Обращения как особая гарантия

Основной гарантией прав граждан является деятельность существующих в стране специальных организационно-правовых институтов. Они функционируют как по своей инициативе, так и в связи с поступлением к ним обращений (заявлений, жалоб, исков) граждан[18].

Для понимания того, что представляет собой право гражданина на обращение, необходимо выяснить значение самого термина «обращение». Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях)дает следующее определение понятия «обращение»: направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления[19].

Как видно, Закон об обращениях сохранил преемственность с актами советского законодательства в части деления обращений на три относительно обособленные группы, а именно предложение, заявление, жалоба.

Подпредложениемпонимается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Заявлениепредставляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц.

Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

Согласно ст. 5 Закона об обращениях при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право[20]:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Особое внимание в Законе об обращениях уделено обеспечению гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

Также, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Стоит уточнить, что запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

В том случае, если в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд[21].

Как уже было отмечено,законодательством закреплена обязательность принятия обращения к рассмотрению. Данная гарантия складывается из двух взаимосвязанных аспектов.

Во-первых, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Во-вторых, при необходимости обеспечивается его рассмотрение с выездом на место.

Особое место в числе гарантий реализации гражданами своего права на обращение является законодательное закрепление процедуры рассмотрения обращений. В сочетании с охарактеризованными гарантиями это своеобразный алгоритм, в равной степени обязательный и для тех, кто обращается, и в еще большей степени для тех, кто рассматривает эти обращения. Отступления от этого алгоритма представляют собой нарушение закона и должны влечь установленную ответственность.
Так, например, в Астрахани большой объем информации можно получить на официальном портале Администрации города Астрахань[22].

Законом определяется процедура рассмотрения устных обращений граждан. В числе особенностей данной процедуры выделяются следующие[23]:

1) при личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность;

2) содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

3) письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Законом об обращениях;

4) в случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться;

5) в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица контролируют в пределах своей компетенции соблюдение порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан[24].

Статьей 15 Закона об обращениях особо оговаривается, что лица, виновные в его нарушении, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ[25]. Данная норма адресована прежде всего к государственным и муниципальным служащим, руководителям государственных органов и органов местного самоуправления. Под ответственностью, которую имеет в виду Закон об обращениях, в первую очередь понимается дисциплинарная ответственность.

Вместе с тем, законодательством оговариваются и случаи гражданско-правовой ответственности. Так, гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда. В то же время в случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Конечно, необходимо определенное время для того, чтобы сложилась практика применения Закона об обращениях. Однако уже сейчас можно сказать, что закрепление взаимной гражданско-правовой ответственности как гражданина, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц можно рассматривать в качестве еще одной, немаловажной гарантии интересов граждан[26].


 

Заключение.

В итоге проделанной работы, анализа законодательства, нужно сказать, что гарантии прав и свобод человека являются неотъемлемой частью современного общества, а также обеспечивают беспрепятственное применение.

Только тщательно продуманная и эффективная политика государства сможет повысить правовую культуру и будет способствовать повышению уровня правосознания молодежи.

В связи с проблемой, связанной с отсутствием должного применения законодательства, содержащего и регламентирующего немалый объем гарантий, а также в целях формирования высокой правовой культуры молодежи рекомендуется следующие мероприятия:

1) в связи с модернизацией, гуманизациейобразования разработать и принять Указом Президента Российской Федерации региональную программу развития правового воспитания молодежи в республиках, городах;

2) уделить особое внимание правовому воспитанию школьников и студентов: организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений: ввести в учебный план образовательный учреждений изучение основ правовой культуры;

3) создать комитет по правовому воспитанию, в состав которого должны войти представители правоохранительных органов, деятели культуры, кино, телевидения, представители научных и учебных юридических институтов и др. Данный орган должен заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, разработкой рекомендаций и методических указаний;

4) привлечь к активному участию судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел, разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению правовой культуры обучающих школ, например, практические семинары, круглые столы, диспуты на тему право и мораль, тематические вечера;

5) усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций: создать Всероссийский бесплатный портал для молодежи, который содержал бы:

6) осуществление целенаправленной подготовки преподавателей права по формированию гражданско-правового сознания молодежи. Активное участие в реализации подготовки могут принять юридические и педагогические институты, занимающиеся повышением квалификации.

7) проведение конкретно-социологических исследований правовой культуры молодежи и других категорий граждан как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. Проведение таких исследований могло бы предусматриваться в деятельности центральных юридических ведомств, Министерства образования и науки РФ, а также их научно-исследовательских учреждений.

Список литературы.

I. Нормативнo-правовые акты и иные официальные источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: //www.pravo.gov.ru.(Дата обращения 30.11.2017).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.11.2017). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2017). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 06.12.2017).

3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2015) // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETSN 005 от 04.11.1950 (ред. от 11.05.1994) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.1998) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, N 2, ст. 163 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

II. Специальная литература:

1. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 937 с.

2. Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. – 560 с.

3. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 341 с.

4. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. – 175 с.

5. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 364 с.

6. Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 574 с.

7. Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 648 с.

8. Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 649 с.

9. Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2014. – 154 с.

10. Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 519 с.

11. Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 651 с.

III. Материалы юридической практики:

1. Постановление Европейского Суда по правам человека от 15.01.2009 г. по делу Бурдова против Российской Федерации (жалоба №33509/04) // Российская хроника Европейского Суда. 2009. №4. // СПС «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/

2. Постановление Европейского Суда по правам человека от 24.07.2003 г. по делу Рябых против Российской Федерации (жалоба №52854/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2003. № 12. // СПС «Гарант». http://www.garant.ru/

IV. Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet):

1. Администрация города Астрахань [официальный сайт]. URL: http://www.astrgorod.ru/


[1]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: //www.pravo.gov.ru. (Дата обращения 30.11.2017).

[2]Административное право России: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2015. C. 245.

[3]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: //www.pravo.gov.ru. (Дата обращения 30.11.2017).

[4]Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 367.

[5]Стахов А. И. Административное право России: учебник / А. И. Стахов, П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 278.

[6]Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETSN 005 от 04.11.1950 (ред. от 11.05.1994) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.1998) // «Собрание законодательства РФ», 08.01.2001, N 2, ст. 163 // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

[7]Постановление Европейского Суда по правам человека от 15.01.2009 г. по делу Бурдова против Российской Федерации (жалоба №33509/04) // Российская хроника Европейского Суда. 2009. №4. // СПС «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru/

[8]Постановление Европейского Суда по правам человека от 24.07.2003 г. по делу Рябых против Российской Федерации (жалоба №52854/99) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2003. №12. // СПС «Гарант». http://www.garant.ru/

[9]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: //www.pravo.gov.ru. (Дата обращения 30.11.2017).

[10]См.: Там же.

[11]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (в ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: //www.pravo.gov.ru. (Дата обращения 30.11.2017).

[12]См.: Там же.

[13]Кононов П. И. Административное право России: учебник / П. И. Кононов. – М.: Издательство Юрайт, 2014. С. 502.

[14]Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 05.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2017). // Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 06.12.2017).

[15]Копытов Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Копытов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 290.

[16]Конин Н. М. Административное право: учебник / Н. М. Конин, Е. И. Маторина. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 361.

[17]Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. – М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 270.

[18]Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 390.

[19]Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

[20]Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

[21]Макарейко Н. В. Административное право Конспект лекций/ Н. В. Макарейко. – М.: Юрайт, 2014. С. 104.

[22]Администрация города Астрахань [официальный сайт]. URL: http://www.astrgorod.ru/

[23]Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

[24]Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 211.

[25]Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015)(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.11.2015)// Официальный интернет-портал правовой информации [электронный ресурс] http: // www.pravo.gov.ru. // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 30.11.2017).

[26]Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С. 134.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: