Следует отметить, что под влиянием Реформации и ожесточенной социально-политической борьбы, ею вызванной, раскалывается и сам возрожденческий гуманизм. Часть деятелей Возрождения переходит в лагерь реформаторов, часть выступает против них и фактически к середине XVI в. становится пособником иезуитов.
Итак, Реформация как первый проект модернизации европейского общества была идейно подготовлена философской мыслью позднего Средневековья и раннего Возрождения. Однако всё это нисколько не умаляет заслуг деятелей европейской Реформации и, прежде всего, М. Лютера. Обобщив разрозненные идеи своих предшественников и придав им доступную форму Для понимания неискушенным в схоластических спорах о теоцентрической модели мира и социального знания широким массам Германии и других регионов Европы, в которых началось реформационное движение, М. Лютер по праву стал его идейным вождем.
На какие течения разделяется реформационное движение после 1525 года?
Однако после 1525 г. Лютер существенно ограничил радикальный характер своей ранней теологии. Продолжая отрицать сакральный характер католической церкви, ее небесно-земную природу, Лютер рассматривает социальное и правовое неравенство между сословиями средневекового общества как следствие естественного порядка, созданного Богом мира. Поэтому любая попытка нарушить этот порядок и изменить его начинает квалифицироваться Лютером как проявление человеческой гордыни и греховности, желающей изменить то, что создано самим Богом. Таким образом, отрицая сакральный характер притязаний католической иерархии на руководящую роль в средневековом обществе, умеренное направление реформационного движения, по сути дела, сохраняет сакральность социального и правового неравенства сословий.
|
|
Более последовательная критика сословной иерархии Средневековья проводилась радикальным направлением Реформации — кальвинизмом. Жестко прочерчивая идею о всемогуществе и несоизмеримости Бога с созданным им миром, Жан Кальвин выдвигает, а его последователи доводят до крайней степени идею о предопределенности спасения или гибели человеческой души. В результате реально господствующей иерархии сословного средневекового общества кальвинисты противопоставляли иерархию спасенных и проклятых. Однако, поскольку знак о спасении той или иной души связан с тем, насколько данный человек отказывается от эгоистических притязаний и делает свою мирскую жизнь и собственную личность орудием божественной воли, то реально существующее правовое неравенство между людьми не имело никакого отношения к предопределенности спасения.
Таким образом, кальвинизм отрицал существующую политико-правовую иерархию средневекового общества. В то же время, связывая знак о спасении с идеей мирской аскезы, кальвинизм отнюдь не отрицает социальное неравенство, поскольку, признавая неравенство способностей людей, он тем самым признает неравенство социального и имущественного положения этих людей в реальной социальной жизни.(пуританство, лютеранство, кальвинисты, цвинголиане, анабаптисты, либертины)