Вопрос 8 понятие -Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм

Виды источников Конституционного права.

В теории права существует деление источников права на материальные и формальные.

Материальный источник – условие влияющие на содержание нормы права.

Формальный источник (юридический) – нормативно-правовой акт.

Источники конституционного права на уровне субъектов:

· Законы:

o Конституции (уставы} субъектов РФ, которые име­ют высшую юридическую силу по отношению к законам и иным актам данного субъекта. Статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией республики, а статус других субъектов федерации определяется Конституцией РФ и уставами этих субъектов. Устав – это не Конституция, а Основной Закон субъекта, так как он принят законодательным органов субъекта.

o Законы субъектов РФ, принимаемые по вопросам со­вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также по вопросам ведения исключительно законодатель­ных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и содержащие конституционно-правовые нормы. Это законы о местном самоуправлении, системе государственных органов, институтах непосредственной демократии соответствующих субъектов РФ.

o Конституционные законы республик.

· Подзаконные нормативные правовые акты:

o Постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, содержа­щие конституционно-правовые нормы.

o Указы и распоряжения президентов республик, глав администраций субъектов Федерации, акты правительств этих субъектов, содержащие конституционно-правовые нормы.

Источники конституционного права на местном уровне:

· Уставы муниципальных образований, регулирующие отноше­ния во всех сферах жизни местного сообщества, обладают высшей юридической силой по отношению к иным право­вым актам, издаваемым органами местного самоуправления на территории муниципального образования. Они при­нимаются представительным органом муниципального обра­зования или непосредственно населением и вступают в силу после официального опубликования.

· Регламенты и иные нормативные правовые акты пред­ставительных органов местного самоуправления, содержа­щие конституционно-правовые нормы.

· Нормативные правовые акты глав муниципальных обра­зований, глав местной администрации, содержащие конституционно-правовые нормы. Нормативные правовые акты глав муниципальных образований и глав местной админи­страции, принятые в пределах их компетенции, обязатель­ны для исполнения на территории муниципального образо­вания всеми индивидами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.

Муниципальные правовые акты регулируются ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Их особенность – принятие строго по вопросам местного значения в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления.

Стоит обобщить, что под источниками конституционного права в юриди­ческом смысле понимают нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Нормативный правовой акт должен издаваться в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти, соответствовать актам вышестоящих органов госу­дарственной власти, доводиться до сведения граждан или исполнителей в установленном законом порядке.

Основны­ми признаками источника конституционного права явля­ются: нормативный характер предписаний, обязательность для исполнения, возможность применения государственно­го принуждения.

Источниками КП РФ – являются нормативно-правовые акты.

Источники конституционного права, будучи составной частью системы источников российского права, характеризуются всеми чертами, свойственными этой системе:

множественность (плюрализм): разнообразие видов источников конституционного права, обусловленное универсальным характером предмета конституционно-правового регулирования;

иерархичность: внутренняя взаимозависимость различных видов источников права, обеспечивающая соподчиненность и согласованность системы источников; нормативно установленное соотношение актов различной юридической силы; недопустимость противоречия нормативных актов актам более высокой юридической силы;

многоуровневость: внутренняя структура системы источников конституционного права — распределение источников по уровням власти, на которых осуществляется принятие акта, и по территории действия;

многомерность: система источников права вообще и конституционного права в частности является не только многоуровневой, но и многомерной — зачастую невозможно выстроить иерархическую связь между отдельными видами источников, поскольку они находятся в разных плоскостях (как, например, в условиях реализации принципа разделения властей на федеральном уровне отсутствует иерархическая зависимость между нормативными постановлениями палат Федерального Собрания РФ и нормативными постановлениями Правительства РФ: первые принимаются в рамках реализации полномочий палат федерального парламента как законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103 Конституции РФ), вторые — в рамках полномочий Правительства РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ); точно так же акты судебного нормотворчества, например решения Конституционного Суда РФ, не могут быть «встроены» в иерархию нормативно-правовых актов).

Можно выделить и иные черты источников конституционного права, характеризующие положение и юридическое значение отдельных их видов и присущие системе источников права в целом, независимо от отраслевой принадлежности:

верховенство Конституции РФ и закона: ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляет не только ее верховенство, но и верховенство федеральных законов (в широком смысле — как обычных федеральных законов, так и федеральных конституционных законов) на всей территории Российской Федерации, а ч. 2 ст. 15 — провозглашает верховенство закона в нормативно-правовой системе Российской Федерации при условии соблюдения принципа верховенства Конституции РФ, т. е. не противоречия законов конституционным положениям. Рассматривая место законов в нормативно-правовой системе, следует прежде всего учитывать нормы Конституции РФ, устанавливающие порядок вступления законов в силу (обязательное опубликование — ч. 3 ст. 15), требования определяющего влияния прав и свобод человека и гражданина на смысл, содержание и применение законов (ст. 18), соотношение законов и международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (ст. 76), федеральных законов и федеральных конституционных законов (ст. 108);

включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовую систему Российской Федерации, приоритет международного договора Российской Федерации над законом;

двойственная роль нормативных указов Президента РФ (указы подзаконного характера и указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании впредь до вступления в силу федерального закона);

использование нормативного договора в качестве дополнительной нетрадиционной формы права

вопрос 9. конституция как источник конституционного права

Конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы общественного экономического и государственного строя в стране, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и закрепляющий основы местного самоуправления.

следующие черты: В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция обладает высшей юридической силой, верховенством, имеет прямое действие на всей территории РФ. Она является основным источником отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

§ В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

§ Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

§ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

§ В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

§ Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

§ Конституция — акт не только высшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

вопрос 10 нормативный договор как источник конституционного права

Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права. Возможность заключения некоторых из таких соглашений предусмотрена Конституцией РФ. Договор является выражением диспозитивного метода конституционно-правового регулирования, так как предусматривает равенство сторон.

Российскому конституционному праву известны следующие виды договоров:

1) Федеративный договорот 31 марта1992 г., закрепивший основы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами и положенный в основу конституционного регулирования федеративного устройства Российской Федерации по Конституции РФ 1993 г.;

2) договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.), Башкортостан (3 августа 1994 г.). Такие договоры конкретизируют предметы ведения субъекта Федерации по сравнению с Конституцией РФ, в которой закреплен принцип «остаточной компетенции», в соответствии с которым субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной масти вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов;

3) договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края (области), предметом регулирования которых являются отношения между ними, связанные с вхождением автономного округа в состав края или области. Возможность их заключения прямо предусмотрена ст. 66 Конституции РФ. Такие договоры в настоящее время имеют третью сторону в лице федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В качестве примера можно привести Договор об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 сентября 1995 г.;

4) соглашение об изменении статуса субъекта Российской Федерацию. Конституция РФ в ч. 5 ст. 66 предусматривает, что статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Такой закон еще не принят, но очевидно, что в основе изменения статуса субъекта должно лежать согласие, выраженное в форме двустороннего соглашения Федерации и соответствующего субъекта;

5) договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие договоры могут быть заключены по широкому кругу вопросов. Возможность их заключения прямо не предусмотрена в Конституции РФ, однако п. «в» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, говоря о полномочиях Конституционного Суда, упоминает в качестве объектов конституционного контроля такие договоры.

Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры. Качество источника конституционного права для общепризнанных принципов и норм международного права и норм международных договоров распадается, как и для актов органов местного самоуправления, на две части. Фактическим источником («вместилищем») данных норм являются международно-правовые акты. Источником же юридической силы для общепризнанных принципов и норм является «генеральная отсылка» ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, а для международных договоров таковым источником являются акты их ратификации со стороны Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: