Понятие налогов. Налоговая система и её элементы. Функции

Налогов

Под налогом принято понимать обязательный взнос в бюджет надлежащего уровня или во внебюджетный фонд, реализуемый плательщиками в порядке и на условиях, обусловленных законодательными актами. Налоги представляют собой необходимое звено экономических отношений в обществе в целом,существуя с момента возникновения государства. Формирование и усовершенствование форм государственного устройства неизменно сопровождалось переустройством налоговой системы. Государство, по мере собственной необходимости, сформировывает надлежащую налоговую систему, улучшает её структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Комплекс существующих в государстве налогов, а также форм и способов их концепции формирует налоговую систему. Основными элементами налоговой системы являются: субъект налога – лицо,которое по закону должно уплачивать налог. Таким лицом может являться физическое или юридическое лицо.

Носителем налога является – лицо, уплачивающее различного рода налоги;

Объектами налога являются – доход или имущество, с которого идет начисление налог;

Ставка налога – размер налоговых начислений на единицу налога или процент, составляющий налог в облагаемой сумме. Она обусловливается как отношение суммы налога к размеру дохода или стоимости имущества, которое выражается в процентном соотношении.

Самыми общераспространенными налоговыми льготами считаются:

а) утверждение необлагаемого минимума дохода;

б) освобождение от обусловленных лиц или категорий плательщиков, к таковым относятся: пенсионеры, работающие студенты и д.р.;

в) сокращение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков;

г) налоговые каникулы – освобождение от налогов в течение установленного промежутка времени и др.

В Российской Федерации основные положения налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ. Содержание налогов находит свое выражение в выполняемых ими функциях. Функции налогов – это свойства налогов, позволяющие применять налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, перераспределения доходов в обществе в целях обеспечения жизнедеятельности государства, финансового развития и решения социальных проблем страны.

Функция налога - это демонстрация его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция демонстрирует, каким образом осуществляется общественное предназначение предоставленной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Таким образом, первостепенные функции налогов следующие: Фискальная; Регулирующая; Контролирующая. Фискальная функция - состоит в финансировании государственных расходов, в развитии финансовых ресурсов государства, важных для претворения в жизнь государством политически значимых функций. Сущность сориентирована на изымание части доходов от функционирующих предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, которая в свою очередь не имеет личных источников дохода. Из фискальной функции налогов следует их распределительная функция. Это значит, что совершается перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно- технических, экономических программ. Данный факт обусловливается развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с потребностью развития и формирования общественно направленной рыночной экономики. Существенная часть бюджетных средств устремляется на общественные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, которые по каким-либо причинам нуждаются в социальной защите.

Регулирующая функция - обладает первостепенной важностью по собственному влиянию на экономику государства. Тяжело вообразить себе неконтролируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование является по своей сущности комплексом мероприятий, сориентированных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития.

Регулирующую роль представляет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги у властей имеется достаточно широкий спектр воздействия на любые процессы в экономике страны. Регулирующая функция налогов осуществляется посредством использования отработанной системы налогообложения, выделения из бюджета капитальных вложений и субсидий, государственных закупок и претворения в жизнь народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При помощи налогов можно стимулировать или сдерживать некоторые виды деятельности (увеличивая или уменьшая налоги), направлять совершенствование тех или иных отраслей промышленности, оказывать воздействие на экономическую активность предпринимателей, уравновесить платежеспособный спрос и предложение. Например, предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям активизирует их подъём и совершенствование. Определяя более высокий порог налогов на сверхприбыль, государство, тем самым осуществляет контроль движения цен на товары и услуги. Еще одна специфика регулирующей функции - социальная функция – сохранение общественного баланса посредством изменения пропорции между доходами отдельных социальных групп для сглаживания неравенства между ними.

Наиболее социально несправедливыми считаются косвенные налоги, потому как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с различной степенью дохода. С целью смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Специальное место занимает воспроизводственное назначение, ориентированное на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Подобную нагрузку несут в себе плата за воду, использование природных ресурсов, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

Контролирующая функция - дает возможность определить баланс между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, обусловить тенденции действенного применения и контролирования перемещения ресурсов, внося изменения в функционирующую налоговую систему.

Финансовые органы на всех уровнях управления подвергают анализу прибытие налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, предсказывают объемы платежей в бюджет. Обязательной частью подобного анализа и прогнозирования считается корректировка законодательства, стабилизирующего взаимосвязи хозяйствующих субъектов между собой.

Увеличение налоговых поступлений в бюджет, т.е. осуществление фискальной функции, формирует материальное право для претворения в жизнь регулирующей функции налогов.

Налоги оказывают влияние на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они влияют только при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и наоборот, то система регулирования оказывает влияние и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование касается как социальной, так и экологической сферы.

 

 

Виды налогов

На сегодняшний день существует всего два вида налогов. К первому виду относятся налоги на доходы и имущество:

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на прибыль предприятий;

- налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (социальные налоги);

- преимущественные налоги, такие как налоги на собственность, в том числе на землю и другую недвижимость;

- налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Данный вид налогов взимается с конкретного физического и юридического лица, попросту они являются прямыми налогами.

Ко второму виду можно отнести налоги на товары и услуги:

- налог с продаж, который на сегодняшний день в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); - акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги);

- налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Данные налоги называют косвенными. Они отчасти или в полной мере переносятся на цену товара или услуги. Когда устанавливаются косвенные налоги, то не берется в расчет размер доходов, уровень благосостояния плательщиков. И ввиду данного факта подобного рода налоги считаются одними из самых социально несправедливых, потому как, они вбирают в себя наиболее высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев общества. В Российской Федерации, к примеру, одна пол овина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая – на косвенные. В России учреждены следующие виды налогов и сборов, исходя от уровня их установления и изъятия:

- акцизы на отдельные группы и виды товаров;

- налог на добавленную стоимость;

- налог на операции с ценными бумагами;

- подоходный налог с физических лиц;

- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги в дорожные фонды;

- таможенная и государственная пошлины;

- транспортный налог.

Современное бюджетное устройство Российской Федерации учитывает высокий уровень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в развитии доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: