Государственный контроль за созданием, реорганизацией коммерческих организаций и некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств) (см. табл. 9).
Таблица 9
Виды контроля | Создание коммерческих организаций | Слияние, присоединение коммерческих организаций | Создание, слияние, присоединение, изменение состава участников некомер- ческих организаций |
Предварительный | - | Суммарная балан- совая стоимость активов учреди- телей свыше 30 млн. МРОТ | - |
Последующий | Суммарная балансовая сто- имость активов учредителей свыше 2 млн. МРОТ | Суммарная балан- совая стоимость активов учреди- телей свыше 2 млн. МРОТ | В состав участников (членов) организа- ции входит не менее двух коммерческих организаций |
1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.
Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.
2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня государственной регистрации.
Нарушение требований антимонопольного контроля при создании, слиянии, присоединении коммерческих и некоммерческих организаций, изменении состава участников некоммерческих организаций является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.
Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.
Условия для принудительного разделения (выделения):
1) если это ведет к развитию конкуренции;
2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;
3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);
4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:
- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);
- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.
Ответственность за нарушение