Тридцатилетняя война и Английская революция знаменовали собой, с одной стороны, высшее проявление реформационного движения, с другой — окончание и завершение первого проекта модерна европейского общества. Во-первых, в ходе Тридцатилетней войны, которая началась как защита завоеваний всего процесса реформации от имперских притязаний Габсбургов и католической Контрреформации папского престола, выявилось, что религиозно-идеологические противоречия между протестантскими и католическими странами уступают место противоречиям, связанным с национальными интересами воюющих государств. Часто религиозно-идеологические лозунги с легкостью отбрасывались, когда дело доходило до коренных интересов абсолютистских государей Западной Европы.
Во-вторых, бедствия Тридцатилетней войны вызвали такой подъем народного движения от Италии до Украины, что пошатнулась вся политическая система сословно-абсолютистских государств, доминировавшая в этот период времени в Европе. Высшим проявлением этого всеевропейского революционного движения была Великая английская революция. Высший подъем Английской революции, который пришелся на 1648 год (окончание второй гражданской войны, пик движения левеллеров, суд и смертный приговор Карлу I), заставили католически и протестантски ориентированных абсолютистских государей заключить мир перед лицом невиданной до сих пор угрозы их власти. В то же самое время весь ход Великой английской революции свидетельствовал об исчерпанности концепции богоугодного правления, которая была идеологической основой всех революционных партий.
|
|
Если Реформация в целом, как проект социальных изменений и научная революция от Коперника до Галилея, предопределила возникновение новоевропейской философии, которая в лице ее основателей, — Р. Декарта и Ф. Бэкона, — была занята, прежде всего, поиском новых методов естественнонаучного знания, то Английская революция нацелила крупнейших представителей новоевропейской философии, — Т. Гоббса, Б. Спинозу и Дас. Локка, — на поиск новой методологии социального познания, с помощью которой можно было бы адекватно ответить на вызовы социально-исторического развития Западной Европы второй половины XVII в.
Почему в итоге Реформации Теоцентрическая парадигма социального знания уступила доминирующую роль в социальном знании естественно-правовой парадигме?
Так, в результате Великой английской революции как высшего подъема реформационного движения и переосмысления итогов и результатов этой революции в философской и общественной мысли второй половины XVII в. происходила смена парадигм социального знания. Теоцентрическая парадигма уступила свое господствующее место в социальном знании естественно-правовой.
|
|
Вместе с тем, необходимо отметить, что обозначенные выше противоположные тенденции в христианстве могут прояснить тот факт, что впоследствии из его истоков черпали аргументы в защиту своих идей как великие идеологи социальных преобразований — от Мартина Лютера и Томаса Мюн-цера до представителей «теологии освобождения», так и их консервативные критики — от Игнатия Лойолы и Жозефа де Местра до Майкла Новака и Иоанна Павла II.