Способы представления алгоритмов

В информатике сложились вполне определенные традиции представления алгоритмов, которые рассчитаны на разных исполнителей. Если исполнителем является человек, то на первое место при описании алгоритма выступают понятность и наглядность. Сюда можно отнести представление алгоритмов в словесной форме, в графической форме, в виде таблиц и т.д. Если же исполнителем алгоритма является некоторый автомат, то на первое место выходит точная формализация записи алгоритма. К таким формам можно отнести представление алгоритмов в виде программ на языках программирования. Рассмотрим каждую из этих форм более подробно.

· Формульно-словесный способ.

Основан на задании инструкций о выполнении конкретных действий в четкой последовательности, в сочетании со словесными пояснениями.

 

Словесный способ не имеет широкого распространения по следующим причинам:

· такие описания строго не формализуемы;

· страдают многословностью записей;

· допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.

 

· Представление алгоритмов в виде программ.

Если алгоритм записывается для исполнителя автомата, то он должен быть строго формализован. Для формализации придумано множество языков программирования, такие как, Бейсик, Паскаль, Делфи, C++ и др. Запись алгоритма на таком языке является программой, а процесс перевода алгоритма на язык программирования – программированием.

 

Алгоритмический язык – совокупность правил и обозначений, использующиеся для записи алгоритма.

Он включает:

а) математические выражения;

б) текст;

в) служебные слова (полные или сокращенные слова русского текста, стоящие в определенном месте алгоритма, которые обязательно подчеркиваются)

 

· Графический способ представления алгоритмов.

К этому способу относят блок-схемы, граф-схемы, структурограммы.

При таком представлении алгоритма, каждый этап отображается в виде геометрических фигур-блоков, форма которых зависит от выполняемой операции. Линия соединения блоков, показывает направление процесса обработки данных. Каждое направление называется ветвью:

§ Название блока

§ Графическое представление блока

§ Описание

§ Линейный процесс

§ Выполнение операции или группы операций, в результате которых изменяются значение, фомы представления или расположение данных.

§ Проверка условия,

§ Логическое решение

§ Выбор направления выполнения алгоритма в зависимости от некоторых переменных условий.

§ Ввод-вывод

§ Преобразование данных в форму пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод).

§ Начало-конец алгоритма

§ Начало, конец процесса обработки данных

§ Предопределеный процесс модуль

§ Использование ранее созданных или отдельно описанных алгоритмов (модулей).

§ Соединитель

Указание связи между линиями потока обработки данных.

Блок "процесс" применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.

 

Блок "решение" используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке "решение" должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.


Блок "модификация" используется для организации циклических конструкций. (Слово модификация означает видоизменение, преобразование). Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.

 

Блок "предопределенный процесс" используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.

Для более наглядного представления алгоритма широко используется графическая форма - блок-схема, которая составляется из стандартных графических объектов.

Вид стандартного графического объекта Назначение
Начало алгоритма
Конец алгоритма
Выполняемое действие записывается внутри прямоугольника
Условие выполнения действий записывается внутри ромба
Счетчик кол-во повторов
Последовательность выполнения действий.

 

Стадии создания алгоритма:
1. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной человеку, который его разрабатывает.
2. Алгоритм должен быть представлен в форме, понятной тому объекту (в том числе и человеку), который будет выполнять описанные в алгоритме действия.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Исполнитель способен выполнить только ограниченное количество команд. Поэтому алгоритм разрабатывается и детализируется так, чтобы в нем присутствовали только те команды и конструкции, которые может выполнить исполнитель.

Исполнитель, как и любой объект, находится в определенной среде и может выполнять только допустимые в нем действия. Если исполнитель встретит в алгоритме неизвестную ему команду, то выполнение алгоритма прекратится.

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Алгоритм, записанный на «понятном» компьютеру языке программирования, называется программой.

Программирование - процесс составления программы для компьютера. Для первых ЭВМ программы записывались в виде последовательности элементарных операций. Это была очень трудоемкая и неэффективная работа. Поэтому в последствии были разработанные специальные языки программирования. В настоящее время существует множество искусственных языков для составления программ. Однако, так и не удалось создать идеальный язык, который бы устроил бы всех.

 

Задание 3.

Создать в среде табличного процессора документ с исходными данными и

расчетными формулами для решения задач согласно варианту индивидуального

задания. Результат выполнения задания представить в виде:

1) табличного документа с результатами расчетов, надлежащим форматированием

значений и оформлением таблицы в целом;

2) табличного документа в режиме «Формулы»;

3) диаграммы для графического представления результатов расчета.

Тема №8. «Известен список вкладчиков банка – физических лиц с указанием фамилий и сумм вкладов. В случае отзыва лицензии банк обязан вернуть денежные средства вкладчикам по принципу: для вклада до 700 000 руб. включительно – возврат суммы в полном объёме; для вклада свыше 700 000 руб. – клиенту возвращается только 700 000 руб. Определить величину возврата денежных средств по вкладу для каждого клиента в случае прекращения деятельности банка».

 

 

Рис. 1. Результат выполнения задания.

 

 

 

Рис. 2. Результат выполнения задания в режиме «Формулы».

 

Рис. 3. Графическое представление результатов задания (диаграмма-гистограмма).

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Учебники и справочники.

1. Макарова Н. В., Волков В. Б. Информатика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2011. Стр. 84 – 136.

2. С. В. Симонович Информатика: Базовый курс. 2-е издание. Учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2004. Стр. 62- 116.

3. Степанов А.Н. Информатика: Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 3-е.. – СПб.: Питер, 2002. Стр. 32 – 127.

4. В. Трофимов: Информатика. Учебник. Изд. 2-е. – СПб.: Питер, 2013.

5. Кормен Т. Х.: Алгоритмы. Вводный курс.. – СПб.: Питер, 2014. Стр. 1 – 208.

6. Д. Ш. Матрос., Г. Б. Поднебесова: Теория алгоритмов. – СПб.: Питер, 2008. Стр. 1- 202.

7. В. Чистяков.: Системный блок за 5 минут. – СПб.: Питер, 2007. Стр. 2-64.

8. В. Рудометов, Е. Рудометов.: Аппаратные средства и мультимедиа. Справочник. – СПб.: Питер, 1999. Стр. 123-187.

 

Интернет – ресурсы.

1. http://compolife.ru/polezno-znat/ustrojstvo-kompjutera/sistemnyj-blok.html

2. http://www.ustroistvo-pk.ru/sistemnik.html

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%F1%F2%E5%EC%ED%FB%E9_%E1%EB%EE%EA

4. http://gdpk.narod.ru/blok/blok.html

5. http://sebeadmin.ru/korpus-dlia-komputera.html

6. http://kkg.by/kak-ustroen-computer/12-ustrojstvo-sistemnogo-bloka-personalnogo-kompyutera.html

7. http://www.compgramotnost.ru/sostav-computera/ustrojstvo-sistemnogo-bloka-chast-1

8. http://antonkozlov.ru/kompyuter/iz-chego-sostoit-sistemnyj-blok-kompyutera.html

9. http://www.spravkapc.ru/korpus-pc.html

10. http://cinetel.ru/faq/kompyutery/227

11. http://computer-vsem.ru/oxlazhdenie-kompyutera/ventilyator-dlya-kompyutera.html

12. http://it-uroki.ru/uroki/urok-4-vneshnee-ustrojstvo-kompyutera.html

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8A%D1%91%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2

14. http://dammlab.com/sovety-pk/xarakteristiki-tipov-gnezd-dlya-processorov-nemnogo-istorii.html

15. http://pcabc.ru/to/to12.html

16. http://egeinf.gym5cheb.ru/p56aa1.html

17. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EB%E3%EE%F0%E8%F2%EC

18. http://www.gym075.edusite.ru/algoritm.html

19. http://www.klyaksa.net/htm/exam/answers/a13.htm

20. http://bip-ip.com/sposobyi-predstavleniya-algoritmov/

21. http://zosh5.org.ua/node/185

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: