Актуализация и информирование

Тренинг

«Наркотики, наркотическая зависимость, причины и последствия потребления, формирование зависимости»

Цель тренинга: предупреждение первого раза употребления наркотиков.
Задачи:
- предоставление качественной достоверной информации о наркотиках и наркотической зависимости: понятие зависимости, формирование химической зависимости,
определение причин и последствий употребления наркотиков;
- мотивирование участников тренинга к ответственному поведению и формирование негативного отношения к наркотическим веществам;
- отработать навык отказа от употребления наркотических веществ.

Длительность тренинга: 3 часа.

Оборудование:

· флипчарт;

· бумага для флипчарта;

· маркеры;

· 17 палочек (ручек, карандашей).

 

Ход занятия:

Введение:

- Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Поприветствуйте участников, представьтесь и немного расскажите о себе. Если вы основной ведущий встречи, то представьте по имени ваших со-ведущих и позвольте им рассказать немного о себе.

После того, как ведущие представились, основной ведущий должен представить цель тренинга и немного рассказать о том, что же на самом деле будет происходить.

Для всех участников важно знать, сколько времени займет тренинг и отдельные его части. Регламент - продолжительность работы, количество и продолжительность перерывов.

О регламенте работы можно сказать, например, так: «Сегодняшняя наша встреча продлиться 3 часа с 1 перерывом в 20 минут».

- Правила работы группы – публично озвученные, понятные и принимаемые всеми участниками группы правила поведения и взаимодействия участников. На листе бумаги или доске (только в той части, которая останется нетронутой в течение всего тренинга) напишите заголовок «Правила работы». Предложите участникам назвать правила, по которым они хотели бы работать. Если группа не может предложить правил, их предлагает ведущий:

· Каждый имеет право на собственное мнение;

· Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии (Конфиденциальность);

· В дискуссиях все говорят по очереди (правило правой руки);

· Не давать оценку другим участникам (Безоценочность);

· Каждый говорит сам за себя (Я-высказывание)

· 0:0 (без опозданий)

· Телефон (перевод телефона в режим вибро или без звука)

Записывая правила, ведущий должен их прокомментировать, т.к. каждый из участников должен представлять, что означает каждое правило. Список правил можно также заранее подготовить на отдельном листе ватмана.

Игры и упражнения (выполняются участниками стоя в кругу).

Задача упражнений: сломать «лед общения», наладить контакт между участниками и ведущим, подготовить группу к взаимодействию.

«Прежде чем мы с вами начнем, я предлагаю немного познакомиться и размяться. Давайте сейчас встанем в один большой круг. Стулья лучше отодвинуть, чтобы они не мешали».

· Приветствие

Ведущий просит поприветствовать соседей справа и слева следуя тради­циям разных народов:

  • Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);
  • Лёгкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  • Рукопожатие и поцелуй в обе щёки (Франция);
  • Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  • Лёгкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам (Япония);
  • Поцелуй в щёки, ладони лежат на предплечьях партнёра (Испания);
  • Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  • Мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  • Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

· Присядка

Ведущий просит всех встать в один общий круг как можно ближе друг к другу, положить руки соседям на плечи. По команде ведущего все участники должны начать одновременно приседать, громко вместе считая количество приседаний. Весь круг должен присесть десять раз.

Важно, чтобы все стоящие в кругу поддерживали друг друга и приседали одновременно. Несоблюдение правил может привести к травмам среди участников.

· Яблоки и бананы

Участники делятся на 2 группы, называя по очереди названия фруктов. Каждая группа должна сесть отдельно, образовав свой круг.

Актуализация и информирование.

Мозговой штурм «Зависимость» (10 мин).

Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость, каковы механизмы формирования химических зависимостей – выполняется задача предоставление качественной достоверной информации о наркотиках и наркотической зависимости.

