Петер Беренс (1868—1940)

Один из основоположников новой европейской архитектуры. В ранних архитектурных произведениях сочетал пространственные решения в духе модерна с геометрической четкостью планировочной структуры и декора. С 1909 г. работал преимущественно в области промышленной архитектуры, широко применял новые материалы и конструкции, стремился к рациональности и функциональной обусловленности планировки. Простота и монументальность объемного решения построек Беренса органично связаны с традиционной для немецкой архитектуры внушительностью внешнего облика.

В 1896 г. Беренс становится сооснователем «Мюнхенского кружка», где пробует себя в новой для себя среде – создании отличающихся лаконизмом формы прототипов бутылей для массового производства стекольными заводами. (рис. 2)

В 1901 г. он создает первую работу в области архитектуры, собственный дом в Дармштадте, внутренним обустройством занимался так же Беренс. Дом был спроектирован на манер Ван де Вельде и Макинтоша, но отличался большей строгостью нежели постройки немецкого модерна того времени. (рис. 2)

В 1907 г. дирекция крупнейшего немецкого концерна AEG (нем. Аllgemeine Eletrizitats Gesellschaft — «всеобщая электрическая компания») пригласила Беренса на должность главного художника. Он стал первым европейским специалистом, создавшим единый представительский стиль компании. Беренс занялся проектированием внешнего вида продукции концерна (рис. 4),теперь это называют промышленным дизайном. Компания получила фирменную упаковку, обзавелась каталогами с выразительными обложками и броскими рекламными плакатами. Так же Беренс создал дизайн ряда предметов электрического оборудования. Истоками формообразования этих вещей были инженерные, утилитарные формы, гармонизированные и приведенные к определенному ритму и пропорциям. Вершиной этой деятельности стало возведение промышленных зданий, в которых наиболее отчётливо проступили черты новой архитектурной эстетики.
Первым сооружением, которое Беренс построил для концерна AEG, стала Турбинная фабрика в Берлине (1909) (рис. 1). Это типично фабричное здание — очень простое, рациональное, проникнутое «машинным духом».

а б

 

Рис.1 Петер Беренс, Турбинная фабрика, Берлин, 1909 г.

а- экстерьер фабрики, б- разрез фабрики

 

Не имеющий ничего общего с откровенной простотой проектов из стали и стекла, турбинный завод Беренса был задуман как произведение искусства, храм индустриальной мощи.

Еще более «машинным» выглядит здание Газовой фабрики во Франкфурте-на-Майне (1911—12) (рис. 4). Поставленные в ряд разновеликие башни, подобные огромным цистернам, производят внушительное впечатление своей мощью, строгой геометричностью объемов, устойчивостью. Лишённая убранства рациональная архитектура, обыгрывавшая выразительные возможности новых материалов (таких как железобетон, металл, стекло), в полной мере соответствовала мощи промышленного производства.

Практикуя идею универсальности постройки промышленных зданий, Беренс использовал эти навыки в постройке Немецкого консульства в Санкт-Петербурге (1911-12). (рис.2). Это здание стало одним из ключевых памятников европейского неоклассицизма, но в результате массовых беспорядков в 1914 г. был сожжен Тронный зал, уничтожены произведения искусства, коллекция фарфора, а с крыши здания была сброшена скульптурная группа. Примечателен тот факт, что интерьером консульства занимался его ученик Мис Ван Де Роэ.

В 1914 году Беренс прекращает сотрудничество с AEG. В 1920 -1924 годах он создает проект административного здания компании Hoechst AG в духе архитектуры экспрессионизма. (рис. 4)

В последние годы жизни мастер занимался проектами крупных промышленных и административных зданий и ансамблей (Табачная фабрика в Линце, 1932—36) (рис. 4). Функциональное осмысление производственного процесса и придание ему эстетического смысла — вот основы, которые он заложил для дальнейшего развития мировой промышленной архитектуры.

Уделяя все больше внимания современным конструктивным решениям, в 1923 -1925 годах он проектирует виллу «New Ways» в Нортгэмптоне, которую можно отнести к ранним образцам интернационального стиля (рис. 4.)

Выдвинутые Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в послевоенной немецкой эстетике, работах Баухауза, известных архитекторов - учеников Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.

 

 

Список литературы:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: