Экономическая стандартизация – один из механизмов изучения и реализации объективного познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности. Законы хозяйствования определяются в рамках государства и условиями вне его.
Отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические. Приоритеты в технической политике определяются экономикой стандартизации.
Современная эволюция институционально-социологического направления экономической теории (здесь институт – корпорация, государство и т. п.) характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, его потребностям и социальным проблемам.
Потребность – объективная нужда людей в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития организма, развития личности и требующая удовлетворения.
Известно, что спрос рождает предложение. Поэтому существует пара: потребитель (покупатель) – производитель (изготовитель, продавец, исполнитель).
Потребитель – гражданин, предприятие или организация, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать продукцию, работу, услуги.
Изготовитель – предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации.
Экономическая эффективность. В зависимости от целей определения экономической эффективности, полноты охвата экономических последствий стандартизации, уровня проведения расчетов (как то: народное хозяйство, отрасль, предприятие) и периода времени, в который выполняются расчеты (стадии разработки стандарта, внедрения стандарта, выпуска и эксплуатации стандартной продукции), необходимо выделять:
1) общую (абсолютную) эффективность стандартизации в народном хозяйстве, определяемую отношением прироста национального дохода в сопоставимых ценах, рассчитанного по годам за период действия стандарта или за срок службы стандартной продукции, к вызвавшим этот прирост вложениям в основные и оборотные фонды в масштабе народного хозяйства;
2) сравнительную экономическую эффективность, вычисляемую при выборе наилучшего из ряда возможных вариантов мероприятий по стандартизации и характеризующую преимущества одного какого-либо варианта перед другими;
3) проектную (расчетную, ожидаемую, прогнозируемую) эффективность, определяемую во все СМ периоды времени, предшествующие эксплуатации СМ техники или внедрению стандартизационных решений;
4) фактическую (реально достигнутую, реализованную) эффективность, появляющуюся в результате выпуска и эксплуатации (потребления) стандартной продукции в конкретных условиях в отраслях или на предприятиях;
5) частную эффективность, характеризующую экономическую целесообразность отдельных видов стандартов или частный эффект, получаемый в различных сферах создания и потребления стандартной продукции.
Правовое обеспечение. В рамках правового обеспечения стандартизации Госстандарт РФ разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам стандартизации.