В чем заключается порочность позитивистского понимания науки?

Таким образом, в историческом аспекте позитивистское понятие науки в наше время является остаточным понятием [КейЪеепгТ]. Из него выпали все те вопросы, которые прежде включались то в более узкое, то в более широкое понятие метафизики, и среди них все вопросы, которые недостаточно ясно именуются «высшими и последними». При точном рассмотрении они, как и вообще все исключенные вопросы, обнаруживают свое нерасторжимое единство в том, что явно или имплицитно, в своем смысле, содержат в себе проблемы разума - разума во всех его особых формах.

Позитивизм, так сказать, обезглавливает философию.

 

Н.Ф. Федоров // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 749-752.

В чем Н.Ф. Федоров видит основные теоретические пороки современной западной науки?

В том, что происходит разделение фундаментальных наук на более специфические и узкие отрасли знания, что приводит к тому, что один объект изучается разными науками с разных сторон. В результате наука не дает обобщенного представления об изучаемом объекте, о закономерностях развития того или иного феномена.

Каковы социально-экономические предпосылки этих пороков?

Прежде всего это связано с отделением науки от природы. Научные центры расположены в городах.

Начало настоящей, нынешней науки положено вместе с образованием особого городского сословия, с отделением города от села, имеющего Дело с живою природою, живущего одною с природою жизнью; вместе с отделением мануфактурного промысла от земледелия полагаются основы мертвого, так называемого субъективного знания, мысленного или мнимого восстановления. Всякое ремесло должно прежде всего лишить жизни растение или животное, выделить из общего хода или строя предмет или вещь, чтобы произвести над ними свои операции. Среди таких-то работ и родилась наука; мастерская была колыбелью Физики и химии. За этими эмпирически отвлеченными науками последовали, пошли тем же путем анализа, разделения, и умозрительные. Все Развитие этих последних состоит в разделении и отвлечении: человека наука рассматривает отдельно от условий его жизни, антропологию от космологии; точно так же душу отделяют от тела, психологию от соматологии; последняя также разделяется на физиологию и анатомию; словом, чем далее идет анализ, тем мертвеннее продукты его.

Какова должна быть подлинная цель научного познания? Какие социальные преобразования должны быть осуществлены для достижения этой цели?

Пока же в знании не будут участвовать все, до тех пор чистая наука останется равнодушною к борьбе, к истреблению, и прикладная не перестанет помогать истреблению, помогать и прямо, изобретением орудий истребления, и косвенно, придавая соблазнительную наружность вещам, предметам потребления, вносящим вражду в среду людей. Не принимая непосредственного, личного участия в борьбе, т.е. в самой войне, и стоя вне бедствий естественных, защищенная от природы крестьянством, которое находится в непосредственном к ней отношении, наука остается безучастною

 

В.С. Степин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 752-756.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: