Понятия «коллектив» и «коллективизм»

Особенности формирования коллективизма в старшем дошкольном возрасте

Курсовая работа

 

 

Ширяева А.М.

Специальность: 44.02.01

«Дошкольное образование»

Группа 33Д

 

Научный руководитель:

Гаврилова Е.А.

 

 

Екатеринбург

Содержание

Введение …………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический аспект изучения особенностей формирования коллективизма у дошкольников старшего дошкольного возраста…………

1.1 сущность понятий «коллектив» и «коллективизм»

1.2 психологические особенности детей дошкольного возраста

1.3 способы формирования коллективизма у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Практическое исследование особенностей формирования коллективизма у детей старшего дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Первой ступенью образования является дошкольное образование. Именно с него дети начинают свой путь обучения. Однако задачей дошкольной организации является не только образование, но и воспитание.

Тема воспитания была и по сей день остается очень актуальной, ведь от того как мы воспитываем наших детей сегодня, зависит каким будет их завтрашний день. На вопрос стоит ли воспитывать коллективные отношения между детьми, разумеется стоит ответить положительно. Поскольку коллективизм рассматривается как качество личности, и если отказаться от воспитания этого качества под сомнение ставится весь процесс социализации личности.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, необходимо обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, а так же формирование общей культуры личности детей.

Теоретической основой данного исследования послужили труды А.С. Макаренко, С.А. Козловой.

В дошкольное учреждение дети приходят практически неприспособленными к общению со своими сверстниками. Однако человек всю свою жизнь живет и развивается в отношениях с окружающими его людьми, следовательно, почти все свое время человек проводит в коллективе. Таким образом, очень важно на протяжение всего дошкольного возраста развивать у детей навыки общения со сверстниками, для того чтобы в старшем дошкольном возрасте формировать полноценный детский коллектив и воспитать чувство коллективизма.

Проблема: как сформулировать чувство коллективизма в старшем дошкольном возрасте.

Объект: процесс формирования коллективизма у детей дошкольного возраста.

Предмет: особенности формирования коллективизма у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучить особенности формирования коллективизма в старшем дошкольном возрасте.

Для достижения этой цели мы поставили следующие задачи:

· Изучить понятия коллектив и коллективизм

· определить возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста

· рассмотреть особенности формирования коллективизма.

Методы исследования:

· Анализ литературы

· Наблюдение

· Сравнение

 

Понятия «коллектив» и «коллективизм»

Каждому человеку в процессе своей жизни приходится взаимодействовать с коллективом, будь это секция, класс или общество в целом. Зачатки коллектива и чувства коллективизма формируются уже в дошкольном детстве.

По мнению Г.М. Коджаспировой, коллектив – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общность социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

В педагогике выделяют следующие признаки коллектива:

· сознательный характер объединения людей

· единство общих и личных целей членов коллектива

· относительная устойчивость и длительность функционирования

· четко организованная структура внешних и внутренних связей и взаимоотношений

· наличие органов самоуправления

· общепринятые нормы поведения и общие ценностные ориентации

· благоприятный «климат» в коллективе

· сплоченность

· коллективная деятельность, единый результат, достижение усилиями каждого члена коллектива

Понятия «взрослый коллектив» и «детский коллектив» имеют некоторые отличия, в первую очередь это, конечно же, возраст, а также функции, которые выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива – воспитывающая: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.

Таким образом, детский коллектив – это группа детей, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

В употреблении термина «детских коллектив» существует определенная условность по некоторым причинам:

· в детском коллективе непременно должен присутствовать взрослый, так как именно он организует жизнь детей, вводит мотивы и цели деятельности. Способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности.

· Детский коллектив может быть собран на разных основаниях, зачастую случайных, и на различный срок.

По мнению А.С. Макаренко, существует несколько стадий развития детского коллектива:

· Первая (начальная стадия), в ней главную роль играет воспитатель. Идет процесс создания социальной и психологической общности воспитанников

· Вторая стадия. На этой стадии в формирующемся коллективе появляется актив и единство. Задача воспитателя на данном этапе – воспользоваться этим единством, ведь именно на этой стадии зачастую возникают противоречия между коллективом и личностью

· Третья стадия. Коллектив достигает высокой требовательности друг к другу и к членам коллектива, где преобладают нравственные отношения.

Обязательным для такого объединения как коллектив является общность цели, достигаемой в процессе совместной деятельности. Эта цель должна быть социально значимой и ценной для общества, и, разумеется, не должна противостоять обществу. Для того чтобы достичь этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе данной деятельности между участниками коллектива складываются какие-либо отношения, связанные с выполнением деятельности.

Еще одним понятием, с которым хотелось бы подробно познакомиться стало понятие «коллективизм»

По мнению. Г.М. Коджаспировой, коллективизм - способность человека активно откликаться на нужды др. людей, жить общественными интересами.

А также коллективизм - принцип воспитания, утверждающий приоритет интересов коллектива над устремлениями индивида. Способствует формированию в человеке идеалов братства, взаимопомощи, уважения к др. людям.

Коллективизм – сложное интегральное качество, которое в полной мере может быть присуще только взрослому человеку. Однако дошкольный возраст, следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3-6 лет, вероятно, правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, т. е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой.

Важнейшим условием воспитания коллективных взаимоотношений является общение ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками. Поскольку именно через общение ребенок познает социальный мир и приобретает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния.

Социальный опыт – опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях и методах познания, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях, ритуалах, представления о должном. Социальный опыт отражен в культуре, во всей совокупности знаний, накопленных человечеством.

Предпосылкой становления общения является направленность на другого человека, интерес к нему. Интерес этот проявляется уже в раннем возрасте.

В возрасте 3-4 лет у ребенка стоит формировать самостоятельность, которая проявляется в самоуправлении. В более старшем возрасте (4-6 года) внимание педагога в большей степени уделяется организации совместной трудовой деятельности.

Совместная трудовая деятельность - это общественно полезный и социально значимый процесс, в ходе которого люди объединяются и регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели.

В современном обществе роль социума в нравственном воспитании личности становится все меньше, и на первое место выдвигается личность и ее индивидуальность, существует некая незаинтересованность в идее коллективизма. Так как распространено мнение о том, что коллектив подавляет личность и индивидуальность. Данное суждение имеет место быть, однако, настоящий коллективизм не отрицает саморазвития и самоопределения человека. Наоборот, обеспечивает формирование индивидуальности, защищает интересы и стремления ребенка.

Таким образом, на основе выше сказанного, формирование сплочённого коллектива и такого качества как коллективизмнеобходимо в дошкольном возрасте. Поскольку именно в коллективе можно воспитать всесторонне развитую и заинтересованную в жизни социума личность. а такая социальная установка как коллективизм делает упор на важность и ценность коллектива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: