Познавательная деятельность как цель реализации требований ФГОС ООО

Введение

 

Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. За многовековую историю люди накопили немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере они пока не могут. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.

 

В деле защиты населения в опасных чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.

 

Исходя из современных требований, основными целями курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

 

Поэтому одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Одной из главных задач курса является воспитание «личности безопасного типа», хорошо знакомой с различными видами экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволяет учащимся получить системное представление об опасностях, о прогнозировании и поведении в чрезвычайных и опасных ситуациях, оценить влияние последствий этих ситуаций на жизнь и здоровье людей и выработать правила безопасного поведения с учетом своих возможностей.

 

 

В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.

Поэтому в педагогической деятельности большое внимание уделяют общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения.

 

 

Познавательная деятельность как цель реализации требований ФГОС ООО.

Современное общество ждет от образовательных учреждений мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. В связи с этим в сфере образования идет поиск нового содержания и новых форм обучения, создаются новые образовательные технологии, так как перемены, происходящие в обществе, определяют приоритетные направления развития общего образования. Обеспечение перехода на новые образовательные стандарты, развивающий потенциал которых обеспечивается системно-деятельностным подходом.

 

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию ОБЖ, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

 

Чтобы избежать проблему утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках ОБЖ в частности надо изжить скуку на уроке, сделать учение интересным для учащихся, стремление к творчеству.

 

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива для побуждения активной деятельности

 

- интерес к предмету. Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

 

- сознательность. Занятия по данному предмету не интересны, но ученик сознаёт их необходимость и усилием воли заставляет себя заниматься.

 

- принуждение. Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают результатов.

Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

 

Примеры творческих заданий.

Составление кроссвордов, кластеров, ребусов.

Доклады и рефераты.

Выполнение проектов

 

В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.

 

Источники формирования познавательных интересов на уроках ОБЖ

- содержание учебного материала;

- организация познавательной деятельности учащихся, то есть методы и приемы, используемые учителем в обучении.

 

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источникам интереса. В группу стимулов, содержащихся в первом источнике, входят:

 

новизна содержания учебного материала;

 

практическая значимость содержания знаний;

 

историзм.

Требования к современному уроку ОБЖ в условиях введения ФГОС нового поколения.

 

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

- анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- отличаться мобильностью;

- быть способны к сотрудничеству;

- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному преподаванию ОБЖ?

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- время-сбережение и здоровье-сбережение;

- в центре внимания урока – учащиеся;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

 

 

Для того чтобы сделать урок ОБЖ эффективным и интересным

преподавателю необходимо:

- обеспечить сочетание на уроке деятельностного, индивидуального,

личностного подходов;

- обеспечить включение всех учащихся в учебную деятельность

(мотивацию);

- обеспечить понимание учащимися целей урока, отдельных его этапов

и конечный результат собственных усилий;

- помочь учащимся изменять предмет своей активности, т. е. не просто

«поглощать» информацию в готовом виде, а усваивать материал

-приучались делатьзаписи основных мыслей

- способствовать установлению благоприятной психологической

атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех

Для этого необходимо:

-не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;

- обеспечить активизацию познавательного интереса учащихся за счет

привлечение дополнительного материала из СМИ, энциклопедических,

литературных, интернет источников; применение интерактивных форм

работы (дискуссии, проблемные задания, опросы), метод проектов и

частично-поисковые методы и т.п.

 

1.1. Общая характеристика познавательной активности, как одного из видов обучающихся.

 

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интерес к предмету, но и сами стремились к получению новых знаний и умений? Выход в использовании игровых форм. Подобные уроки дают хорошие результаты.

 

 

Игра — это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова.

Цель игрового обучения — обеспечение личностно-деятелъностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно-воспитательном процессе.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор, нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

Конечно нельзя все уроки превращать в игру, да этого и не нужно делать. Необходимо прежде всего определить следующее:

— какую цель ставит учитель, используя ту или иную игру;

— выбрать те темы, которые трудно усваиваются при традиционных способах обучения;

— использовать игровые ситуации, знакомые большинству учеников;

— учитывать, что различные игровые ситуации могут дать неожиданный эффект.

Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога СИ. Гессена, который утверждал: «... урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно». И продолжал: «Преждевременное превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющихся расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».

Только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал ОБЖ позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, отрывки из литературных произведений, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.

В качестве домашней работы можно использовать такую игровую форму, как составление сказок на тему, связанную с изученным материалом.

Сказка — это рассказ о невозможном. В ней обязательно есть фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают и часто помогают герою; обыкновенные, на первый взгляд, предметы оказываются волшебными и т.д. Недаром сказано: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Без фантастики не бывает сказки, а нередко она еще и поучительна, «добрые молодцы» действительно могут научиться на ошибках героев, извлечь из нее для себя урок нравственности, доброты, честности, смекалки, без чего, бывает, никак не выпутаться из беды.

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.

 

Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом.

 

Игры – один из способов активизации обучения, неотъемлемая часть школьного процесса. Как результат - повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и взаимной ответственности. Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определенные понятия, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

 

 

Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение. (При ответе желательно дать определения познавательным психическим процессам: ощущения, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.)

 

В начале формирования учебной деятельности взрослый ставит перед обучающим учебную задачу, контролирует его действия и оценивает их.

 

Главная задача педагога — развить познавательную активность и интересы ребенка.

Интерес - форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведёт к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение, которой является условием выполнения интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости интереса, в конечном счёте, определяется его содержательностью и значимостью для личности

 

Интерес может быть непосредственным, опосредствованным:

 

а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.

б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.

По уровню действенности:

а) пассивный - созерцание;

б) активный - действие.

 

Развитие системы работы учителя происходит в соответствии с развитием формируемых качеств, выступающих показателем личностного отношения учащихся к деятельности. По мере развития самостоятельности и изменения отношения школьников к формируемой деятельности меняется и направленность методики стимулирования, содержание комплекса стимулов (усложнение содержания заданий и форм их предъявления; усложнение средств деятельности, организационных форм и методов воздействия учителя на учащихся и т.д.). В то же время появление новых форм и методов создает условия для построения специальных программ, ориентированных на побуждение процессов самостимуляции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: