Проблемы правового воспитания в современном обществе

 

С началом кардинальных социальных и политических изменений в государстве Казахстан и обществе, построение правового государства стало главной задачей. В рамках реализации концепции построения правового государства стали активно создаваться новые правовые институты и акты для оформления новой структуры социальной жизни.

Главное желание властей – видеть в законе эффективный инструмент регулирования социальных отношений, т.е. видеть требования, содержащиеся в правовых нормах, воспринятыми индивидами, интегрированными в их сознание, становящимися, таким образом, правовыми.

Однако, правовое сознание основной массы Казахов, возрастной категории от 30 лет, сформировалось при другом типе общества, а правосознание молодого поколения формируется в момент кризиса.

Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах Казахского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Со всей остротой встала проблема выживания в плохо прогнозируемых условиях.

Непосредственным результатом действия этих факторов является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество на протяжении ХХ века. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Вместе с этим деформируется отношение, как отдельных индивидуумов, так и социальных общностей к действующей системе права. Возникает негативное отношение к законам, как к не способствующим обеспечению правовой защищенности гражданина, его личности, чести, достоинства.

Как результат: рост преступности, увеличение процента тяжких преступлений, «правовой нигилизм».увеличение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Общество сегодня, как никогда ранее, нуждается в новом ценностном сознании, отвечающем современным реальностям. Возникла острая необходимость в формировании позитивного правосознания.

Достижение указанной цели не возможно без ясной государственно-правовой идеологии, сформированной с учетом достижений правовой мысли, практики.

Важным для исследования является вопрос: какое значение, в изменившихся жизненных условиях придают люди праву и верховенству закона, которые провозглашаются основными принципами построения правового государства.

Лозунги «перестроечного» периода о необходимости полной деиделогизации общества имели последствием нигилистическое отношение к идеологии вообще. Это привело к разрушению накопленных идеалов советской культуры, и в значительной мере ослабило духовную почву, на которой должно строиться правовое государство и устанавливаться правопорядок.

Осмысление концепции правового развития - правовой идеологии, ее восприятие обществом, невозможно без правового воспитания.

Важное место в формировании личности занимает воспитание исторического мышления, которое приводит к осознанию своего места в общественном историческом процессе, осознанию себя полноправным гражданином, ответственным за передачу культурных и духовных ценностей, стремящимся к нравственно высоким идеалам.

Важную роль в формировании личности, играет правовое воспитание, целью которого является формирование в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение и исполнение юридических норм. Причем не посредством «запугивания» неблагоприятными последствиями – санкциями, следующими за нарушения установленных норм поведения, а именно посредством воспитания уважения к закону – признания как важного, необходимого обществу и самой личности, обоснованному процессом исторического развития, жизненной практикой, справедливого, с точки зрения общественной морали, обеспечивающего свободу личности и защищающего саму личность от противоправных посягательств.

При рассмотрении формирования правовой психологии в Казахстане следует учесть, что индивидуальные представления о законе и справедливости, постоянно связываются с нормами уголовного права, уголовной юстицией, что указывает на необходимость переориентирования системы ценностей, посредством правового воспитания, ориентированных на гуманизм, справедливость, равенство, гражданственность, патриотизм, уважение к законам.

Особенно важно, в связи с проявляющимися тенденциями нестабильности в обществе, акцентировать внимание на правовом воспитании молодых формирующихся личностей, которые наиболее остро воспринимают негативные проявления кризиса как экономического, так и культурного. Именно педагогам предстоит приложить максимум усилий, для преодоления кризиса, для определения новых идеалов, воспитания личности, способных не только воспринимать идей построения правового государства, но и воплотить идеи в жизнь.

 

Заключение

 

В воспитании патриотов заинтересована любая страна. В Республики Казахстан воспитанию патриотических настроений посвящена Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2001-2005 годы, целью которой является «развитие системы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Республики Казахстан».

Правовое воспитание – это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка.

Мы еще не сталкивались с результатами, истинными визуальными итогами проведения правовых воспитательных работ, т.к. только совсем недавно правовое воспитание стало решаться на уровне власти и государства. Должно пройти несколько лет, должны выпуститься из школ несколько поколений учеников, чтобы разработчики принципиальных положений воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Заметный уровень правовой осознанности, спад количества правонарушений, общий характер правовой культуры общества станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.

У большой части аудитории наблюдается негативное отношение к профессии «законник», будь то органы, следящие за правопорядком (полиция), или профессиональные структуры, оказывающие юридические услуги (прокуратура), или представители государственной власти. Поэтому работа над имиджем каждой из этих групп будет способствовать уважению к ним граждан, доверию, помощи в их деятельности.

С долей большой уверенности можно сказать, что учащиеся современных школ и вузов не получают должного правового воспитания, так что в ближайшие 30-50 лет в Казахстане не может идти речи о правовом государстве и гражданском обществе. Сейчас уже есть позитивные результаты работы по правовому образованию в некоторых школах, регионах, коллективах Казахстана, но пока только на уровне апробации. Механизмы правового воспитания еще только разрабатываются.

 

Список использованной литературы и источников

Нормативные акты

1. Конституция РК от 30 августа 1995 г. // Казахская газета. –30 августа – 1995 г.

2. Постановление Правительства РК от 2 апреля 2015 г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2008-2015 годы» // Собрание законодательства Республики Казахстан от 26 февраля 2015 г., № 9, ст. 862.

3. Государственный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Республики Казахстан – М. 2004.

 

Специальная литература

 

1. Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания. – Электронная версия на: #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс.: канд. юрид. наук. М., - 2001 г.

2.Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. - М., 1999

Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1993. № 7.

3.Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан Казахстана на рубеже веков.

4. Драманова Н.Ю., Ильина М.Е. Понятие "свободного гражданина", проблемы его становления и развития М., 2003

5. Крыгина И.А. Правовая культура, правовое воспитание и управление правовоспитательным процессом в современном казахском обществе: Дисс.: канд. юрид. наук. - 1999 г.

6. Постановление Правительства РК от 2 апреля 2015г. № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Республики Казахстан на 2008-2015 годы» // Собрание законодательства Республики Казахстан от 2 апреля 2015г., № 9, ст. 862.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: