Садово-парковые ансамбли Крыма

ВВЕДЕНИЕ

Ландшафтная архитектура - это самостоятельное течение в архитектуре, направленное на организацию окружающей среды и отдельных ее элементов с эстетической и функциональной точки зрения.

Ландшафтная архитектура является обязательным элементом при градостроительстве, который занимается решением теоретических и практических задач формирования ландшафта, пригородной зоны и внутренней территории города с целью создания максимально благоприятной среды для обитания и жизнедеятельности, отдыха и работы населения. Несмотря на то, что архитектура ландшафта является сложной наукой с определенным набором законов, аксиом и правил, благодаря которым учитываются все функциональные, эстетические и экономические требования относительно дизайна города или участка, ландшафтная архитектура еще и вид искусства - гармоничный, притягивающий взгляд и завораживающий своей красотой.

Целью ландшафтной архитектуры является гармоничное сочетание рельефа и ландшафта природы, освоенной человеком (населенные пункты, набережные, пригород) и ее эстетическое оформление.

Крым занимает особое место в развитии русского садово-паркового искусства. В середине и второй половине XIX в. на общем фоне начавшегося спада в строительстве аристократических усадебных ансамблей здесь возникают замечательные образцы ландшафтной архитектуры. Находясь, естественно, в общем русле развития русского искусства, эти парки и сады отличаются неповторимым своеобразием, которое было предопределено специфическими местными природными и историческими условиями.

Начало садоводства в Крыму относится к глубокой древности. Еще греческие колонисты завезли сюда плодовые и ряд декоративных пород.

САДОВО-ПАРКОВЫЕ АНСАМБЛИ КРЫМА

Многое в ландшафте Южного берега Крыма соответствовало сложившейся пейзажно-романтической моде: экзотическая растительность, причудливые нагромождения скал, овеянные легендами развалины средневековых построек. В то же время особенности побережья содержали и некоторые сдерживающие факторы (ограниченность территориальных размеров участков, пригодных для создания парков, и, что еще более существенно, бедность источников пресной воды). В крымских парках нет ни рек, ни крупных водоемов, скорее исключением являются и большие каскады, фонтаны.

Во многих случаях крутые ниспадающие к морю склоны террасировались. Террасный принцип устройства парка, в особенности центральной придворцовой части, дополняет его в целом свободную пейзажную планировку. Такое сочетание двух разных приемов в пределах одного паркового ансамбля является весьма типичным для Южного берега Крыма.

Специфические особенности крымских парков обусловлены уникальными природными условиями. Главная гряда Крымских гор защищает побережье от холодных северных ветров зимой и степного зноя летом, а близость теплых вод незамерзающего моря смягчает температурный режим. Велика и продолжительность солнечного сияния: в Алупке она равна 2150 ч в год, на 590 ч больше, чем в Москве.

Все это определяет особый характер местной природной флоры, относящейся к средиземноморскому типу. Ценным фактором для паркостроителей является наличие вечнозеленых и высокодекоративных растений. Многие представители местной флоры широко используются в парковых композициях: дуб пушистый, сосна крымская и судакская, древовидный можжевельник, плющ, земляничник мелкоплодный и др. Но еще более существенный момент заключается в том, что мягкий теплый климат позволил обогатить ландшафт Южного берега иноземными растениями, которые теперь кажутся органически ему присущими,- это кипарисы, секвойи, пихты, кедры, магнолии, глицинии, итальянские сосны, лавры и мн. др. Важно при этом отметить, что процесс обогащения исконной крымской флоры растениями-экзотами, начавшись в далекой древности, особой интенсивности достиг в XIX в., уже после включения Крыма в состав России. Даже такая очень широко распространенная теперь порода дерева, какой является пирамидальный кипарис, раньше здесь практически не встречалась.

Среди особенно типичных для Крыма приёмов архитектурно-пространственной организации парковой растительности следует назвать широкое применение искусственной формовки растений (лавра, самшита, каменного и др.), монументальные композиции, порученные путем сгущенных групповых посадок пирамидальных кипарисов; формирование однопородных рощ высокодекоративных деревьев (например, атласские кедры, пинии, магнолии); эффективное использование лиан при озеленении поргол, беседок, стен зданий, террас; акцент на экспозицию крупных одиночных деревьев-экзотов при соответствующим образом организованном фоне и т. д.

Особые благоприятные возможности для создания парков в Крыму не сводятся только к богатому ассортименту растений. Сама исключительная живописность и разноликость местного пейзажа, своеобразный рельеф, образующий раскрытые к морю амфитеатры, крутые скалистые обрывы, гроты, Морской берег, изрезанный многочисленными бухтами и мысами, необычайное богатство оттенков Цветовой гаммы - все это создавало предпосылки для формирования таких романтических по своему характеру архитектурно-ландшафтных композиций, которые были бы невозможны или неуместны в других провинциях России.

