По дисциплине «Педагогическая психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития».

 

Обучающегося 2 курса

Очной формы обучения

Направление подготовки:

Педагогическое образование.

Физическая культура и спорт

Кюфаряна Яна Николаевича

Руководитель: кандидат психо-

логических наук, доцент кафедры

психологии

Беспалов Д.В.

12.12.2017

 

 

КУРСК 2017

Оглавление

Глава 1. Психолого-педагогические основы влияния обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития.

1.1 Влияние обучения и воспитания на развитие личности 6

1.2 Возрастная периодизация и ее учет в обучении 10

1.3 Особенности обучения и воспитания в младшем школьном возрасте 16

1.4 Роль обучения и воспитания при формировании самооценки личности младшего школьника 22

 

Глава 2.Эмпирические исследования самооценки младшего школьного возраста как фактора формирования личности.

 

2.1 Описание исследования 26

2.2 Проведение исследования и его результаты 28

2.3Психолого-педагогические рекомендации 38

 

Заключение 42

Список использованной литературы 43

Приложения 1,2,3 44

 

 

Введение.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности.Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию.

Именно она, наряду с семьёй, закладывает фундамент мировоззрения, идейной целеустремлённости, формирует характер ребёнка, помогает ему адаптироваться в условиях современной социальной жизни. Воспитание школьника осуществляется в неразрывной связи с процессом его обучения, но имеет свои цели и задачи, содержание, методы, формы. Так, цель обучения – дать ученику знания о природе, культуре, о человеке. Цель воспитания – помочь ученику стать в будущем человеком с высокими моральными качествами. В связи с этим школьная практика показывает, что важно каждого ученика охватить различными формами воспитания. Никто не должен остаться в стороне: и недисциплинированные и неуспевающие, и «благополучные» и успевающие нуждаются в пристальном внимании со стороны учителя.

В настоящее время изменяются требования к современному работнику. Он должен обладать значительной гибкостью ума, широтой и системностью мышления, иметь адекватную самооценку, быть психологически готовым к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства и к пополнению и обновлению своих знаний. Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к самоконтролю, непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать. Все эти навыки закладываются в период успешного и неуспешного обучения в школе.

Вопрос о значении учебной деятельности в формировании личности и отдельных ее сторон изучен явно недостаточно. Поэтому цель моей курсовой работы - провести исследовательский анализ влияния обучения и воспитания на развитие личности современного школьника на разных возрастных этапах. Так как тема довольно обширна, я выбрал для исследования младший школьный возраст, ведь в этом возрасте у детей формируется обобщенное отношение к самому себе: появляется осознание себя как личности, понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самооценки, произвольности психических функций, возникают рефлексия и самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Поэтому изучение влияния обучения и воспитания в школе на формирование самооценки именно в младшем школьном возрасте представляет исключительный теоретический и практический интерес.

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

1) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

3) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Тема моей курсовой актуальна и значима, ведь будущая профессия педагога требует от меня знаний как индивидуальных, так и возрастных особенностей воспитанников.Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных и возрастных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что результаты обучения и воспитания зависят от психического здоровья. Самооценка влияет на такие критерии психического здоровья как успешность обучения, на отношения со сверстниками и взрослыми и т.д.

Объектом исследования является личность ребенка младшего школьного возраста.

Предметом исследования стала самооценка младшего школьника.

Задачами курсовой работы является:

- рассмотрение теоретических основ роли обучения и воспитания в школьном возрасте;
- изучение различных факторов формирования и развития личности;
- анализ роли самооценки в формировании, развитии, успешном усвоении знаний и умений;

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития личности младшего школьника.

Структура моей курсовой работы состоит из введения, трех глав, эмпирического исследования самооценки младшего школьника, заключения и списка использованной литературы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: