Изучение нового материала

Урок литературного чтения. 4 класс. УМК «Перспектива»

Притча «Шрамы на сердце»

Цель: Создать условия для обсуждения и осмысления образов притчи.

Задачи: Совершенствовать навыки осознанного чтения. Содействовать формированию умения анализировать текст, читать «между строк». Развивать творческое образное мышление, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать эмпатию. Создавать условия и ситуации позволяющие отказаться от стереотипов межличностных отношениях. Воспитывать культуру ведения дискуссии.

Ход урока: 1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей, давайте поприветствуем их.

СЛАЙД №1

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений!

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи

Я слов для вас не нахожу,

За странный слог не обессудьте

А дальше прозой я скажу…

Актуализация опорных знаний.

Урок литературного чтения. С чем мы знакомились на прошлом уроке? (с притчей)

- А что такое притча?

- А что мы знаем о притче? (Притча – это иносказательный нравоучительный рассказ. Притчи бывают библейские и авторские. По содержанию притча похожа на басню. Притча – это рассказы для души. Притча – это искусство слова попадать прямо в сердце.)

-Отгадайте загадку:

День и ночь стучит оно,

словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

прекратится этот стук.

 

Да, это сердце. Сердце- это орган человека, очень важный орган, его можно назвать мотором организма. Сердце – это бесценный дар, поэтому нужно беречь!

 

Самоопределение к деятельности.

 

СЛАЙД №2

-Посмотрите на экран, что это записано? (это фразеологизмы)

-Что такое фразеологизмы?

-Прочитайте их. Слышали ли вы их в своей повседневной жизни? Давайте объясним их значение.

Большое сердце – добрый, отзывчивый человек.

Разбить сердце – сделать кого-нибудь несчастным.

Сердце кровью обливается – глубоко переживать чужие проблемы.

Сердце в пятки ушло – сильно испугаться.

Вырвать из сердца – решительно забыть кого-нибудь.

От чистого сердца – очень искренне.

- В русском языке есть много фразеологизмов, связанных со словом сердце.

Но жизнь такова, что бывают такие жизненные ситуации, что мы невольно используем такие выражения как, разбить сердце, скрепя сердце, сердце изо льда, сорвать сердце, сердце оборвалось.

Хочется пожелать нам всем, чтобы в нашей жизни как можно чаще мы слышали такие выражения, как большое сердце, от чистого сердца, сердце кровью обливается.

Давайте проведем эксперимент.

У вас на партах лежат бумажные сердечки (Приложение 1). Представьте ситуацию, человек, который вам очень дорог чем-то вас обидел, разочаровал, совершил возмутительный поступок. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нем думаете, что вы чувствуете. На каждую фразу сгибайте бумажное сердце.

А теперь представьте, что прошло время, ваши отношения вновь наладились, вы этого человека полностью простили. Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь теплые приятные слова: как он вам дорог, как вы его уважаете и цените. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердце.

Посмотрите, как выглядит бумажное сердце теперь. Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)

Физминутка

СЛАЙД №3

А сейчас давайте улыбнемся нашему солнышку, которое согреет и подлечит наши сердца!

Изучение нового материала.

Сегодня мы познакомимся еще с одной авторской притчей «Шрамы на сердце».

Давайте предположим: о чем может быть эта притча? (Ответы детей)

Словарная работа. В нашем произведении встретятся, на мой взгляд, непонятные слова. Работа со слайдом – анимация.

СЛАЙД №4

Чтение притчи (хорошо читающие дети).

-Что вы испытали, когда слушали притчу? (Ответы детей)

- Совпали ли наши предположения «о чем будет эта притча»?

Беседа по содержанию:

-Почему в притче именно такие герои: отец и сын? А не два сына, не два отца, брат и сестра?

-Почему через неделю число забиваемых гвоздей поубавилось?

-А что происходило, когда сын ни разу не потерял самообладание?

-Так в чём же урок, в чём заключается нравоучение притчи? (Ответы детей)

- Прочитайте строки, в которых заключена главная мысль.

- Ребята, а какое это произведение: поэтическое или прозаическое?

А Настя Мотова приготовила нам эту притчу в поэтическом варианте.

Чтение притчи наизусть:

Жил человек, гневливый до предела,
Он молод был, и вот отец его
Сказал, чтоб он, когда не сдержит гнева,
Вбивал бы в столб забора длинный гвоздь.

Сначала столб пронизывали гвозди
По нескольку десятков каждый день,
Потом всё меньше, и однажды вовсе
Он молотком забора не задел.

Отец его заданье дал другое:
Когда он сможет снова гнев сдержать,
За каждую победу над собою -
По одному теперь их выдирать.

И вот настал тот день, когда в заборе
Он не нашёл гвоздя ни одного,
И сын сказал, довольный сам собою:
- Смотри, отец, я победил его!

Гнев побеждён, и для отца важнее,
Чем столб, дырявым ставший от гвоздей,
И молвил он, что сказанное в гневе,-
Гвоздей железных может быть острей.

И как забор уже не будет новым,
Так в сердце шрамы, словно от гвоздей,
От грубого презрительного слова

Навеки остаются у людей…

Светлана Копылова

- Понравилось?

У вас на партах лежат брошюрки, на которых напечатана эта притча (Приложение 2), отметьте строчки, где же заключена основная мысль притчи.

И как забор уже не будет новым,

так в сердце шрамы, словно от гвоздей.

От грубого презрительного слова

навеки остаются у людей…

-Выучите эти строчки, и в своей жизни читайте их тогда, когда вам захочется кому-то нагрубить.

СЛАЙД №5 Работа с пословицами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: