Транспортный комплекс Ярославской области – важнейшая составляющая ее производственной инфраструктуры.
Транспортная система области имеет российское и международное значение, объединяет железнодорожные, автомобильные, водные, воздушные и трубопроводные транспортные потоки, обеспечивая возможность смешанных перевозок. Ярославль - крупный транспортный узел Европейской части России, расположен на международных магистралях, которые связывают Москву с другими городами севера и востока России.
Преимущество области заключается в высокой развитости внутренних путей сообщения и дорожной сети по сравнению с большинством близлежащих соседних областей.
Таблица 10
Характеристика транспортных путей региона
Регион | Железные дороги,тыс. км | Речные пути, тыс. км | Автомобильные дороги, тыс. км | Площадьтерритории региона, тыс. кв. км | Густота ж-д. путей,км/10000 кв. км | Густота речных путей,км/1000 кв. км | Густота авто-дорог,км/1000 кв.км |
Россия | 85,2 | 101,6 | 933,3 | 17075,4 | 5,0 | 6,0 | 54,7 |
Центральный федеральный округ | 17,2 | 5,6 | 117,9 | 650,7 | 8,6 | 227,3 | |
Ярославская область | 0,7 | 0,2 | 7,0 | 36,4 | 18,3 | 192,6 |
|
|
Водный транспорт
Область считается относительно водообеспеченным регионом, но речная сеть распределена неравномерно. Наиболее крупными реками являются Волга, Сить, Которосль, крупные озера – Неро, Плещеево. Реки и озера широко используются в народном хозяйстве республики для гидроэнергостроительства, мелиорации, водоснабжения и рыбного хозяйства.
Важное значение для области имеет сезонное судоходство по Волге и Рыбинскому водохранилищу. Единая глубоководная сеть европейской части России позволяет отправлять грузы в регионы Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного, Средиземного морей. Река Волга с системой каналов позволяет судам без перевалки доставлять грузы в Москву, Санкт- Петербург, Архангельск, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь.
На территории области функционируют три речных порта – Ярославский, Рыбинский, Угличский.
Ярославский речной порт расположен по двум берегам реки Волги в городе Ярославле. Создан в 1948 году на базе пристани, существовавшей с XIII века. Судоходство осуществляется в течение 6 месяцев в году с мая по октябрь.
Имеются буксирный флот мощностью 300—1340 лошадиных сил, несамоходные баржи, плавкраны грузоподъёмностью 5-16 тонн, пассажирский скоростной и водоизмещающий флот. Осуществляет приём донецкого угля, минерально-строительных и тарно-штучных грузов. С порта отправляется лес, оборудование, автопокрышки и многое другое. Основными рынками услуг порта в перевозках грузов являются Ярославская, Вологодская, Московская области и город Москва.
|
|
Рыбинский речной порт расположен на правом берегу реки Волги в черте г. Рыбинска на 0,5 км ниже устья р. Черёмуха. Создан в 1942 году. Деятельность порта распространяется вверх по Волге на 26 км и вниз на 51 км; по Рыбинскому водохранилищу на 161 км по восточному берегу и на 127 км по западному берегу, а также по рекам Молога, Сить и Согожа. Порт осуществляет перевалку с воды на железную дорогу каменного угля, соли, руды и с железной дороги на воду тарно-штучных грузов.
ОАО «Угличский речной порт» – ближайший к Москве крупный речной порт, входящий в Волго-Балтийскую транспортную систему и Международный Транспортный Коридор «Север-Юг».
Близость к Москве, современная инфрастуктура, наличие удобных подъездных путей – основные преимущества этого транспортного узла.
Порт располагает всем необходимым для погрузочно-разгрузочных работ, временного складирования грузов и перегрузки их на автомобильный или железнодорожный транспорт. Наличие прямой железнодорожной ветки, соединяющей Углич с Москвой, позволяет оперативно доставлять полученные грузы в столицу или любые регионы России.
В распоряжении порта находится собственный маневровый, транспортный, нефтеналивной, прогулочный флот; земснаряд, плавкраны и другая добычная техника. Порт является крупнейшим в области гарантированным поставщиком речного песка и других нерудных строительных материалов.