIX в., когда Европа достигла пика своего могущества, считалось как нечто само собой разумеющееся, что западная (европейская) культура и философия являются вершиной развития всей мировой культуры и философии. Поэтому даже Гегель считал, что, в отличие от Европы, ни Китай, ни Индия не сумели создать философию как оригинальную форму духовной культуры общества.
|
|