| ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я... | никогда | редко | иногда | часто | |
| ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше - на следующем шаге | |||||
| ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь | |||||
| ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | |||||
| ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | |||||
| ... критиковал и укорял себя | |||||
| ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | |||||
| ... надеялся на чудо | |||||
| ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | |||||
| ... вел себя, как будто ничего не произошло | |||||
| ... старался не показывать своих чувств | |||||
| ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | |||||
| ... спал больше обычного | |||||
| ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | |||||
| ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | |||||
| ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | |||||
| ... пытался забыть все это | |||||
| ... обращался за помощью к специалистам | |||||
| ... менялся или рос как личность в положительную сторону | |||||
| ... извинялся или старался все загладить | |||||
| … составлял план действии | |||||
| ... старался дать какой-то выход своим чувствам | |||||
| ... понимал, что сам вызвал эту проблему | |||||
| ... набирался опыта в этой ситуации | |||||
| ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | |||||
| ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | |||||
| ... рисковал напропалую | |||||
| ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | |||||
| ... находил новую веру во что-то | |||||
| ... вновь открывал для себя что-то важное | |||||
| ... что-то менял так, что все улаживалось | |||||
| ... в целом избегал общения с людьми | |||||
| ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | |||||
| ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | |||||
| ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | |||||
| ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | |||||
| ... говорил о том, что я чувствую | |||||
| ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | |||||
| ... вымещал это на других людях | |||||
| ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | |||||
| ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | |||||
| … отказывался верить, что это действительно произошло | |||||
| ... я давал обещание, что а следующий раз все будет по-другому | |||||
| ... находил пару других способов решения проблемы | |||||
| ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | |||||
| ... что-то менял в себе | |||||
| ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | |||||
| ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | |||||
| ... молился | |||||
| .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | |||||
| ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему |
Приложение 2
Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками Московского медицинского института имени И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации). «САН» представляет собой бланк (Таблица 1), на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что Вам предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака). Шкала оценок представлена семью градациями. Между парами слов расположены цифры 3–2–1–0–1–2–3, а задача состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую Ваше состояние в момент обследования.
Каждую категорию характеризуют 10 пар слов. Десятикратное предъявление полярных слов — характеристик одной и той же категории позволяет получить более надежные данные.
Инструкция: необходимо соотнести свое состояние со шкалой 3 2 1 0 1 2 3 каждой пары признаков. Например, между парой утверждений «САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ» и «САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ» расположены цифры 3 2 1 0 1 2 3. Цифра «0» соответствует среднему самочувствию, которое обследуемый не может отнести ни к плохому, ни к хорошему. Находящаяся слева от «0» единица отражает самочувствие — выше среднего, а цифра три — соответствует прекрасному самочувствию. Те же цифры в этой строке, стоящие справа от цифры «0», аналогичным образом характеризуют самочувствие исследуемого, если оно ниже среднего. Таким образом, последовательно рассматривается и оценивается каждая строка данного опросника.
В каждом случае, в отношении каждой пары утверждений Вы осуществляете свой выбор, отмечая необходимое значение шкалы «3 2 1 0 1 2 3».
При обработке результатов все оценки перекодируются в ряд от 1 до 7, причем балл «3» шкалы 3 2 1 0 1 2 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1, балл «0» оценивается цифрой 4, балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 7.
Например:
| 7 6 5 4 3 2 1 | ||
| ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ |
| 1 2 3 4 5 6 7 | ||
| ПАССИВНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | АКТИВНЫЙ |
Итогом анализа результатов исследования является сумма значения баллов по отдельным шкалам — «самочувствие», «активность», «настроение».
Производится расчет суммы баллов согласно ключа к тесту.
Самочувствие сумма баллов за вопросы: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность сумма баллов за вопросы: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение сумма баллов за вопросы: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученная по каждой шкале сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу.
- < 30 баллов — низкая оценка;
- 30 — 50 баллов — средняя оценка;
- > 50 баллов — высокая оценка.
Заполняется итоговая таблица, делается вывод о текущем уровне самочувствия, активности, настроении.
Таблица 1
Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
| САМОЧУВСТВИЕ ХОРОШЕЕ | 3 2 1 0 1 2 3 | САМОЧУВСТВИЕ ПЛОХОЕ |
| ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СИЛЬНЫМ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЛАБЫМ |
| ПАССИВНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | АКТИВНЫЙ |
| МАЛОПОДВИЖНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПОДВИЖНЫЙ |
| ВЕСЕЛЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ГРУСТНЫЙ |
| ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ |
| РАБОТОСПОСОБНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | РАЗБИТЫЙ |
| ПОЛНЫЙ СИЛ | 3 2 1 0 1 2 3 | ОБЕССИЛЕННЫЙ |
| МЕДЛЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БЫСТРЫЙ |
| БЕЗДЕЯТЕЛЬНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ДЕЯТЕЛЬНЫЙ |
| СЧАСТЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | НЕСЧАСТНЫЙ |
| ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | МРАЧНЫЙ |
| НАПРЯЖЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | РАССЛАБЛЕННЫЙ |
| ЗДОРОВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БОЛЬНОЙ |
| БЕЗУЧАСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УВЛЕЧЕННЫЙ |
| РАВНОДУШНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВЗВОЛНОВАННЫЙ |
| ВОСТОРЖЕННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УНЫЛЫЙ |
| РАДОСТНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЕЧАЛЬНЫЙ |
| ОТДОХНУВШИЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | УСТАЛЫЙ |
| СВЕЖИЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ИЗНУРЕННЫЙ |
| СОНЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВОЗБУЖДЕННЫЙ |
| ЖЕЛАНИЕ ОТДОХНУТЬ | 3 2 1 0 1 2 3 | ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ |
| СПОКОЙНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ОЗАБОЧЕННЫЙ |
| ОПТИМИСТИЧНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ПЕССИМИСТИЧНЫЙ |
| ВЫНОСЛИВЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | БЫСТРО УТОМЛЯЕМЫЙ |
| БОДРЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВЯЛЫЙ |
| СООБРАЖАТЬ ТРУДНО | 3 2 1 0 1 2 3 | СООБРАЖАТЬ ЛЕГКО |
| РАССЕЯННЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
| ПОЛНЫЙ НАДЕЖД | 3 2 1 0 1 2 3 | РАЗОЧАРОВАННЫЙ |
| ДОВОЛЬНЫЙ | 3 2 1 0 1 2 3 | НЕДОВОЛЬНЫЙ |
Итоговая таблица
| Результаты | |
| Самочувствие | |
| Активность | |
| Настроение |
Приложение 3
Конфронтационный – принятие ответственности.
Результат: UЭмп = 0
Критические значения
| UКр | |
| p≤0.01 | p≤0.05 |