Общая площадь парковых насаждений в Крыму превышает 1500 га, из которых около 400 га находится на Южном берегу. Наиболее ценные, исторически возникшие сады и парки сосредоточены преимущественно в районе Ялты, Алупки, Гурзуфа. В других местах также имеются парковые ансамбли, хотя и меньших размеров (кроме Фороса), но представляющие большой интерес, в том числе в Алуште, Симферополе, Севастополе, Евпатории.

 

 

Алупкинский парк.

Рисунок 1.1. Алупкинский парк
Шедевр пейзажного искусства в Алупке. Ансамбль в Алупке - одна из главных достопримечательностей полуострова, широко известный шедевр пейзажного искусства, в котором отразились характерные черты русского садово-паркового искусства на Южном берегу Крыма. То, что во многих других крымских парках уже не сохранилось, здесь представлено с поразительной силой и блеском.

 

Алупкинский парк - произведение ландшафтной архитектуры, но одновременно вместе с фасадами и интерьерами дворца, декоративной скульптурой, разнообразными гидротехническими сооружениями, художественными композициями из камня и деревьев, цветниками и пр. он является образцом синтеза искусства и природы.

Алупкинский дворец строился в 30-40-е годы для генерал-губернатора Новороссии графа М.С. Воронцова, участника русско-турецких войн, одного из героев Бородинского сражения 1812 г. По достоинству оценив большие возможности Крыма, он приобрел многие земельные участки Южного берега, в том числе в Гурзуфе, Алупке, Массандре, Алуште и других поселениях.

При выборе им Алупки в качестве главного майоратного имения были учтены наличие именно здесь относительно крупных водных источников, благоприятные особенности местного климата (защитный эффект крымского хребта достигает у горы Ай-Петри своего максимума), преобладание пологих склонов значительной протяженности и южной ориентации, плодородные почвы. Некоторые элементы природного ландшафта, такие, как россыпи гигантских каменных глыб, горные потоки, рощи и группы сосны крымской, дуба пушистого, можжевельника, почти без изменений органически вошли в композицию ансамбля. Владелец лично определил участок для дворца и парка, строительные материалы и даже архитектурный стиль будущих сооружений. Главное здание было построено из местного камня - серо-зеленого диабаза - в духе неоготического стиля Тюдор с включением восточных элементов по проекту английского архитектора Эдуарда Блора.

Дворец в Алупке - сооружение весьма сложное в архитектурном отношении. Это редкая, в целом удачная попытка согласовать в одном здании разнородные стилевые элементы, причем таким образом, чтобы они максимально соответствовали природному окружению. Сооружение представляет собой вытянутый в широтном направлении комплекс тесно связанных между собой двух- и одноэтажных корпусов, двориков, подпорных стен, арок, парадных лестниц, малых архитектурных форм. Западная часть дворца с ее узким внутренним проходом между двумя высокими и почти глухими стенами с контрофорсами напоминает средневековый рыцарский замок. Северный фасад выполнен в традиционных формах стиля Тюдор с его угловыми башнями, высокими оконными проемами, зубчатыми завершениями и каменными трубами. С дворика у северного фасада эффектно открывается после затесненного западного прохода великолепный вид на Ай-Петри.

Наибольший интерес представляет южный фасад, которыйнапоминает собой индо-мусульманскую мечеть. Этот эффект создает центральный портал, представляющий собой глубокую нишу, обрамленную узорчатой аркой с лепным орнаментом. Его стилистически поддерживают декоративные навершия - башенки, шпили и другие детали карниза и крыши.

Узорчатое завершение дворца, сложный его силуэт при взгляде с юга как бы повторяют очертания горы Ай-Петри. Образная перекличка архитектуры и ее природного фона усиливается и тем, что горная гряда и дворец сложены из внешне сходных пород. Это придает особое колористическое единство открывающейся с моря панораме и является своего рода ключом к пониманию всего ансамбля.

Все остальное этому подчинено - легкие навесы галерей, готический узор на крыше, стрельчатые окна головного корпуса и зимнего сада, богатое оформление Львиной террасы и лестницы. Слитность архитектуры и фона подкрепляется и рядом других средств.

Территория парка плавно поднимается от уровня моря по прибрежным склонам к подножию горного хребта до отметки 50 м, а в северо-восточной части еще выше. Большинство специалистов выделяют в структуре парка верхнюю и нижнюю части. Нам представляется, что удобнее из-за особого характера зоны, примыкающей с юга к дворцу и решенной в приемах регулярной планировки, выделить ее в виде отдельной структурной части. Таким образом, вся территория членится на верхнюю предгорную зону, расположенную севернее дворца и дороги Алупка-Мисхор, нижнюю приморскую зону южнее этой дороги и особую придворцовую зону к югу от дворца.

Автором пейзажной части ансамбля считается садовник К. Кебах, хотя, несомненно, многие принципы планировки парка были предопределены архитектором В. Гунтом, осуществлявшим проект дворца и руководившим строительными работами на месте. После смерти К. Кебаха в 1851 г., согласно имеющимся документам [Пальчикова, 1975], работы по формированию парка проводили садоводы Бишкович и Галущенко. Под их руководством были созданы поляны, которые уже в наше время получили названия Солнечная и Контрастная, Пальмовая аллея и некоторые другие композиции.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: