Субъект - тот, кто осуществляет деятельность
Объект – то, на что направлена деятельность
Субъект и объект могут совпадать.
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена
деятельность.
Средства - приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Результат- итог.
Мотив - побуждение к деятельности.
Деятельность присуща только человеку. Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего- то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы, которые уже существуют в природе и не производят новых. «Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».
Мотивами деятельности являются:
Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет
условия его существования.
Общение - процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос);
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура общения: субъект взаимодействует с субъектом.
Субъект – человек
Объект – человек (активный субъект)
Цель –удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих. познавательных. эстетических.
Средства – 1) вербальные(словесные) – речь (устная, письменная)
2) невербальные (жест, мимика, внешний облик человека, обмен
предметами)
Результат - возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.
Игровая деятельность
Игра – форма деятельности в условных ситуациях.
Особенность – 1) направленность не на результат, а на сам процесс.
2) двухплановость игры (- осуществляется реальное действие; -
условный характер многих моментов (воображаемая ситуация)
ИГРА:
1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта
2. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности.
3. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности
4. Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Учебная деятельность
Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Объект – ученик, воспитанник. педагог-практик.
Субъект – учитель, воспитатель, педагог-методист.
Цель - освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Средства - методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства;
распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики,
обмен опытом, методы научного познания (наблюдение, эксперимент моделирование,
разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результат – образование.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное, никогда ранее не существовавшее.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Формы сознания:
1. восприятие
2. осмысление
3. оценка
4. воспоминание
5. фантазирование
6. жизненный опыт.