Начни упражнение так: «Когда мы говорим о наркотиках, то, прежде всего, говорим о зависимости. Что такое зависимость? От чего у людей может возникнуть зависимость?». Каждая из двух подгрупп в течение 3-5 минут в режиме мозгового штурма должна составить список того, от чего у человека может возникнуть зависимость. По истечении времени попроси группы по очереди называть по одному пункту из своих списков. Сначала одна команда называет пункт, затем другая и т.д. не повторяя то, что уже было сказано. Записывай называемые командами пункты на доске. У вас может получиться, например, такой список:

- Интернет;

- Любимый человек;

- Наркотики;

- Азартные игры;

- Коллекционирование;

- Религия;

- Табак;

- Алкоголь;

- Работа;

- Семья;

- И др.

 

После того, как группы завершат называть свои варианты, поблагодарите участников за работу и попросите послушать определение.

 

ЗАЧИТАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действительности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование …)».

 

Обратимся более внимательно к нашему списку зависимостей. Обратите внимание, что они достаточно разные. Давайте, их разделим на группы. К примеру, здесь написаны наши потребности, которые нам помогают в нашей жизни и действуют нам на пользу (можно отметить эти «зависимости» плюсом – здоровье +, спорт +, сон + и т.д.). Далее обратимся к зависимостям, которые можно назвать «пищевые» (их не нужно отмечать плюсом, можно поставить галочку или букву П). Еда, сладости, шоколад. Следующие – поведенческие – интернет, коллекционирование, онлайн-игры и т.д. И самые опасные – химические зависимости – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества (клей, бензин), о них мы и поговорим более подробно (их на флипчарте подчеркнуть красным как самые опасные их всего списка зависимостей). Химические зависимости отличает то, что это зависимости вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения, которые вызывают у человека измененное состояние сознания».

Обратите внимание участников на то, что, так или иначе человек и его жизнь всегда зависит от чего-то: от погоды – нам нужно одеваться «по погоде»; от семьи - семья заботиться о нас, а мы о своей семье и т.д. Другими словами, человека окружают люди и события которые влияют на его жизнь, а человек влияет на них. Совсем другое дело, когда что-то (какое-то увлечение или какое-то вещество) начинает подчинять себе человека и его жизнь, когда что-то становиться единственным смыслом жизни человека, полностью управляет его волей.

 

Упражнение "Cлепой-поводырь"

Задача упражнения: позволяет на собственном опыте почувствовать, что значит быть зависимым, кому-то из участников оно может напомнить отношения в семье, в классе, в дворовой компании. Упражнение помогает подростку более отчетливо осознать свои жизненные роли и свою позицию.

Упражнение проводится в парах. В каждой паре выбирается "слепой" и "поводырь". Инструкция "повыдырям": "Вы ведете своего партнера за собой. Глаза у него закрыты". Участники в парах расходятся по комнате (возможен выход за пределы помещения, если это возможно). "Поводырь" ведет "слепого" за собой (или поддерживает его сзади). Через 1-2 минуты участники меняются ролями. После завершения упражнения проводится обсуждение.

Во время упражнения, тренеру можно подбадривать участников, хлопая в ладоши, увеличивая темп ведения «слепых».

Обсуждение

Задайте группе следующие вопросы:

• Что чувствовали участники во время игры, когда были в роли «слепого», «поводыря»?

• Понравилось ли им это чувствовать, комфортно ли им было?

• Хотелось ли что-либо сделать самому, выставить руки вперед, открыть глаза, подсмотреть?

Попросите желающих участников свободно высказываться. Если необходимо вновь повторите вопросы. После того как все желающие высказались, спросите у группы:

• Как данное упражнение соотносится с темой «зависимость»? «Наркотики подчиняют себе человека», «Не сам человек, а зависимость диктует ему что делать» и т.п.

 

Вывод: «Когда человек попадает в зависимость, он может напоминать этого «слепого» - человека безвольного, лишенного собственного выбора и т.п»

Если участники говорят, что им было весело, хорошо, тренер может сказать следующее – «Наркотики, как и все препараты, которые изменяют состояние сознания, очень обманчивы. Человек, решивший попробовать первый раз, или находясь на начале, не думает о тех страшных последствиях, к которым может привести эта зависимость»

Информационный блок «Химические зависимости» (15 мин).

Задача: сформировать представление о том, что такое зависимость, каковы механизмы формирования химических зависимостей (информационная задача)

Поясните, что особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться частью обменных процессов организма.

Предложите участникам рассмотреть, как это происходит:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: