С позиций сегодняшнего уровня развития социальной философии, социологии очевидно, что в этих учениях было и немало рационального, немало предвидений, получивших новые импульсы в науке конца XX в.
Натуралистические концепции практически отождествляют процессы развития общества и закономерности биологических организмов.
В этом случае различия между социальными группами и отдельными индивидами рассматриваются по аналогии с различиями видов биологических организмов. Тем самым социальное неравенство и социальный антагонизм приравниваются к законам природы, отменить или изменить которые общество не в силах.
3. Чем принципиально отличается коэволюционная концепция взаимосвязи общества и природы от натуралистических? Нет ответа
ТЕМА 5. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ
Человек как предмет философского и научного анализа
(Вопрос № 42 канд. экз.)
Биосоциальная природа человека. Антропологический кризис как явление современной техногенной цивилизации
|
|
(Вопрос № 45 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 462-474.
Почему проблема социоантропогенеза является в настоящее время одной из актуальнейших проблем современной социальной философии?
Если до недавнего времени проблема социоантропогенеза представляла собой чисто научную проблему, то в наше время - время глубочайшего кризиса техногенного общества, когда впервые за тысячелетия своей истории человечество столкнулось с реальной угрозой своему существованию на планете Земля - эта проблема приобретает и другое значение.
Современному человечеству, несмотря на его всемогущество на Земле (а может быть и благодаря этому всемогуществу), грозит возможность биологического исчезновения и превращения в ископаемые останки, которая давно осуществилась в отношении неандертальцев.
Прежде всего, следует отметить, что, с точки зрения концепции глобального эволюционизма, и возникновение жизни на Земле, и биологическая эволюция, и, наконец, возникновение человека и общества являются не случайностью функционирования и эволюции Вселенной, а закономерностью, связанной с самоорганизацией сложных, неравновесных и открытых систем.
Как в современной социальной философии анализируется проблема социоантропогенеза?
В работах современных историков, антропологов и философов по проблеме социоантропогенеза присутствует мысль о коэволюции биологического развития пралюдеи с их социальным и культурным развитием. Биологическая эволюция дает лишь возможность превращения стада пралюдеи в человеческое сообщество, а прачеловеческой особи в социально-культурное существо - человека. Превратится ли эта возможность в действительность целиком зависит уже от социокультурной деятельности человеческого сообщества.