Каковы основные идеи философии С. Кьеркегора? Как он повлиял на формирование философии экзистенциализма?

Кьеркегор отказывается признать, что в этой жизни может быть более высокая точка зрения, чем позиция веры. Хвастливое превращение веры в спекулятивное знание — иллюзия.

Кьеркегор был прежде всего и главным образом религиозным мыслителем. И хотя для его современников он во многом был гласом вопиющего в пустыне, его представление о христианской религии оказало мощное воздействие на влиятельные движения современной протестантской теологии.

С другой стороны, можно представить себе возможность того, чтобы его сочинения вообще способствовали отходу людей от христи­анства. Вообразим, как человек говорит: «Да, я понимаю, о чем идет речь. Кьеркегор совершенно прав. Я и в самом деле не христианин. И, кстати говоря, не хочу им быть. Прыжки, страстное объятие объективных недостоверностей - это не для меня».

Не так уж удивительно поэтому, если в развитии современного экзис­тенциалистского движения мы обнаруживаем некоторые кьеркегоровские темы отделенными от их первоначального религиозного окружения и нашедшими применение в какой-нибудь атеистической системе. Известно, что так обстоит дело в философии Сартра. Конечно, у Карла Ясперса, который из всех философов, обычно классифицирующихся как экзистенциалисты, ближе всего Кьеркегору, религиозный контекст понятия существования во многом сохранен. Однако философия Сартра напоминает нам о том, что понятия подлинного существования, свобод­ной самореализации и страха могут быть изъяты из этого контекста.

Как проявляются метафизические черты в философии феноменологии и экзистенциализма?

Подлинным основателем феноменологического движения был Эдмунд Гуссерль (1859-1938). После получения докторской степени по математике Гуссерль посещал лекции Брентано в Вене (1884-1886), и именно влияние Брентано подвигло его тому, чтобы посвятить себя философии. Он стал профессором философии в Гёттингене, а впоследствии - во Фрейбурге, где одним из его учеников был Хайдеггер.

В своих «Логических исследованиях» Гуссерль четко заявил, что логика несводима к психологии. Мы должны проводить различие между сознанием как комплексом психических фактов, событий или переживаний и предметами сознания, которые имеются в виду или интендируются.

Феноменология в целом есть описательный анализ сущностей или идеальных структур. Может существовать, к примеру, феноменология ценностей. Но может быть и феноменологический анализ фундаменталь­ных структур сознания, допуская, конечно, что эти структуры «сведены» к сущностям.

Гуссерль настаивает на воздержании от суждений относительно онтологического или экзистенциального статуса или соотнесения объектов сознания. Утверждается, что посредством этого воздержания существование «заключается в скобки».

В поздних сочинениях Хайдеггера мы много слышим об откры­тости человека бытию и о необходимости ее сохранения, но едва ли мож­но сказать, что он преуспел в раскрытии бытия. Да он и не претендовал на то, что сделал это. По сути, хотя Хайдеггер заявляет, что мир в целом и философы в частности забыли бытие, он, кажется, не способен внятно объяснить, что именно они забыли или почему это забвение должно быть столь гибельным, как он об этом говорит.

Высказывания Хайдеггера о бытии, сделанные вне рамок его экзис-тенционального анализа человека, настолько напоминают пророчества, что не могут быть причислены к науке о бытии.

 

М. Фуко // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 340-343.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: